Генерал Штеменко и катастрофа 1941 года

Mar 25, 2024 14:06

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/1941.htm)

Генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко (1907-1976), в отличие
от маршала Баграмяна, в своих воспоминаниях "Генеральный штаб в
годы войны" уделяет начальному периоду войны всего одну главку
(стр. 28-46), да и ту называет осторожненько: не "Катастрофа" или
"Крушение иллюзий", а "В дни огорчений и надежд". Типа мы были
несколько опечалены, о, да. Такая краткость и такая сдержанность
удивительны.

В Оперативное управление Генерального штаба Штеменко был напра-
влен осенью 1940 года. Правда, попал в Ближневосточный отдел. Но
с началом войны он был частично подлкючен к работе по Юго-Запад-
ному и Западному фронтам. Начав войну подполковником, в ноябре
1943 года уже был генерал-полковником.

Маршал А. М. Василевский у К. М. Симонова ("Глазами человека
моего поколения"):
"Когда я, уходя последним, уже был в дверях, Сталин позвал меня
обратно. Я зашёл, поняв, что он хочет говорить со мной, с одним
из нас троих.
- Чтоб вы знали, товарищ Василевский, почему мы освободили Ште-
менко. Потому что он всё время пишет и пишет на вас, надоело. По-
этому решили освободить.
Так Сталин объяснил мне тогда причины снятия Штеменко.
Впоследствии я мог убедиться в правильности его слов, держа в
руках документы."

Имелось в виду снятие Штеменко с должности начальника Генера-
льного штаба 17 июня 1952 года.

* * *

С. М. Штеменко, в порядке анализа причин катастрофы 1941 года
("Генеральный штаб в годы войны", стр. 21):
"Иные говорят, что мы совсем не были готовы к отражению нападе-
ния противника, что армия наша воспитывалась в расчете на легкую
победу. И хотя подобного рода высказывания принадлежат, как пра-
вило, людям невоенным, вокруг них громоздится обычно непролазный
частокол мудреной специальной терминологии. Утверждается, напри-
мер, что из-за неверного якобы понимания характера и содержания
начального периода войны у нас неправильно обучались войска бое-
вым действиям именно в этот период.

Утверждение столь же смелое, сколь и невежественное. Ведь поня-
тие «начальный период войны» - категория оперативно-стратегичес-
кая, никогда не оказывавшая сколько-нибудь существенного влияния
на обучение солдата, роты, полка, даже дивизии. И солдат, и рота,
и полк, и дивизия действуют в общем-то одинаково в любом периоде
войны. Они должны решительно наступать, упорно обороняться и уме-
ло маневрировать во всех случаях, независимо от того, когда ве-
дется бой: в начале войны или в конце ее. В уставах на сей счет
никогда не было никаких разграничений. Нет их и сейчас."

Это у Штеменко так думалось, наверное, от его неспособности или
несклонности работать с нюансами.

Если в уставах ничего не прибавилось по поводу "начального пе-
риода войны", значит, некоторая важная работа не была проделана
ещё после советско-финляндской войны и уставы плоховатые. Впро-
чем, особенности начального периода войны касаются в основном вы-
соких военных инстанций.

Начальный период войны -- это время, когда уточняются особенно-
сти и возможности противника: вооружение, тактические приёмы и т.
п. А ещё уточняются его замыслы. А ещё обнаруживается, что своя
сторона готовилась в основном к "предыдущей войне" и надо срочно
перестраиваться. Кто быстрее доизучит противника, поймёт особенно-
сти текущей военной ситуации и соответственно адаптируется (наско-
лько это возможно), тот сделает большой шаг к своей победе.

Вдобавок начальный период войны -- время проявления реакции
других государств на происходящее. Эта реакция очень важна и не-
редко даже имеет решающее значение.

Если противник напал более-менее внезапно, пытается осуществ-
лять блицкриг и удерживает инициативу, то начальный период войны
тем более имеет свои особенности. К примеру, в это время отсутст-
вует сплошной фронт, обстановка довольно неясная, много диверсан-
тов, много паникёров, идёт перестройка психики (приспособление к
новым условиям существования). Нет смысла расстреливать трусов,
потому что это трусы по большей части условные, трусящие времен-
но.

Вдобавок в начальный период войны идёт переформирование руково-
дящих кадров на всех уровнях: люди раскрываются, кто на что го-
разд в критических условиях. Блиставшие в мирное время -- на па-
радах, учениях и в штабных играх -- не всегда оказываются блиста-
тельными в условиях настоящей войны. Это в общем-то давно извест-
но, так вот именно начальный период войны -- время отсева.

Далее, люди в начальный период элементарно приобретают опыт,
доучиваются воевать. Надо ожидать от них большего количества оши-
бок. У немцев есть такое понятие -- врабатывание (Einarbeitung).
Втягивание в работу. Оно может требовать несколько дней, недель,
а то и месяцев. Немцы этому врабатыванию придают большое значе-
ние. В боевую работу тоже необходимо втягивание.

Первый бой -- самый трудный. Если игнорировать это в уставах и
на практике, расплата будет кровавая. Ну, она для РККА такой и
оказалась.

Там же у Штеменко (стр. 21-22):
"Довольно часты разговоры о том, что у нас-де недооценивалась
опасность войны с Германией. В защиту этого неверного соображения
выдвигаются подчас совсем смешные доводы о неудачной будто бы
дислокации войск в военных округах, на которые возлагалось при-
крытие и оборона западных границ. Почему неудачной? А потому, ви-
дите ли, что крупные силы, входившие в состав приграничных окру-
гов, были расположены не на границе, а на удалении от нее. Между
тем и практикой и теорией давно доказано, что в любом виде боевых
действий главные силы обязательно эшелонируются в глубину. Где
больше должно быть сил и как глубоко надлежит их эшелонировать -
вопрос очень сложный. Здесь все зависит от обстановки и замысла
военачальника."

Значит, военачальники недоучли обстановку, и их замыслы были с
большими дефектами. Практика -- критерий истины. А практика пока-
зала, что войск совсем близко от границы оказалось маловато, а
подтягивание резервов из глубины своей территории было затрудни-
тельным. А отступать к резервам (ко второму эшелону) начальство
категорически запрещало. В итоге немцы били РККА по частям: в
первую очередь громили те войска, что находились у самой границы
изначально, потом те, что подтягивались в сторону границы с запо-
зданием и потому оказывались не усилением, а следующими порциями
на уничтожение, причём их уничтожение частично осуществлялось ещё
на маршах -- авиацией, дорогами. Короче, удалённость войск от
границы не соответствовала возможностям их перемещения.

Всё у того же Штеменко (стр. 22):
"Элементарной неосведомленностью в военном деле объясняется,
видимо, и то, что некоторые товарищи объявляют ошибочным извест-
ное положение довоенных уставов Советской Армии о подчиненной
роли обороны по отношению к наступлению. Таким приходится напо-
мнить, что это положение действительно и поныне."

Такую "элементарную неосведомлённость" проявил, к примеру, мар-
шал Баграмян, который заявил, что РККА пострадала в "начальный
период войны" отчасти из-за того, что не училась в своё время от-
ступать.

Баграмян И. Х. ("Так начиналась война", стр. 170):
"Мы перед войной, чего греха таить, учились главным образом на-
ступать. А такому важному маневру, как отступление, не придавали
должного значения. Сейчас мы расплачивались за это. Командиры и
штабы оказались недостаточно подготовленными к организации и осу-
ществлению отступательных маневров. Теперь, на второй неделе вой-
ны, нам пришлось, по существу, заново учиться самому трудному ис-
кусству - искусству отступления."

Ещё один разительно "неосведомлённый" маршал -- А. М. Василевс-
кий ("Дело всей жизни", стр. 143):
"Безусловно, искусство, требуемое от полководца при организации
и проведении оборонительных операций в условиях современной вой-
ны, также является очень сложным, важным и большим военным искус-
ством."

Можно ли выиграть войну исключительно (ладно, по преимуществу)
оборонительными действиями? В принципе ДА -- если это война обо-
ронительная, а не захватническая. Во вражескую столицу ты, навер-
ное, таким образом не войдёшь, но пробомбить её сможешь.

Айкидо -- по преимуществу оборонительное боевое искусство: ай-
кидока не атакует, а отбивает атаки. И в карате есть школа, в
которой не атакуют первыми, а реагируют на атаки противника. С
такими навыками даже можно стать "грозой района", если злить
противника настолько, что он будет нападать.

Огромное преимущество обороняющегося -- в оборудованности его
позиций. Выгода оборудованности противопоставляется выгоде вне-
запности. Вдобавок не приходится заниматься провокациями, чтобы
убедительнее свалить на другую сторону вину за развязывание вой-
ны. Готовящемуся к обороне вовсе незачем рассредоточивать свои
силы вдоль границы: на границе должно быть лишь столько сил,
сколько требуется, чтобы выстоять до подхода высокомобильных ре-
зервов по заранее подготовленным удобным путям (которые в случае
прорыва противника, возможно, будут испорчены и заминированы).
Нападающий должен попадать в ловушки и засады, подрываться на
минах, увязать в инженерных препятствиях. Хорошо подготовленная
оборона превращает противнику его наступление в муки адовы.

Тра-та-та про то, что наступательный стиль -- правильный, эф-
фективный, а оборонительный -- так себе, идёт от скрываемого
стремления к экспансии.

война, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up