Праздник непричастных

May 09, 2010 13:16

Снова настал этот день. День главного праздника страны, пышность празднования которого может сравниться с таковой разве что у Нового Года. Адепты Культа Победы радостно растрачивают бюджетные деньги на разгон облаков, расчистку улиц, развешивание транспарантов и флагов. И возникает прелюбопытнейший вопрос: почему именно этой победе отдаётся такое предпочтение? Разве не было победы над Наполеоном или избавления от татаро-монгольского ига? "Она ближе всего хронологически", "она наиболее масштабна" - вот примеры простых, доступных для понимания неправильных ответов.

Какие же особые качества присущи именно этому историческому событию? Чего недостаёт остальным победам? А недостаёт им банального пафоса решительной "победы добра над злом": не получается ни из тихо разваливающейся Золотой Орды, ни из весьма культурного и благожелательного Наполеона сделать символ "вселенского зла", эдакое национальное историческое пугало.

Таким образом очевидно, что к непосредственно истории этот праздник имеет наималейшее отношение, и его значение следует искать в идеологической области. Какие же идеологические штампы наполняют информационное пространство сегодня?

Героизм солдат

Множество рассказов о том, как некий солдат с помощью вышеупомянутого героизма, винтовки/перочинного ножа/танка/левой пятки/<вставить недостающее> и такой-то матери уничтожил 5, 10, 20, 30 ... более 9000 солдат и техники неприятеля. О том, что в 95% процентах случаев эти истории не подтверждены никакими фактическими доказательствами, разумеется умалчивают, как умалчивают и о том, что необходимость в героизме солдат есть результат бездарности командования, превышавшей все разумные пределы.

Любовь к Родине

То, что пытаются вдолбить населению власти через все эти отвратительно пышные празднования успеха в резне: ваши деды любили Россию, жертвовали ради неё жизнью, и вы её должны любить, не важно какой. Это вполне предсказуемый и давно используемый штамп:

"Мнимые ступени истины.
Одно из обычных ошибочных умозаключений состоит в следующем: так как кто-либо правдив и искренен в отношении нас, то он говорит правду. Так, дитя верит в суждения своих родителей, христианин - в утверждения основателя церкви. Точно так же не хотят допустить, чтобы все, что люди защищали в прежние века, жертвуя своим счастьем и жизнью, было только заблуждением; вместо этого иногда говорят, что это были ступени истины. Но, в сущности, полагают, что, когда человек честно верил во что-либо, боролся и умер за свою веру, было бы слишком несправедливо, если бы его одушевляло, собственно, только заблуждение. Такое явление представляется противоречащим вечной справедливости; поэтому сердце чувствующего человека всегда утверждает против его головы следующее положение: между моральными действиями и интеллектуальными познаниями всегда должна иметься необходимая связь. К сожалению, дело обстоит иначе: ибо вечной справедливости не существует."

А любить Россию, разумеется, следует через поддержку линии Партии. Здесь есть несколько подлогов:
1) Под угрозой насилия государство всегда пытается выдать себя за "родину" и приписать себе некую высшую и неоспоримую ценность, ибо только так элиты могут сравнительно добровольно гнать массы на убой ради своих целей, этим массам зачастую совершенно чуждых.
2) Не деды жертвовали своей жизнью, ими жертвовало государство, присваивая себе высшее право распоряжаться жизнями своих граждан, как сочтёт нужным. Да, ваша "Родина" совершенно не интересуется, хотите ли вы за неё умирать, не хотите ли. И очень удобно назвать "героической жертвой" то, что по сути является результатом государственного насилия.

Борьба с фальсификацией истории, а на деле - поощрение совершенной исторической безграмотности и веры идеологические мифы.

Весьма забавно слышать рассуждения о такой борьбе от тех, кто даже не различает итальянский фашизм и германский нацизм и искренне рассуждает о "фашистской Германии". Очень часто ныне встречается возмущённый возглас "не смейте приравнивать советский социализм к фашизму", однако никаких объективных возражений за этим не следует. Это ожидаемо, ведь их и не может быть: фашизм Муссолини просто честнее, ибо напрямую утверждает примат государственных интересов над личными в то время, как советский социализм сначала устанавливает примат или "диктатуру" пролетариата и его интересов, а затем незаметно присваивает государству исключительное право определять и выражать эти интересы.

Что же мы получаем в итоге? А в итоге мы получаем неуклюжий идеологический конструкт, которым некомпетентная "национальная элита" пытается вызвать к себе народную любовь, упорно натягивая на себя маску "Родины" (в которую, надо сказать, весьма упитанная, вскормлённая на доходах от экспорта ресурсов, харя уже не влезает) и объявляя всех несогласных "врагами Родины" и "фальсификаторами истории".

Победа над фашизмом.
Вот что интересно: любящие порассуждать о том, как лихо народы СССР "разгромили фашизм", обычно даже не знают, что представляет собою это политическое устройство. Тот факт, что, несмотря на такую "победу", принципы, изложенные в "Доктрине фашизма" Муссолини, в наши дни применяются практически всеми крупными государствами (и в первую очередь - этой страной), эти товарищи предпочитают игнорировать. А фашизм по прежнему побеждает по очкам :)

P.S.
31. Оружие - это средство, порождающее несчастье, оно достойно того, чтобы его отвергнуть.
Поэтому человек, следующий Дао, его не использует.

Достойный правитель - уступчив. Только для защиты он применяет силу. Он использует все возможности, чтобы сохранить мир.

Прославлять себя военной победой - это значит радоваться убийству людей. Того, кто радуется убийству людей, - можно ли его уважать?

А уважение ведёт к благополучию. Благополучие способствует созиданию.

К несчастью же - ведёт насилие.

Если убивают многих людей, то об этом нужно горько скорбеть. Победу следует отмечать похоронной церемонией.
18. Если в стране отвергли Великое Дао - начинаются разговоры о “гуманизме”, “правосудии”… Но в этой ситуации такого рода мудрствование есть лишь великое лицемерие!
Подобно этому, когда в семье раздор, - начинаются требования “сыновней почтительности” и “отцовской любви”…

А когда в целом государстве царит такой беспорядок - появляются лозунги “патриотизма”, “любви к отечеству”…

- Лао Цзы, "Дао Дэ Цзин"

идеология, политика, День Победы

Previous post Next post
Up