«Поднимет» ли краудфандинг производство фермерской продукции в России?
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Этим известным выражением французского кулинара Жана Ансельма Брийя-Саварена, вполне охарактеризовать бурно развивающееся тренд персонифицированного производства и доставки продуктов питания. Когда продукты привозят под конкретного человека из конкретного места, этомногое может рассказать о покупателе - если, конечно, заказ станет достоянием гласности. Через крупные торговые сети добиться индивидуализации питания практически невозможно -это поле для игроков меньшего порядка - фермерских хозяйств.
Как горожанину найти «того самого» поставщика и как фермеру заявить о себе?
STRF.ru рассмотрел некоторые стратегии.
Всем миром
Один из способов вполне себе в духе времени, это краудфандинг. Термин, образованный от английских слов Crowd - толпа и Funding -финансирование говорит сам за себя: это хорошо известная концепция «с миру по нитке», но с привлечением интернет-ресурсов. Авторство термина приписывают журналисту Джеффу Хауи, который в 2006 впервые использовал его в своей статье «
The Rise of Crowdsourcing».
Как бы то ни было, добавление коммуникационных возможностей глобальной паутины в традиционную концепцию возымело положительный эффект. На специальных краудфандинговых площадках в интернете успешно «запускаются» самые разные проекты - от фильмов и социальных сервисов до фермерских хозяйств.
Краудфандинг не всегда безвозмезден, и это, безусловно, подогревает интерес. Наряду с полностью благотворительными проектами существуют предложения об инвестициях в качестве предзаказа на конечную продукцию или даже в обмен на право участия в развитии бизнеса (аналогично акционерным обществам). А с помощью социальных сетей можно создавать дополнительный контент и продвигать проект среди «живых людей».
Для фермеров, немалая часть которых начинала с маленького приусадебного участка и не слишком задумывалась о бизнес-стратегиях, предпочитая «делать своё дело», обратиться к людям напрямую легче, чем в банк или к крупному инвестору. И зачастую продуктивнее.
Но у краудфандинга есть свои особенности. Это сбор средств под конкретный проект, а для ведения сельского хозяйства требуются постоянные вливания.
«Посмотрите, успешные проекты, - поясняет предприниматель из Кургана Александр Кокшаров, - подавляющее большинство не имеют отношения к производству чего либо материального. Чаще всего - книги, фильмы, игры: "развлекуха" и "обертки", красивые, но пустые».
Далее об импортозамещении с полей и огородов читайте здесь