Академия наук: поворот великого князя

Jun 13, 2013 13:49




История президента, с которого началась новая эпоха для российской академической науки

Академия наук всегда претендовала на особую роль в истории. Собственно, именно с таким, особенным предназначением она и создавалась по распоряжению Петра I в 1724 году, и пополнить её ряды в любом качестве во все времена считалось и считается почётным. С самого основания до наших дней в Академию помимо учёных устремлялись политики и общественные деятели, меценаты и коммерсанты, порой искренне веря в то, что сам факт попадания в академическую среду возносит их на недосягаемые академические высоты. В этом материале мы расскажем об одном руководителе Академии наук - великом князе Константине Константиновиче, единственном представителе династии Романовых, стоявшем во главе самой важной в России научной структуры. Его роль неоднозначно оценивают специалисты, однако сходятся во мнении, что в период его правления началась новая история отечественной академической науки.

Формальным поводом вспомнить двенадцатого президента Академии наук стала одна из секций международной научной конференции «Династия Романовых: традиции благотворительности и меценатства», прошедшей на днях в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Она так и называлась - «Династия Романовых и российская наука и образование», и сразу несколько докладов в ней были посвящены событиям более чем столетней давности, в гуще которых оказывалась тогда ещё Императорская академия наук. Высшая власть в тот период относилась к ней с необычайным благоволением. Её президентами назначались приближённые ко двору вельможи. Академики удостаивались высочайшей аудиенции, а нередко и угощения, а в знак благодарности за оказанное покровительство посвящали монархам свои труды, называли их именами новые виды растений. С 1803 года положение несколько изменилось: академия вошла во вновь созданное Министерство народного просвещения, её президент утратил право личного обращения к императору и доклады обо всех важнейших академических делах представлял ему через министра. Тем не менее Академия по-прежнему именовалась Императорской и находилась под покровительством императорского дома. Кураторство монаршей семьи по отношению к академической науке особенно чётко проявилось в 1889 году, когда впервые президентом Академии стал член царской фамилии, великий князь Константин Константинович.

Примечательно, что незадолго до получения этой должности, присутствуя на одном из академических собраний, он сделал такую запись в своём дневнике: «В Академии народа было немного. Непременный секретарь Веселовский читал самым невнятным и вялым голосом скучнейший отчёт, и это чтение продолжалось около целого часа. ...Митрополиты Платон и Исидор, думая, что шепчутся, говорили громко. Я зевал громко, глядел на дурно выбритое лицо министра Делянова, сидевшего рядом, и чувствовал, как разбаливается голова».
Далее об истории становления российской академической науки читайте здесь

РАН, академия наук, Романовы

Previous post Next post
Up