Воинственный скептицизм: латиноамериканский опыт

Aug 03, 2011 10:03




Краткая история Центра по изучению и опровержению лженауки, действовавшего в Аргентине с 1990 по 2000 год

Феномен лженауки стал одним из центральных в программе Всемирной конференции научных журналистов, прошедшей недавно в Катаре. Ей посвятили несколько семинаров, эту проблему так или иначе затрагивали в различных выступлениях и на дискуссиях. STRF.ru представляет адаптированный доклад аргентинского журналиста Алехандро Агостинелли, с которым он выступил на секции «Investigating Pseudoscience».

- С 1990 по 1994 год я был членом Аргентинского центра по изучению и опровержению лженауки (Centro Argentino para la Investigación y Refutación de la Pseudociencia - CAIRP), первой организации в Латинской Америке, аналогичной действовавшему в США Комитету научного рассмотрения свидетельств паранормальных явлений (CSICOP, ныне это Комитет скептических исследований - CSI). Наш центр располагался в Буэнос-Айресе и занимался продвижением идей научного скептицизма и развенчанием лженаучных теорий. Мы издавали собственный печатный журнал El Ojo Escéptico («Око скептика») в формате таблоида с намеренно пародийными заголовками и часто выступали в СМИ, представляя другую сторону лженауки. Я расскажу об опыте CAIRP и итогах его деятельности, прекратившейся в 2000 году.

Справка STRF.ru:
Алехандро Агостинелли (Alejandro Agostinelli), журналист-фрилансер, специализирующийся на проблемах лженауки. Живёт в Буэнос-Айресе (Аргентина). С 1982 года Алехандро пишет об уфологии, новых религиозных течениях, паранормальных явлениях и необычных суевериях в газеты и журналы, такие как Conozca Más, Descubrir, NEO and Pensar. В 1990 году он стал сооснователем Аргентинского центра по изучению и опровержению псевдонауки (CAIRP), первой в Южной Америке группы скептиков, занимавшейся изучением лженауки. Редактировал журнал El Ojo Escéptico («Око скептика»).
С 2002 года Агостинелли основал несколько интернет-проектов скептической направленности (Dios!, Magia Crítica, Factor 302.4). В 2009 году увидела свет его книга «Invasores - Historias reales de extraterrestres en la Argentina» («Захватчики. Реальные истории об инопланетянах в Аргентине»). Развивал образовательный проект Imaginalien вместе с директором агентства спецэффектов the Metamorfosis FX’s Жерардо Бернштейном (Gerardo Bernstein) и бывшим директором N.A.I.C's Arecibo Observatory в Пуэрто-Рико Даниелем Альтшулером (Daniel Altschuler).
В последние годы Алехандро Агостинелли сменил воинствующий скептицизм на антропологический подход

В начале 1990-х, когда появился CAIRP, в Аргентине процветало движение New Age, что означает «Новая эра» (вики). Представители этого движения тяготели к различным религиозным, мистическим течениям. Они пропагандировали альтернативную медицину, народное целительство, астрологию, различные техники предсказания судьбы, контроля сознания, искали НЛО. Всё это были не новые идеи, но на пике популярности в те годы, а главным их транслятором служило телевидение. Оно распространяло псевдонаучные сюжеты, не давая научной альтернативы. Аргентинские СМИ вообще были эксклюзивными агентами псевдонауки, пока их не остановил CAIRP. Наша группа предлагала в качестве ньюсмейкеров и экспертов учёных и скептически настроенных людей, способных дать публике сбалансированную точку зрения на природу таинственных явлений или, по крайней мере, показать, что есть повод в них сомневаться.

Справка STRF.ru:
«Новая эра»
New Age было модным направлением, очень неоднородным, без явных лидеров, но имевшим естественную привлекательность для людей. Последователи New Age не отрицали науку полностью, а использовали её авторитет как прикрытие для своих лженаучных концепций, лечебных услуг, мистических и религиозных суеверий.
Скептиков же в то время рассматривали как приверженцев научного догматизма и называли «debunkers», что можно перевести как «разоблачители чуши»

Членов нашего центра объединяли общие взгляды и опыт. Мы читали скептическую литературу о паранормальных явлениях, сами расследовали необычные случаи и занимали воинственную позицию по отношению к обманщикам доверчивой публики. Почти все мы были молодыми учёными или энтузиастами науки, и, чтобы придать больше авторитета нашей инициативе, мы предложили почётное членство в CAIRP известным критикам лженауки, в первую очередь Карлу Сагану, Мартину Гарднеру и Марио Бунге (канадский физик и философ науки аргентинского происхождения). В каком-то смысле использование авторитетов противоречило принципам нашей организации - мы ведь были скептиками, но в данном случае нужно было, чтобы СМИ нас заметили, и это сработало.

Какие причины побудили нас заняться организованной демистификацией лженауки? В целом стандарты скептицизма в СМИ в то время были слабыми. Ещё более слабыми они были в отношении псевдонаучных теорий и всего экстраординарного. Наблюдался дефицит научных журналистов. Сталкиваясь со свидетельством паранормального явления, журналист должен соблюдать принцип объективности, который заключается в том, чтобы описать факт и представить его со скептической точки зрения. Скептицизм должен быть традицией журналисткой работы. Нужно обучать людей скептическому мышлению, чтобы помочь им распознавать обман. Ведь часто слепое доверие приводит к угрозе их здоровья и здоровья их близких.

Далее о изучении и опровержении лженауки читайте здесь

лженаука

Previous post Next post
Up