Финальная, 13-ая серия 2-го и последнего сезона вышла в эфир, озвучена LostFilm-ом и просмотрена. Теперь можно оглянуться назад, вспомнить с чего всё начиналось, какие надежды давало шоу и чем всё закончилось. Поехали :)
[Первый сезон в деталях]Сначала, конечно, лица, личности, персонажи, которые встречают зрителя на первых же кадрах.
Я родился 4 160 дней назад, 26 октября 2000 года Я живу 11 лет, 4 месяца, 21 день и 14 часов. И за все это время... я не сказал ни одного слова.
Мальчик Джейк сидит на верхней площадке башни связи. Вокруг него целый мир, но он смотрит лишь в свою тетрадь, куда быстро-быстро записывает цифры. Это не задачки по математике, это что-то другое - либо бессмыслица, либо то, что составляет суть всего, что есть в мире. Как это не невероятно, но последнее - верно и голос Джейка за кадром подтверждает нашу догадку.
Соотношение всегда остается неизменным. 1 к 1,618 снова, и снова, и снова. Закономерности, математические по своей сути, скрыты у всех на виду. Нужно только знать, где искать. То, что большинству кажется хаосом, на самом деле подчиняется тонким законам поведения. Галактики, растения, морские раковины. Закономерности никогда не лгут. Но только единицы в состоянии увидеть, как все кусочки складываются в единую мозаику.
Математика управляет миром - в этом одна из центральных идей сериала. Но сериал не будет грузить зрителя мощным sci fi, главное в Touch-математике - это судьбы людей.
На этой крошечной планете живет 7 080 360 000 человек. Это история о некоторых из них. Существует древний китайский миф о "красной нити судьбы". Он гласит, что боги обмотали красной нитью всех нас за щиколотки и привязали ее к тем, с жизнями которых нам суждено соприкоснуться. Эта нить может растягиваться или запутываться, но она никогда не порвется. Это все предопределено математической вероятностью, и моя работа заключается в том, чтобы отслеживать эти числа, чтобы связать тех, кому нужно найти друг друга... тех, с чьими жизнями нужно соприкоснуться.
Маленький мальчик смотрит на мир, видит связи, о которых другие даже не подозревают. Он - наблюдатель, но он и механик человеческих судеб. Правда, этот пост дается ему вместе с кучей личных проблем. Джейк не может говорить, боится прикосновений, никогда не смотрит в глаза. Из-за всего этого мир не видит в его цифрах ничего стоящего, но называет Джейка больным и даёт диагноз - аутизм.
В первом сезоне Джейк учится в специальной школе под приглядом соцработников, но при всём этом основная забота о мальчике всё же ложится на его отца - Мартина Бома. Это уже непростое дело, а, если еще учитывать, что Мартин - отец-одиночка, вдовец, потерявший жену (мать Джейка) во время небезизвестного теракта 9/11, то заботы, которые легли на его плечи, становятся в разы сложнее и тяжелее.
Собственно, именно эти моменты и притягивают к экрану в первом сезоне.
1) Неведомые человеку вселенские законы, которые можно познать через числа. 2) Невероятное сплетение и взаимосвязь и близких, и далеких от друг друга людей. 3) Таинственный и вместе с тем уязвимый и страдающий от своего дара мальчик, полностью и абсолютно погруженный в поток невидимый поток информации. 4) Драма отца, который непомерно любит своего сына и отчаянно пытается найти с ним контакт.
Сплетение судеб и важность каждого пустяка на том пути, который зовется жизнью, в Touch раскрыты чуть менее, чем гениально! Каждая серия первого сезона - это число и несколько людей, которые такие или иначе связаны. Все числа, какие дает своему отцу Джейк, это - опознавательный знак важного момента, важной вещи, важного места от которого зависит всё дальнейшее. В одной и той же серии цифры могут означать что угодно - точное время какого-то события, номер дома, квартиры или комнаты, даже размер угла данный в градусах дуги! Причем, то, что обозначают цифры, само по себе бесполезно и бессмысленно. Смысл возникает лишь тогда, когда каждый элемент действует вместе с остальными в слаженной системе, или же в тот момент, когда конкретный человек осознает важность элемента и своей волей (имеется в виду свобода воли. а не что-то экстраординарное) направляет события в должную сторону.
В такой системе могут быть связаны люди, которые никогда не знали и не узнают друга. Эти люди живут в разных городах и странах и на первый взгляд кажется, что их жизни ну никак не могут воздействовать на друг друга. Ан нет! Одно единственное действие человека в США может погубить или спасти японскую семью, а опрокинутые на клавиатуру книги создадут цепочку событий из маленькой квартиры в одним из американских downtown, до раскаленной войной и террором Ирака, где конечное событие всей этой линии спасет двух военных. Невероятно и почти сказка, но... Если не точно такое, то схожее в реальной жизни, действительно, бывает. И это уже не фантазия, а мой личный жизненный опыт. Бывали дни, когда цепочка событий складывалась так, чтобы что-то очень нужное становилось возможным, или наоборот - что-то абсолютно досягаемое упорно не хотело даваться в руки и уже другая цепочка событий и вещей переводили жизнь в другую, нужную колею.
Линия Мартина Бома - еще одна важная составляющая сюжета. Да-авно, еще летом 2012-го я скопировал в свой ЖЖ статью-интервью с Кифером Сазерлендом, где довольно подробно рассказано и о идее сериала, и о подготовке к нему. Плюс ко всему, в том интервью Кифер говорил о своем персонаже и его проблемах. Отец, который растит сына наперекор всем вся. Сказать, что Мартин любит Джейка - значит, ничего не сказать. Ну право слово, что еще может заставить мужчину 11 лет ухаживать за сыном, который не отвечает ему ни единым словом, никогда не смотрит в глаза (только в бумагу, в пол, в стену или вообще в сторону) и никогда не дает к себе прикоснуться! Родительская любовь как она есть.
Это очевидно уже в начале сериала, а сейчас, после просмотра всех серий, могу сказать точно, что таким отцам медаль надо давать! Возможно, образ Мартина Бома кому-то покажется идеалистиным, ненатуральным и прочая, но подумайте какое терпение и любовь надо иметь родителям настоящих детей-аутистов? В сериале Мартин, конечно, страдает от того, что несмотря на всю его заботу и все усилия контакта с сыном нет, но... Чем дальше по сюжету, тем больше Мартин проникается долгом не только отца, но и некоего служителя при гении. Фантастично, но это дает сил. Тем более, что в конце первого и во всем втором сезоне сценарий крохотными порциями, но размораживает Джейка и мальчик берет отца за руку, дарит легкую улыбку и т.п.
Мартин - всего лишь персонаж и потому сценарий классически ведет его от худшего к лучшему, а в реальной жизни перемены, если и приходят, то, наверняка, не так быстро. К тому же реальный человек живет и не знает - что ему готовит будущее - happy end или еще большие тяготы...
Все вышеперечисленные линии сшивает вместе центральная сюжетная нить - Мартин с помощью найденного Джейком, профессора Артура Де Витта медленно, но верно разгадывает таинственную последовательность чисел, которая по уверению Артура отражает суть всего. Последовательность названа по имени одной пациентки профессора - Амелии Роббинс, девочки, обладающей тем же даром, что у Джейка. Вот только... Амелия сама по себе загадка. Жива ли она или умерла при обстоятельствах, которые требуют своего объяснения?
Все эти части сюжета являются плюсами сериала, его достоинства ради которых стоит скачать или купить первый сезон и оценить на своём экране. Но там, где плюсы, там и минусы и наш пример - не исключение. Если в двух словах, то я полностью согласен с одним официальным критиком, который дал свой краткий обзор вскоре после окончание первого сезона. "Touch может быть как невероятно интригующим, там и невыносимо скучным". И к сожалению, он прав.
- Часто во время просмотра очередной серии казалось, что за идеей числовой связи нескольких людей, сценаристы напрочь забывают о проработке каждой отдельной линии, каждого важного (пусть и только для одной серии) персонажа. В итоге цифра, данная Джейком, связывает две-три топорные драмы. Возможно, это получилось от быстрого темпа работы сценаристов и всей остальной творческой группы. Идея возникала и её просто не успевали доработать до того, как давали команду на съемку эпизода по этому сценарию =\ - Актёры. К Киферу Сазерленду и Дэвиду Мазоузу претензий не имею. Но с теми исполнителями, которых приглашали ровно на одну серию, беда... Игра подчас откровенно слабая. Конечно, надо помнить, что проходные роли в телесериалах рассматриваются многими актёрами, как своеобразная тренировка перед ролями в больших фильмах, где уже надо будет выкладываться на все 100% Но зрителям-то хочется видеть достойную игру здесь и сейчас =\ И тем более обидно видеть такие серии, когда до этого и сразу же после сериал демонстрирует отличный, проработанный эпизод. Диссонанс качества... - Цифры, незримо связывающие собой всё - это безусловно высокая идея. Имея её в фундаменте сюжета можно было сделать Touch умнейшим сериалом, понимание которого - испытание для киномана. К сожалению, FOX решили сделать сюжет для гораздо более широкой аудитории и в результате этого посыл многих серий скатывается до прописных истин "что такое хорошо, а что такое - плохо". В довесок к этому идут классические для американцев темы различных свобод и прав всех-всех-всех. Например, часть сюжета одной серии - это две лесбиянки, думающие завести ребенка и подыскивающие для этого донора.
И с плюсами, и с минусами сериал подошел к концу первого сезона с неутешительными рейтингами. В рядах поклонников вообще думали, что Touch будет закрыт, однако, был дан "зеленый свет" на второй сезон, а посему To be continued