Довод / Tenet (2020) США

Aug 12, 2022 10:46





Режиссёр: Кристофер Нолан

Сценарий: Кристофер Нолан

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Майкл Кейн, Химеш Патель, Юрий Колокольников, Димпл Кападиа, Клеманс Поэзи и другие.

Добрался наконец. Всё-таки 20 гигабайт видео даже по современным, террабайтным меркам - это всё равно кое-что! И что же? К сожалению, скорее нет, чем да. А что не так? Много чего, но начну с плюсов,
[Spoiler (click to open)]
Собственно, плюсы :)

- Оригинальная идея. Хотя… Ну как оригинальная? Война будущего против прошлого - это «Конец вечности» Айзека Азимова. У Нолана, естественно, всё по другому, но ассоциация присутствует. Война миров с прямым и обратным ходом времени - это цикл романов «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Только в книгах автор разгулялся по просторам альтернативной истории, а тут шпионский боевик, шпионский триллер в настоящем времени. Но, если сложить 1+1 получим именно «Довод». Не совсем, но примерно в общих чертах и на американский лад.

- Драйв, экшен! В чём Нолан хорош, так это в демонстрации напряжённой работы спецов. Драки, погони, напряжение, когда счёт идёт на секунды, шикарный… Нет, не Ханс Циммер, а, внезапно, Людвиг Горанссон.







- Шикарные Джон Дэвид Вашингтон и Робертс Паттинсон. Джордж Дэвид Вашингтон конкретно вот здесь - это вообще пример более чем органичного кастинга чернокожего актёра. Харизматичен, брутален, крут! Роберта Паттинсона уважаю за то, что он снова и снова выходит из образа вампира для девичьих фантазий.





Вроде бы всё. Теперь к минусам.

- Личные ожидания. Отзывы не читал, обзоры не смотрел и поэтому ждал больше фантастику, нежели шпионский триллер и боевик. И вот я жду и жду, но из двух с половиной часов фантастики кот наплакал. Особенно тяжко было, когда оставил позади стандартные сто минут, а фантастика была в одной сцене. В одной единственной сцене! А в остальном спецслужбы, спецслужбы, спецслужбы, коварный русский олигарх и его кошмарные планы. Я не против игр спецслужб. Я очень даже за, но не тогда, когда ожидал большего. Потом фантастики стало больше. И Нолан вроде старался, чтоб фантастика проявлялась и напоминала бы о себе в том числе в мелочах, чтоб мир, задумка, концепция обрела глубина и целостность, но всё равно чего-то мне не хватило.

- Кошмарный русский олигарх, его несчастная жена и сын. ОК, всё понимаю, «Богатые тоже плачут», но… Простите, женщины, но именно вот здесь оно мне надо? Финальный твист оценил, но мне кажется, что арка жены олигарха была введена исключительно, чтоб в фильме была простая и понятная драма, чтоб фильм стал чуточку ближе обычному зрителю и особенно женщинам. Ну и, чтобы главный герой был не только спецом, но и продемонстрировал человечность, рыцарские качества!






- Нераскрытая драма. Ну вот не прочувствовал я =\ С одной стороны, всё понятно, но именно драма Сатора и его жены не раскрыта! Вообще. Сам Сатор вроде как стал дежурным таким обвинением в сторону тоталитарного, бесчеловечного СССР, где ни в чём не повинного посылают на верную смерть. И сам его план - это месть того, кого сломали и растоптали. Всё ясно? Да вроде бы.

Чувства матери, которую лишают возможности видеть сына, тоже как будто понятны. Но, видимо, я привык к большему погружению и к большему фокусу на демонстрации подробностей драмы и трагедии персонажей, а тут… Необходимый минимум, чтоб драма была, но не мешала разборкам спецов.

- Такой себе план… План русского олигарха, естественно, сумасшедший, но, если бы персонажу дали побольше экранного времени, показали бы отчаяние и безумие, то, в принципе, именно его можно было бы как-то понять. А вот логику тех, на кого он работал, я понять не могу…

У Айзека Азимова люди овладели хронопортацией и создали Вечность - замкнутую на себя реальность, которую отделили общего хронопотока, чтоб Вечность могла без проблем и каких бы то ни было рисков контролировать историю человечества. Но люди далёкого будущего воспротивились таким планам и, в конце концов… У Звягинцева воевали не два разных периода времени, а две разных вселенных. Чего им там надо было, чего они хотели, того уже не помню, но…

У Звягинцева мотивы антагонистов были сокрыты. По крайней мере, мне кажется, подробного расклада там не было. Вся разница была в том, что сверхцивилизация из реальности с прямым ходом временем была нам чуточку ближе, а аггры из реальности с обратным потоком действовали без жалости, сомнений и сожалений. Им был чхать на людей и поэтому персонажи вступили в союз с расой форзейлей. Да-да, как-то так.

Азимов по сути писал про свободу и диктатуру, только не в конкретной стране, а в истории человечества. И «Конец вечности» - это роман про диктатуру во времени, про борьбу с диктатурой и про свободное развитие народов без внешнего давления и контроля. А у Нолана… У Нолана люди будущего так обоср… Так сильно ошиблись, что захотели… Сначала нам говорят про гибель всех живущих, то есть прям хронопокалипсис! А зачем? А чёрт их там знает! Потом нам говорят про желание обратить катастрофу неизвестного века, то есть попросту изменить ход истории. ОК, вопросов нет, но...

Идея с войной будущего против прошлого по причине экологической катастрофы была в сериале «Fringe» от Fox. Но там Наблюдатели лично перемещались из своей реальности в наш век и лично влияли на историю, чем, кстати, давали отсылку на «Конец вечности» Айзека Азимова. А тут… Будущее общается с олигархом заочно, исключительно с помощью каспул времени, чтоб он, в конце концов, всё сделал за них. У них на кон поставлено всё, а отдувается один олигарх.





Прекрасно! Или тут такая условность? Во вселенной «Терминатора» во времени могла переместиться исключительно живая материя, органика. А вот металл и пластик был вынужден послать в прошлое Т800, робота в органической оболочке, а потом Т1000, способного немножко обмануть законы физики, имитировав плоть. А тут наоборот? Будущее посылает нам технологии, но живую силу, солдат, спецназ или лидера, способного взять всё в свои руки, они послать не могут? Нет. Протагонист сам, при поддержке коллег, перемещается пусть не на века, но всё равно в прошлое и даже рискует аннигилировать себя, прикоснувшись к собственной персоне из прошлого. Всё ОК? Тогда какого? Потому что... Итог, сухой остаток, послевкусие неутешительны.

Столько идей, а в сущности… Стандартный боевик про безумного, фанатичного террориста, который из кожи вон лезет и жаждет, чтобы рвануть ядрёну бомбу, чтоб отомсти-и-ить, чтоб показать, где раки зимуют! Фактически «Скала» с Николасом Кейджем и множество других боевиков, в том числе категории B. Банально, предсказуемо, скучно.


фильм, фантастика, драма, боевик, критика, режиссер, актёр, отзыв

Previous post Next post
Up