Ремарк и импрессионисты. Часть 1. Винсент Ван Гог.

Aug 29, 2015 01:33



"Картины - такие же эмигранты, как и вы, - сказал Силверс. - Иногда они попадают
в самые неожиданные места. Хорошо ли они себя там чувствуют вопрос особый."
Э.М. Ремарк, Тени в раю.
Своей обширной коллекцией предметов искусства Ремарк во многом обязан роману с молодой немецкой актрисой Рут Альбу.





В 1930 году, в Берлине, Ремарк, который только что оформил развод с Ютте, нашел во много его младшей Рут не только романтическую привязанность, но и женщину которая в значительной степени повлияла на формирование его вкусов. Рут убедила его вложить внезапно ставшие поступать со всех сторон гонорары за многочисленные переиздания "На Западном фронте без перемен" подыскав ему дом в швейцарском Порто Ронко, ставший Ремарку прибежищем во всех смыслах до конца его жизни. Дочь антиквара, она познакомила его с совладельцем берлинской картинной галереи Вальтером Файльхенфельдтом (Walter Feilchenfeldt), одним из самых крупных в Европе экспертов по живописи модернистов, который стал ключевой фигурой в постепенном превращении коллекции Ремарка в одно из лучших частных собраний своего времени. Поначалу, Ремарк, руководствуясь исключительно своими эстетическими предпочтениями, совершал покупки скорее для того чтобы сделать обстановку своего нового дома более комфортабельной и изысканной - восточные ковры, венецианское стекло, картины, античные статуэтки и фарфор, всецело доверяясь при этом советам Фельхенфельдта. Но постепенно, проштудировав с помощью Рут десятка два книг по искусствоведению, сам стал в значительной степени экспертом, а со временем превратился в серьезного коллекционера.

Развод мало что изменил в отношениях Ютты и Ремарка, она по прежнему жила в его берлинской квартире и во многом присутствовала в его жизни, и отношения с Рут, терпевшей долго, но не бесконечно, через два с половиной года расстоились. А дом над озером, растущая коллекция, обретенная изысканность в манере одеваться и вкус к тонким винам и искусству - остались. Ремарк и Рут останутся в дружеских отношениях, и она потом напишет трогательные мемуары, рассказывая в них что Ремарк был "влюблен в одиночество, закутываясь в него, словно в свои элегантные кашемировые пуловеры".

Наиболее значительная картина в коллекции Ремарка с которой и началось его пожизненное увлечение импрессионистами - Ван Гог, "Железнодорожный мост через авеню Мунмажур(Avenue Montmajour), 1888". История ее полна драмы, а персонажи этой драмы прямо или косвенно нашли свое отражение в книгах Ремарка.




Если во Франции инициатором популяризации творчества Ван Гога стал Амбруаз Воллар, парижский маршан по примеру Поля Дюран-Руэля рассмотревший и начавший выставлять в своей галерее художников-модернистов, то в Гемании эту роль сыграл салон Бруно и Пауля Кассирер (Bruno, Paul Cassirer).

Пауль Кассирер, 1912

Их Kunstsalon, открытый в Берлине в 1898 году и влючавший издательство и галерею, активно поддержал Берлинскую Сецессию , а после отхода Бруно от дел превратился в один из центров специализирующийся на новой волне в искусстве.



Выставочный зал Берлинской Сецесии 1904 / Kunstsalon Paul Cassirer, 1904

В 1901 году Бруно отходит от дел салона, а Пауль Кассирер в том же году устраивает в галерее первую в Германии выставку работ Ван Гога. До 1914 года он, связанный теперь непосредственно со вдовой Тео Ван Гога - Йоханной, организует десять выставок картин Ван Гога в Германии и Голландии. За 35 лет существования через салон прошли много, возможно треть если не более, от всех известных на сегодня картин, рисунков и писем Ван Гога. В том числе и два вида написанных Ван Гогом в октябре 1888 года в Арле, - мосты были одним из его излюбленных сюжетных предметов.




Начиная с 1905 года Пауль Кассирер влючает "Авеню Мунмажур" Ван Гога, иногда указанную как "Виадук в Арле", позже как "Железнодорожный мост", в программу нескольких выставок, но покупает ее только в 1910, для того чтобы преподнести ее в качестве свадебного подарка Отилии Годфруа (Ottilie Godeffroy) - популярнейшей в то время австрийской актриссе театра и кино выступающей под сценическим именем Тилла Дюрье.
В каталогах выставок Ван Гога проводимых салоном в 1912, 1914 и 1926 годах эта картина значится как собственность Тиллы Дюрье.







Оскар Кокошка, "Тилла Дюрье" | Франц фон Штюк, "Тилла Дюрье в образе Цирцеи"




Огюст Ренуар, Тилла Дюрье в платье к своей роли в пьесе Б.Шоу "Пигмалион". Июль 1914 | Фото: Искалеченный артритом Ренуар пишет портрет Тиллы Дюрье в своей студии в Париже

Спрос на Ван Гога французских модернистов растет, “Kunstsalon Paul Cassirer" процветает и расширяется начиная предлагать публике работы немецких экспрессионистов. В 1923 году Кассирер открывает отделение в Амстердаме и берет в партнеры Грете Ринг и работающего у него с 1919 года Вальтера Файльхенфельда.
Гром разразился в 1926 году, когда найдя новую любовь - Людвига Катценелленбогена, генерального директора крупного пивоваренного концерна, Тилла потребовала у Пауля развода. С Людвигом ее объединила страсть к театру, он стал главным спонсором Theater am Nollendorfplatz в веймарском Берлине - их с Тиллой совместного проекта.
В здание суда, при виде бумаг приготовленных для официального оформления развода на Кассирера обрушилось осознание безвозвратности потери, он выходит в соседнюю комнату и стреляется. Как и Винсент Ван Гог, который стал значительной частью его жизни, Пауль Кассирер скончался только наутро следующего дня.



Тилла Дюрье у могилы Пауля Кассирера

После смерти Кассирера Вальтер становится главным управляющим салона. В этом качестве он и познакомится с Ремарком в 1930 году. В это время, после биржевого краха 1929 года в США, который произвел катастрофический эффект и на европейские деловые круги, Ремарк, еще не очень знающий цену обрушившихся на него внезапно денег, был для Файльхенфельда очень ценным клиентом. Но со временем взаимное уважение и объединяющий интерес к искусству, где Вальтер выступал одновременно и экспертом и ментором, переросли в долголетнюю искреннюю дружбу. Последующие обстоятельства эту дружбу лишь упрочили и углубили.

В 1933 году, после прихода к власти нацистов, из Германии начинается исход тех кто отнесен новой властью к нежелательным элементам либо предвидит вероятное развитие событий. Тилла Дюрье, бежит с новым мужем в Швейцарию, а у Людвига возникают острые проблемы с банками финансирующими его предприятие и он на грани банкротства. Срочно нужны деньги, и продажа картины является спасительным выходом из положения. Вальтеру, как еврею, пришлось оставить должность управляющего в салоне, его теперь возглавляет Грете Ринг, но старые связи на месте и он продолжает работать со своей клиентурой. И кто же может лучше продать Ван Гога чем галерея его открывшая для Германии? Вальтер обращается с предложением к Ремарку, и в декабре 1933 года Ремарк покупает Avenue Montmajour за 80 тыс. швейцарских франков, примерно равных  20 тыс. долларов (сегодня - около $280 тыс.) - сумма весьма значительная с учетом времени и обстоятельств, хотя и меньше чем картина стоила бы при несрочной продаже.

В провенансе картины, отслеживающем владение и регистрацию в каталогах выставок, после Тиллы указан как владелец в том же 1933 году Макс Мейровски (Dr. Max Meirowsky) - крупный германский промышленник и страстный коллекционер.



Точные обстоятельства неизвестны и факт продажи нигде не зафиксирован, но маловероятно чтобы Мейровски, обладатель великолепной коллекции купил Ван Гога у Тиллы Дюрье чтобы тут же его перепродать. Скорее всего он просто выступил посредником "одолжившим" свое имя уже бежавшей в Швейцарию Тилле чтобы помочь в оформлении сделки.
Свою обширную коллекцию, в которую входили превосходные картины и скульптуры французских и немецких модернистов Макс Мейровски вывезти так и не сможет. Как плату за разрешение покинуть страну в ноябре 1938 года он продаст ее, уже инвентаризированную государственными службами, за бесценок специально отведенному скупщику - история идентичная "Золотой Адели" Климта. Многие предметы из этой коллекции и сегодня находятся в списке разыскиваемых предметов искусства.

По другим данным Мейровски одолжил деньги под залог картины до того как найдется покупатель. Но так или иначе, Тилла Дюрье обратилась к Файльхенфельдту, а тот тут же предложил картину своему другу и наиболее важному клиенту. Ремарк, узнав цену, ответил лишь: "Что ж, тогда я ее куплю".

Тилла и Людвиг провели в Швейцарии 4 года, но когда стало ясно что война неизбежна и неизвестно остановит ли ее швейцарский нейтралитет - двинулись подальше от рейха, в Хорватию. Людвиг пытается получить визу на въезд в США, но страна закрыта для эмиграции. Война настигнет его в Греции, в 1941 году он будет арестован Салониках и погибнет три года спустя в Заксенхаузене. Тилла переживет войну и вернется в 1952 в Западную Германию и на сцену. В 1971 году ее похоронят рядом с могилой Пауля Кассирера.


Но это все в будущем. А сейчас "его Ван Гог" - одна из самых больших радостей Ремарка. Он отдал за нее весь гонорар заплаченный журналом Colliers за серию рассказов опубликованных на волне успеха экранизации в США повести "На Западном фронте без перемен. Это больше чем он может себе позволить, ведь с этой суммы еще надо уплатить налоги, но умение считать деньги никогда не было одной из сильных его сторон. Картина висит в его кабинете в Порто Ронко, она будет висеть в его спальне в Калифорнии, в квартире где его коллекции физически нет места. Когда порвав с Марлен Дитрих он уедет из Беверли Хиллз в октябре 1942 года в Нью-Йорк, чтобы максимально отдалиться от нее даже географически, в дневнике Ремарка появится запись приоритетных шагов на новом месте - первый звонок Наташе [Палей], "лучику света среди кукол и обезьян", потом повесить на стену Ван Гога. Вместе с ним картина вернется после войны в Швейцарию, в дом прилепившийся к скале над озером.
До конца его жизни, в его доме, где бы этот дом ни был, перед его глазами всегда будет мост над авеню Мунмажур в Арле, наполненный пронзительным ощущением так хорошо ему знакомого отчаянного одиночества посреди спешащих мимо людей, каким его увидел Винсент Ван Гог холодным днем 13 октября 1888 года.


Верхнее фото: Ремарк в своей квартире в Нью-Йорке в начале 1950-х. Избегавший по возможности съемки, хотя и преследуемый фотографами бульварной прессы, Ремарк предпочел сделать одно из редких "постановочных" фото на фоне своей любимой картины. Хорошо виден также женский портрет работы Ренуара.

ЧАСТЬ 1. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ.
ЧАСТЬ 2. ПОЛЬ СЕЗАНН.
ЧАСТЬ 3. ЕДГАР ДЕГА. КАМИЛ ПИСАРРО.
ЧАСТЬ 4. ОНОРЕ ДОМЬЕ. КЛОД МОНЕ.
ЧАСТЬ 5. КАРТИНЫ ПОЛЕТТ.

Ремарк

Previous post Next post
Up