Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988)

May 27, 2013 09:28




[Начальные титры фильма с перечислением внушительного списка наград!]

image Click to view




Когда-то, еще в подростковом возрасте смотрел этот фильм. В те годы фильм мне просто понравился, но я увидел в нем посвящение искусству кино и только. Недавно сразу по нескольким причинам решил пересмотреть и, как часто бывает, сюжет открыл новые стороны :)

[Завязка сюжета]Известного режиссёра Сальваторе де Витта извещают, что в маленьким сицилийском поселке, где он когда-то жил, умер некий Альфредо. Жена, которая и передала эту новость, понятия не имеет кто такой тот неизвестный старик и какое до него должно быть дело её мужу. Возможно, когда-то Сальваторе и знал этого человека, но это был очень давно, как будто бы в прошлой жизни.

Передав всё мужу, жена засыпает. Сальваторе ложится рядом и погружает в воспоминания




этой ночью перед ним и перед зрителем пройдут картины его детства и юности, почти забытое уже прошлое вернется так, будто и не уходило.

Самое первое впечатление о фильме - этот сюжет со всеми его эмоциями могли снять только итальянцы, да французы! На первом получасе южная экспрессия задает тон фильму наравне с всем остальным. Причем, эмоциональность здесь кажется совсем не фальшивой (как часто бывает в фильмах другого, низкопробного класса), разве что только непривычной для более уравновешенного по темпераменту россиянина :)

[Подробно и со скринами]На том же первом получасе, гипер-эмоции создают неслабый контраст, которому суждено стать одной из главных составляющих фильма. Маленький мальчик Тото показательно дремет на у церковного алтаря




но "загорается" при виде киноэкрана и тем более киноаппарата, за которым орудует механик Альфредо.





Кажется, кроме нового фильма, киноленты в руках и кинопроектора, Тото ничего больше и не надо.
В тоже время вокруг него Италия разоренная Второй Мировой войной. Хорошо еще, что деревня, где живет Тото и остальные, на переферии событий, но это никак не спасает ни от бедности, ни от трагических вестей с фронта. Мать Тото в постоянном напряжении, ждет возращения или хотя бы какой-нибудь весточки от мужа, ушедшего воевать в Россию.

- Мам, а Россия далеко?
- За год не доберешься, за год не вернешься...

Одинокой женщине нужно, чтобы её единственный сын не тратил время на развления т.е. кино, а занимался насущными делами, которые в будущем помогут ему стать трезвым врослым человеком, опорой семьи.







Мечты, страстный порыв души против жёсткой действительности. Именно это по моему и есть главная суть фильма. О том же говорит и самый первый кадр, самый первый операторский план.




Одинокая чаша на карнизе, перед огромным морем. Кому-то этот кадр покажется бессмысленным, кто-то увидит в этом совсем другие посылы, но... Вспомните концепию творчества, когда в душе у поэта, художника, писателя, композитора буквально горит! Таких людей буквально распирает и сама идея, и желание поскорее отдать свою задумку людям, чтобы сделать их жизнь чуточку лучше и радостнее. Как часто бывает, такой человек одинок, а перед ним толпа жаждущих, кого нужно "накормить", кому нужно передать частичку своего заряда. Людское море благодарное сейчас и равнодушное в следующую секунду.

С одной стороны можно сказать, что жестокая реальность даже борется с людьми, которые мыслят возвышенно и творчески, но, глядя на разницу судеб Альфредо и Сальваторе, начинаешь понимать, что жизнь не борется с творчеством и бескорыстием, жизнь лишь испытывает на прочность.

Именно поэтому Тото почти официально принимает эстафету киномеханика у Альфредо, когда с тем случается несчастье. Интересно, что несчастье, возгорание пленки, происходит именно в момент, когда Альфредо чуточку нарушает закон и дает возможность людям посмотреть фильм бесплатно, задаром!




Владелец кинотеатра как-то пытается восстановить порядок вещей, потребовать платы за просмотр, но люди лишь машут руками и гонят бизнесмена прочь. И лишь потом всё происходит по русской народной поговорке: "не делай добра - не получишь зла"...

Альфредо временно отходит на второй план, а маленький Тато упивается счастьем - он у киноаппарата и его мать не против т.к. пребывание сына в кинотеатре - это уже не бездумное увлечение, а работа, за которую мальчику (как это не парадоксально) платят! Первое испытание пройдено, но всё еще только начинается.

Сальваторе растет. Вот он подросток, юноша, почти мужчина! А вот и первая любовь.




Горячее и, как часто бывает, безответное чувство, которое требует от влюбленного Сальваторе всё его внимание и всю его пылкость. С одной стороны - это естественно, с другой - такие "горящие" люди рождены, чтобы служить массам, а не строить свою любовь. Получается, любовь - предательство, да и вообще, стоит ли оно того?




Как-то раз король пригласил к себе на бал самых красивых принцесс, какие только были на свете. И надо же... Один бедный солдатик в карауле увидел вдруг королевскую дочь. Она была прекраснее всех и он, естественно, тут же в неё влюбился. Но... Мог ли простой солдат рассчитывать на взаимность королевской дочери? Нет, конечно. Тем не менее, он подстерег её в саду и отважился сказать, что не может без неё жить. Его пылкость, сила его чувства произвели на принцессу такое впечатление, что она сказала солдату: "если простоишь ровно 100 дней и 100 ночей у меня под балконом, то я обещаю стать твоей. Солдатик не раздумывая пошел и встал под её балконом. День стоит, два дня, двадцать дней, двадцать пять и каждый вечер принцесса проверяла - там ли он? А он будто прирос - всегда на месте! Гром гремит, ветер свищет, дождь хлещет, он знай стоит! Птицы делают ему на голову, его искусали пчелы, а он стоит, как приковенный. Так прошло восемьдесят дней. Он побледнел, он исхудал, из глаз его струились слезы. Он не вытирал их - не было сил. Не было сил даже для того, чтобы уснуть. А принцесса ждала - выдержит ли он до конца? И вот, на исходе 99-ой ночи солдатик вдруг повернулся и ушел прочь! (с) Альфредо

Возможно, эта история самого Альфредо. Приукрашенная, конечно, но смысл всё равно ясен - несчастная любовь, послужившая поводом для разочарования не только в конкретной девушке, но и вообще в романтике. Но, мне думается, эту притчу можно понимать и шире! Солдат - это такой человек, как Альфредо, Сальваторе или другие, кто похож на них внутренним "огнем". Принцесса - всё то прекрасное, что манит за собой, что даёт силы, но при этом постоянно испытывает тебя на прочность бедами и несчастьями.

Солдат из притчи не дождался всего одного дня, самую малость, но за тот срок, какой он отстоял, многое для него изменилось. То прекрасное, что до того времени стоило любых потерь и лишений, обесценилось. Да и может ли прекрасное быть таковым, если оно требует вынести ради себя ужасные вещи? Выходит прекрасное обманчиво, лживо и даже жестоко, а, значит не стоит усилий?

Чем глубже человек, чем сильнее способен он любить, тем больше горя поджидает его на пути ибо он сознает, что путь его лежит в никуда. (с) Альфредо.

С одной стороны - всё так, с другой получается, что и солдат, и Альфредо сдались, не выдержали всего, что им нужно было пройти, потому и не получили счастья. Но суждено ли тоже самое Сальваторе или его путь хотя немного благополучнее?

Юноша, действительно, оказывается счастливее своего учителя. Пусть и не надолга, но Сальваторе обретет любовь, причем, аккурат после того, как разочаруется в ней.




И пусть эта любовь не будет вечной, как в мечтаниях романтиков-идеалистов, но это и не нужно. Сальваторе рожден совсем не для того, чтобы стать добропорядочным семьянином. Возлюбленная будет для него только передышкой перед теми этапами пути, что впереди.

Пребывание в армии по призыву невольно разлучит его с Еленой, атем Сальваторе предстоит ощутить на себе саму историю. Это произойдет в тот момент, когда он вернется из армии, ступит ногой на плитки площадки своего родного городка. Всё вокруг так привычно и в то же время чуждо, по той простой причине, что даже за тот короткий срок, когда Сальваторе не было дома, прогресс пришел в родную, тихую провинцию и стал там причиной больших перемен.




Война уже отгремела, Италия (как и другие страны) восстанавливается и начинается капитализация, власть бизнеса. Новые люди совсем не похожи на того директора кинотеатра, который не смог ничего сделать против доброхота киномеханика и желания толпы. В новое время бескорыстным порывам души, кажется нет места и от этого такой родной кинотеатр "Парадизо", с заново набранным персоналом как будто уже чужой.




Это серьезный удар, но вслед за ним прямо в лицо летит урбанизация. Тот самый процесс который даёт очень многое городам-мегаполисам, но при этом отнимает почти всё у мелких городков. Там, где когда-то было оживление, теперь лишь запустение.
Прогресс летит вперёд, не замечая ничего и никого, а жизнь словно шепчет таким, как Сальваторе: "сможешь ли ты выдержать всё это?"

Можно выдержать, можно шагнуть в новое время и при этом остаться тем самым "горящим" человеком. Только для этого нужно...

- Какое бы поприще ты не избрал - люби его! (с) Альфредо




В конце концов, как можно сохранить в себе прекрасное, задавив в себе любовь? Никак нельзя. И многие нынешние фильмы потому и называют пустыми, потому что сделаны они были исключительно ради прибыли, а не ради передачи "огня" частички счастья, радости, утешения и любви. Творческий человек создает прекрасное, бизнес штампует "жвачку"...

Воспоминания заканчиваются, реальность входит в свои права. Сальваторе приезжает в места, где родился и рос. Все кого он знал стали стариками, вместо механических киноаппаратов приходят телевизоры с первыми видеокассетами и старик и потому бывший директором "Парадизо" всерьез думает, что будущее кинотеатров предрешено.





Сейчас, глядя на многомиллионые (и даже миллиардные! ) сборы фильмов в кинотетрах, зная о таких заманухах большого экрана, как IMAX и 3D, слова того персонажа кажутся смешными, но... Ведь, действительно были годы, когда аналитики и простые люди серьезно думали, что телевизор и видеоносители заменять большие экраны. Но это лишь к слову о той стороне этого фильма, которая создавалась, как посвящение киноискусству той эпохи и тех мест.

Похороны заканчиваются и Тото-Сальваторе де Витта окончательно уходит из прошлого, возвращаясь в настоящее, в большой город, где на экране современного кинотеатра по его просьбе покажут смонтированную в один фильм нарезку поцелуев из всевозможных старых-старых фильмов. И в тот момент, мелькающие с частотой 24 кадра в секунду, кадры будут не столько изображениями поцелуев, сколько символов той самой бескорыстной любви и страсти, которой должен "гореть" и жить человек, чтобы творить и быть источником радости и утешения для других.


Какие у фильма минусы... Боюсь, здесь я буду немного пристрастен и за идеей не разгляжу каких-то ляпов в показе итальянской истории и истории кинематографа. В этом отношении режиссёру фильма, Джузеппе Торнаторе, снявшего такой замечательный фильм, как "Легенда о пианисте" (101 место в рейтинге top250).

Поэтому я скажу лишь о двух минусах, да и то относительных. Кого-то может оттолкнуть эмоциональность фильма, практичным людям, возможно, придется не по душе сама идея сюжета, романтика творчества и кино. Всем остальным очень советую посмотреть или даже пересмотреть этот фильм хотя бы для того, чтобы поставить в уме галочку об ознакомлении :)

итальянское кино, фильм, достойно, история, одинокие матери, драма, премия, мелодрама, режиссер, рецензия, французское кино

Previous post Next post
Up