Как заинтересовать массы царицей наук. - Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Николай Андреев
Лаборатория популяризации и пропаганды математики. Звучит не очень заманчиво и немного абсурдно. То ли слон в посудной лавке, то ли запылившиеся диафильмы на полке кладовой, то ли боевая единица бюрократических отчётов. Впрочем, за дверью с одноимённой табличкой скрываются вполне реальные и осмысленные вещи - большой светлый кабинет, складные столы-стулья, книжный шкаф с главными книгами нон-фикшн последних пяти лет и, конечно, стеллажи, забитые деревянными модельками по мотивам разных математических задач. Заведующий лабораторией математик Николай Андреев рассказал мне в этом форпосте научпопа, чем чреват ЕГЭ по самой точной науке, почему Перельману не нужна популяризация и что объединяет математику с игрой на скрипке.
Справка:
Николай Николаевич Андреев - заведующий лабораторией пропаганды и популяризации математики в Математическом институте им. В.А. Стеклова РАН. По окончании Механико-математического института МГУ поступил в аспирантуру и в 2000 году стал кандидатом физико-математических наук. В 2010 году получил премию Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных с формулировкой «за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний»
От пифагоровых штанов до тысячемерного пространства
Популяризация математики - звучит расплывчато и очень официально. А что вы вкладываете в это понятие?
- На деле официального мало. Вот учёные собираются на семинар и что-то там друг другу рассказывают, спорят между собой. Это тоже популяризация. Только, чтобы математик пришёл в экстаз, достаточно формулу написать, а для общества уже не так. Здесь нужно объяснять очень просто и одновременно интересно, бороться за внимание. И чем ниже уровень образования общества, тем больше и лучше нужно популяризировать науку. Потому что это не только проблема математики или всей науки. Это проблема общества. Поэтому учёные должны заниматься популяризацией, вот и мы в 2002 году попробовали начать с небольших фильмов по мотивам моих научных задач. Получилось неплохо, людям нравилось. Институт поддержал эту деятельность, создал лабораторию, и надеемся, этому примеру последуют и другие академические институты.
Далее о популяризации и пропаганде математики читайте здесь