Пожиратель грехов / The Order (2003)

May 29, 2013 16:01



[Трейлер]

image Click to view



Русское название у фильма, пожалуй, излишне страшное. Поначалу даже подумалось о третьесортной штампованной мистике переходящей в треш, но нет - анонс заинтриговал, да и любопытно было посмотреть на Хита Леджера и Питера Уэллера!




[Завязка сюжета]Алекса Бернье, экзорциста и одного из немногих оставшихся в живых представителей рода каролингов, отправляют в Рим для расследование одного очень странного убийства. Его сопровождает Томас, собрат Алекса по роду каролингов и коллега по экзорцизму. Вскоре, рядом с Алексом оказывается девушка Мара - его недавняя клиентка (или лучше сказать - пациентка) из которой он изгнал демонов.



Этой тройке персонажей и особенно Алексу предстоит пролить свет на то, что скрыто во тьме, открыть древнюю тайну и переосмыслить очень многое...


Конечно, в фильме есть некоторое количество страшных сцен, но всё же сюжет главным образом драматический с неоднозначной идеей. В чем-то фильм может напомнить "Код Да Винчи" и "Ангелы и демоны", возникнет ассоциация с "Адвокат дьявола" и "Контстантин".

[Подробно и со скринами]Главные персонажи бОльшую часть сюжета действуют по велению Церкви, но в то же время они всё больше и больше ощущают себя вне её. Последние из знаменитого, но еретического рода, они - наследники многих опасных знаний предков. И всё бы ничего, но часто знание - враг Веры и потому на Алекса идет давление сразу с двух сторон - знания заставляют сомневаться в справедливости и Церкви, и даже Бога, а сама Церковь не тратит времени на разговоры, могущие вернуть каролингов на путь Истины, но гневно хмурится


и всё больше дает понять, что они идут к ереси или уже стали еретиками т.е. изгнанниками, изгоями и даже проклятыми.

- Кто ты? Ты - человек?
- Я плачу, смеюсь, бреюсь, сплю, я даже любил однажды давно… Я - человек, Алекс?
-…
- А ты - человек?
- Я - священник…

С такими настроениями Алекс подходит к раскрытию тайны убийства, к существованию в мире, среди остальных людей Пожирателя грехов. Нет, Пожиратель - не чудовище, по крайней мере, внешне. Простой человек, обретший знания того, как взять на себя грех любого человека, каким бы преступником он бы ни был. Пожиратель приходит к тем, кого не могут простить родные и близкие, кому отказывает в прощении Церковь и даже Бог. Пожиратель забирает на себя всё зло, что было в том человеке, и тем самым очищает его, позволяя обрести покой в раю.





Уильям Эден. Он был еще мальчиком, когда увидел смерть своего отца. Тот был простым рабочим на главной стройке католического мира - собор святого Петра. Строительные леса подвели, отец Уильяма упал с высоты и, конечно, погиб.




Тут бы ему по обряду отпустить грехи и пристойно похоронить, но... К тому времени отец Уильяма был отлучен от Церкви за кощунство (достаточное спорное, но по тем временам...), а, значит, не имел права на отпущение и умер без исповеди, отяжеленный бременем грехов.

- Строить храм Божий он годился, а в рай путь закрыт. В Иерусалиме мой брат отдал Церкви юность, а в соборе святого Петра - отдал кровь. Но перед смертью Церковь от него отвернулась и, когда его душа распростерлась между небесами и адом, другой отпустил ему грехи, другой дал ему покой.

С появлением в сюжете Уильяма главная идея фильма обретает четкость, а также появляется короткая и немаловажная любовная линия.


- Почему ты любишь подсолнухи?
- Мне всегда казалось, что подсолнухи - уродцы в прекрасном мире сотворенным Богом. Они напоминают мне кривые зубы вокруг зияющего рта. Но, решив сотворить подсолнухи заново, Бог понял, что они прекрасны. Они - гениальная ошибка.
- Вроде нас с тобой.

Честно говоря, не принимаю я эту ассоциацию, но параллель всё же ясна. Подсолнухи - те самые грешники, которых изгнали из общества, куда на край. Они уродливы и в тоже время прекрасны, потому и заслуживают прощения.

Вообще христианство - как православие, так и католичество - верит, что все люди созданы благими и могущими прожить жизнь без греха, остальное - дело самого человека, вопрос его решений, его собственной свободной воли. Но, судя по всему, сценарий фильма придерживается другой точки зрения. Грешники - гениальная ошибка Бога, люди, сотворенные немного ущербно, но всё равно достойные обрести покой и райскую вечность. Это - один из моментов, где фильм проходит буквально по краю между дозволенным размышлением и тем, что верующие называют богохульством.

Сам Пожиратель - несчастная жертва обстоятельств и черствости, источник того, что можно назвать высшим милосердим, и в то же время он - гордыня во плоти.


Пожиратель ненавидит Церковь, он знает все грехи людей (только тех, над кем был проведен обряд), каждую ночь он мучается от этого, но, проснувшись по утру, становится тверже камня (образно), потому что имеет ключи от рая. Кажется, даже, что за счет последнего он мнит себя, если не выше, то справедливее и милосерднее Бога. Человек, ставший выше всех ангелов по добродетели, а потом павший до состояния дьявола.

Последнее очень сочетается с тем, какие разговоры он ведет с Алексом, убеждая его в отречении от Церкви, чтобы начать жизнь простого человека со всеми причитающимися удовольствиями и земной любовью. Дьявол соблазняющий верующего.

И последняя скандальная составляющая фильма - еще один кивок в сторону католической Церкви, а точнее в сторону высшего священства. Если говорить проще, то в сюжете есть линия, по окончанию которой станет ясно, что кое-кто из Ватикана знал о Пожирателе с самого начала и использовал это, чтобы стать папой Римским.


- Я стану папой. Папой воином. Главой Церкви, которая вернет собственность, святость и власть!

Эхехе, сурово и в то же время уже не ново. Фильмы, где католическую Церковь обвиняли в малом и большом уже были и в достаточно немалом количестве. В чем-то обвинения (и в этом фильме тоже) справедливы, в чем-то, конечно, перебарщивают из-за личного запала сценариста и ради пафоса-зрелищности самого фильма.

Кстати, насчет пафоса и всего такого. В концовке, конечно, не без этого, но на мой личный взгляд конец не слащавый - зло побеждено и наказано, но добро не расплывается в счастливой улыбке на солнечной поляне. Можно даже сказать больше - зло ушло, но оно успело получить своё, ввергнув добро в ту тьму, из которой вышло.

Еще несколько мометов на которые хочется обратить внимание:

- Кроме всех тех идей, которые я уже расписал выше, фильм проседает по части показа сцен ритуалов экзорцизма. Я, конечно, понимаю - разным людям те обряды даются с разным напрягом, а тут у нас потомки каролингов, но... всё равно слишком просто =\ Деревянный крест, одна единственная, повторяющая по циклу фраза и через секунд десять-двадцать бесы капут. Объяснить этот минус можно только одним - фильм не об экзорцизме! Поэтому сцены изгнания бесов длятся считанные секунды, появляются в сюжете раза два и не более, чтобы лишь подчеркнуть призвание главных персонажей и освободить место основному действу.

- Второй минус - это образ Пожирателя. По сюжету говориться, что поглощенные от других людей кошмары мучают его, но только ночью. Проблема в том, что днем он очень уверенный и спокойный человек. Уильям родился аж в 15-ом веке и за это время, под прессом почти что адских кошмаров он сумел сохранить волю, умение держать себя в руках? Не верю! Пусть даже днем у него передышка, всё равно. За эти веки он должен был стать психопатом, потерявшим рассудок чуть менее, чем полностью. Минус объясняется только тем, что образ Уильяма-Пожирателя подтягивают к образу дьявола т.е. разума, который сошел с ума, но вполне может выглядить спокойно, говорить убедительно и так далее.

- Спецэффекты.






Я не могу назвать компьютерную графику фильма шикарной, но мне кажется, что именно ненавороченное оформление кадров поглощения грехов придает фильму допольнительный стиль. К тому же хе-хе, теперь я знаю, чем вдохновлялся режиссёр "Призрачный гонщик", когда создавал на экране мелькающие в огненном хаосе картинки злодеяний :) Плагиат-с!


Если кратко, то фильм не развлекательный, явно на любителя. Сюжет не топорный, но опытным киноманам, уже смотревших определенное количество фильмов подобной тематики, может показаться скучным. И всё же, чисто для коллекции любителей мистики или поклонникам уже названных актёров, рекомендую!

детектив, фильм, мистика, драма, ужасы, мелодрама, Вера в Бога, рецензия, актёр

Previous post Next post
Up