Stray (2022) или «Любовь, смерть и роботы» в комплекте с «Газонокосильщиком 2»
Aug 20, 2022 07:45
Что за странный у тебя заголовок? Причём тут вообще… Нет, не байт! Сейчас всё поясню, но по пунктам и по порядку. Заранее предупреждаю о том, что текст ниже - это НЕ всеобъемлющий обзор всех аспектов игры, а всего лишь субъективный отзыв того, на что я обратил внимание.
Коти-и-и-ик! :)) Ну разве я могу пройти мимо? Мимо вот этих вот глазок, усиков, носика, лапок, животика, хвостика и вообще? Да, я кошатник! :) А, если кто тут собачник, тому…
Пошёл на разноцветные огни киберпанка, а получил… постапокалипсис. И да, для меня такой поворот - это плюс. Потому что я уважаю киберпанк, а постапокалипсис обожаю!
И, если кто думает, что Stray - это такая милая игра без забот, где всё яркое и красивое, тот ошибается. Да, тут есть локации, где всё сверкает и переливается, где справа красный цвет, а слева синий, наверху оранжевый, а внизу вообще зелёный. И местная атмосфера в точности соответствуют фундаментальному принципу каиберпанка - High tech, low life.
И всё же, здешние персонажи - роботы, которые то ли обрели самосознание, то ли лишь имитируют жизнь, внешний вид и привычки людей. А вот люди тут вымерли, были истреблены, уничтожены своим же изобретением. Каким, естественно, не скажу, А раз кожаные мешки пожелали всем долго жить, значит, у нас постапокалипсис. И очень даже неплохой постапокалипсис под яркой, эффектной вывеской и в оболочке нуарного киберпанка. А потом оба жанра, ненадолго превращаются ещё и в оболочку для хоррора!
Естественно, тут нет крови, кишок, психопатов, монстров и демонов, но вот ты включил маленькую, незатейливую игру про милого, заплутавшего котика, а тут не что здорово загаженные и захламленные улочки, да проулки, тут целые локации, где всё облеплено чем-то жутким и мерзким, а потом ты видишь глаза! Гигантские глаза, которые смотрят на тебя со всех сторон со стен!
Так при чём же тут «Любовь, смерть и роботы» с сиквелом «Газонокосильщика»? С сериалом всё просто. Во второй серии первого сезона и в первой серии третьего три робота путешествуют по миру и пытаются разобраться… Почему же, почему же, почему же вымерли эти людишки? Большинство роботов в Stray пассивны, но часть активных персонажей в своих рассуждениях о прошлом как раз напомнили мне персонажей из сериала.
Но это личная ассоциация, из которой не вытекает никакого посыла. А вот с сиквелом «Газонокосильщика» всё серьёзнее. Сам фильм - откровенная категория B, а то и что-то похуже. Но в самом сухом остатке дилогия про человека, который с головой ушёл и улетел в виртуальную реальность.
Он вцепился в неё и жил не тут, а там. Потом его достали оттуда, вернули в реальность и, в конце концов, мы видим его на балконе, где он сидит со всеми, кто ему помог, и любуется не виртуальным, а настоящим закатом. К чему это? Где связь? Ну дык… Давайте вспомним Stray.
Абсолютное большинство роботов в таинственном тёмном городе не делает ничего. Они просто сидят, смотрят на мониторы или вообще в пустоту, кутаются, якобы медитируют, размышляют о философии, но на самом деле вообще ни о чём.
Вокруг них грязища, горы хлама и мусора, но они всё сидят и смотрят на мир смайликами на мониторах. Мониторы на ножках симулируют жизнь и привязаны, приклеены к мониторам. Монитор - смысл жизни. И монитор заместо головы. А котик… Котик - это странный, непонятный феномен, от которого мониторы почти неизменно выдают смайлики удивления.
Возможно, я ошибаюсь и вижу то, чего нет, но мне кажется, Stray не сколько про котика в киберпанке и не про котика в постапокалипсисе, не только воззвание за экологию, как было, например, в «Бегущем по лезвию», и даже не про тех, кто ютился в трущобах города-крепости Коулуна. Мне кажется, Stray как минимум в том числе про задротов, про тех, кто почти круглые сутки смотрит на монитор и общается с миром через цветные пиксели на экранах.
Про несчастных, вокруг которых развал, но они не способны ничего предпринять, потому что они попросту не умеют жить вне виртуальной среды. Они живут в духоте, темноте и все пришельцы извне вызывают неподдельное удивление, если не ужас. И лишь немногие из задротов способны втыкать в монитор, чтобы узнать, как им выйти из душной квартиры немножечко погулять и посмотреть на небо, голубое небо и солнце, но не из пикселей, а настоящее. И только котики, силой своей милоты способны помочь им преодолеть зависимость, чтобы не гуглить про небо, а взять и выйти во двор.
Правда, кхм, если уж прямо серьёзно и начистоту, тогда надо игру не про котика, а про собачку. Потому что котику в общем-то наплевать на хозяина, который в душной комнате втыкает в монитор. Они либо сами вообще без проблем дома сидят, либо будут проситься на улицу, но исключительно для себя, а не так, чтобы хозяина за собой потащить :) Но легенда гласит, что именно котики, котики, а не кусачие, злые и вообще нехорошие собаки правят во всемирной сети! :)
Минусы:
Их нет. Котики идеальны! :) Кто против, тот собачник и стало быть…
Ну ла-а-адно… Что тут у нас? Паркур без опасности сорваться. Это, потому что Stray такая милая, расслабляющая и невинная, что тут просто нет места досадным падениям котика с высоты? Ну так, пусть котик не умирает после падений, потому что у него не девять, а 100500 жизней. Нет, котик здесь вовсе не бессмертный и погибает как от налетающей хищной мелочи, про которую я не скажу, ибо спойлер, так и от разрядов электричества бдительной охраны на подходе к финалу.
Затянутость и не интуитивные миссии на открытых локациях. На IXBT Миша, он же Михаил Шкредов сказал, что Stray - это игра вдох и выдох. В обзоре StopGame сказали, что игра хороша и хорошо чувствует, когда игроку нужны перемены. Поэтому линейные локации, где надо прыгать в очевидную сторону, чтобы чуть погодя бежать от врагов, то и дело уступают локациям, где можно вволюшку побродить, полазать, познакомиться с кем-нибудь, чтоб что-нибудь узнать, и так далее. И с этим всё хорошо, а не хорошо то, что на локациях с персонажами практически безраздельно царствуют миссии «пойди, найди, принеси».
При этом пойти, найти, принести надо одному персонажу, чтобы получить от него нужное для другого и так далее до нужного нам результата. Максим Орлов на StopGame сказал только об этом, а я ещё и добавлю, что… Игра всё-таки про кота! Про умного котика с умным дроном в карманчике шлейки, но всё равно игра про кота! Какого тогда мне предлагают найти, точнее, украсть для одного персонажа одежду, но перед этим… Испортить три камеры наружного наблюдения, получить в награду кассету, зайти в служебные помещения магазина, найти магнитофон и вставить кассету, чтобы отвлечь хозяина магазина? Пусть даже заданием с порчей казённого имущества мне тычут в розовый нос, но всё равно… Такая цепочка интуитивна?! Тут же есть простые и даже элементарные, но интересные головоломки! Почему нельзя сделать фокус на них?
Вид от первого лица - это не вид из-за ушек котика! Вид от первого лица - это вид из глаз, блин! Но нет, я неоднократно пробовал именно вид от первого лица и всегда внизу экрана была чётка видна макушка кота и его ушки. Зачем тогда в принципе заявили камеру от первого лица, если реализовали не совсем так, как надо?
Задание, где котик мог бы и помереть. Мелочь, но я офигеваю от финального поручения, где нам надо… Расцарапать проводку в электрощитках! При этом, когда мы раздербаним, оттуда полетят искры, значит, котик мог распрощаться и с девятью, и со всеми 100500 жизнями. Кому пришло в голову сделать именно так? Ничего более безопасного для пушистого, беспомощного протагониста никто придумать не смог?
Ладно, котику нужно поспать, а мне закругляться. Stray получилась не идеальной и даже не милой от начала и до конца. Stray получилась милой, грустной, печальной и немножко жуткой. Особенно хорошо то, что игра не бессмысленна. А смысл, который мне чудится, хоть, может быть, и банален, но оформлен и подан в очень красивой, милой и трогательной упаковке. И вот теперь… Чао!