Своим видением поделилась ректор САФУ Елена Кудряшова
Развитие какой-либо сферы напрямую зависит от наличия там харизматичных и умелых лидеров. О том, какими качествами должен обладать лидер в научной сфере и как подготовить необходимые кадры, рассказала корреспонденту STRF.ru в рамках открытия проекта "
Ломоносовский обоз. Дорога в будущее" ректор Северного Арктического федерального университета Елена Кудряшова.
- Каким должен быть лидер в научной среде?
- С одной стороны есть некие формальные показатели, которые лидер научного направления или школы должен выполнять, чтобы, например, претендовать на получение грантов. Поэтому он, безусловно, должен быть лидером в научном смысле: основателем научной школы, создателем уникального подхода и так далее. Но с другой стороны, как лидер-организатор, он должен помнить тенденции современного развития научного знания и выявлять перспективные направления. Сегодня, безусловно, это междисциплинарные и кросс культурные подходы, которые формируются и разрабатываются, как правило, большими коллективами ученых, участники которых могут быть рассеяны и по России, и за рубежом. То есть, он должен уметь координировать усилия всех участников, должен делегировать полномочия, потому что он его рол - быть неким идеологом, человеком, который аккумулирует всю информацию по своему направлению. При этом очевидно, что отдельные вопросы в рамках этого направления отдаются на рассмотрение подгруппам.
Кроме того, я считаю, современный лидер в сфере организации науки должен понимать ответственность и за дальнейшее её развитие. Это значит, с одной стороны, опираться на молодежь, прислушиваться к мнению талантливых ребят, а с другой стороны, отвечать за последствия того или иного открытия, которое будет совершено в рамках его проекта.
- Настоящий научный лидер должен работать в сфере фундаментальной науки или больше ориентироваться на производство?
- Мне кажется, успешных и при этом чисто фундаментальных проектов сегодня очень мало, их можно по пальцам пересчитать. Бо́льшая часть исследований сочетают и фундаментальную, и прикладную составляющую.
Далее о современном научном лидерстве читайте здесь