В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Мария Милютина, Юрий Кузнецов, Сергей Мурзин, Ирина Ракшина, Анатолий Журавлев, Андрей Федорцов, Андрей Краско и другие.
Раньше надо было смотреть. В те лихие года, когда со всей страной смотрел «Бригаду». В социальных сетях, в сообществах ностальгии по лихим и «святым» 90-ым до сих пор вспоминают Сашу Белого, Пчёлу и остальных, но…
Братки не были космонавтами, аквалангистами, учёными и путешественниками, поэтому они меня не восхищали, хотя какой никакой интерес вызывали. Сейчас братаны вызывают в лучшем случае равнодушие. Естественно, я не ждал от «Брата» разборок ради разборок. Я ждал атмосферную драму и легендарный посыл о том, в чём сила. Атмосферную драму я всё-таки получил, хотя именно атмосферу можно было бы нагнать и мощнее, но...[Spoiler (click to open)]Что тут легендарного? Не вижу. Не понимаю. Какие тут идеи? Ну разве что…
Когда нет надежды на власть, когда нет надежды на силы правопорядка, когда почти нет надежды на людей вокруг, невольно хочется верить в хрестоматийный образ бандита, но… С совестью? С понятиями? С принципами? Вот только тут проблема. По сути, единственный стоящий отрывок фильма - это его финал. Там, в принципе, при желании можно написать трактат про лучик света в тёмном царстве. Наверное, тут даже можно сказать про христианское всепрощение, хотя именно христианской темы тут нет даже близко. Ну ладно, гражданский гуманизм, элементарная человечность, душевность русского человека. Вопросов нет. Но писать трактат про нерушимые братские узы не хочется. Просто не хочется. И всё.
Потому что до этого Данила Багров меня не впечатлил. Да, вот как-то так, простите.
Как будто добродушный парень с глуповатым выражением лица, с несчастной матерью и конченным отцом легко и запросто, вообще без задней мысли позволил старшему братишке свалить работу киллера на младшего. Да-да, Данила был ему признателен за роль фактически отца. И всё-таки… Без вопросов и сомнений Багров стал киллером, чтобы потом убить всех нехороших, плохих и злых братков.
Да и посыл о том, что за брата надо порвать, каким бы он ни был, такой посыл как минимум неоднозначен. По словам продюсера фильма суть «Брата» том, числе в том, что развал СССР порвал связь народов и связь близких друг с другом. Да, была вполне себе гражданская война, но без тачанок, шашек наголо и общевойского. Воевал доллар с рублём, брат шёл на брата и всё трещало по швам. Но СССР уже не вернуть и поэтому надо бороться за близких. Простите, но.. Мне надо говорить, что у такого посыла есть обратная сторона?
А как насчёт того, что те же братские чувства и единство с семьёй всё развалили? Мне вспоминать рекламу, где мама приехала к сыну, который оп-па, стоит в почётном карауле. А она смотрит, но не поминает, почему бы ему не отойти с поста на пять минут или часок, чтоб гостиницы покушать и языком почесать о том, как ему жизнь в Москве и как там родня поживает. Подумаешь, почётный караул. И люди вокруг туда же, мол, да ладно тебе, подмигни маме, скажи что-нибудь, улыбнись, свои же люди, хорош устав слушать.
Мелочи? Безобидное видео? А сколько раз в позднем Союзе, в 90-х и позже связи, блат и родство значили больше, чем навыки, талант и прочее? Сколько раз именно клановость шла против того, за что заступался Данила Багров? Неприятная обратная сторона братских уз и кровного родства? Ладно, простите, личные триггеры. Возвращаемся к фильму...
И-и...Нет-нет, Данила - молодец, помог, кому мог, и наказал кого надо, чтоб мир стал чуточку чище. Но прямо до финала всю совесть, честность и человечность Багрова я вижу какой-то спонтанной. Вот у него включается совесть, а вот он без проблем готов пособить браткам, завалив и пугнув кого надо. В финале арка брата закончилась, а Багров каким был, таким и остался. Да, мне так кажется. Трансформации не случилось. Большой город, бандитский Петербург сломал его? По моему, нет. Он разочарован? Да. Сломлен? Нет. Он поклялся не работать с блатными? Да вроде бы, нет. Он зарёкся брать в руки оружие? Не думаю.
И не важно куда он уедет, потому что снова будет всё тоже. Разборки и спонтанная совесть. А потом он снова уедет. А так бесконечно, по кругу. Быть обычным он просто не сможет, но и стать беспринципным бандитом не сможет. Навсегда и навечно благородный бандит, который не нужен бандитам, потому что он благородный, и простым людям не нужен, потому что бандит.
Или в том и задумка? Лишний человек. Человек, которому ни с кем не по пути. Потому что время лихое и люди нелюдью стали, сломленными или хищными и подлыми. А он рубаха-парень, образ коллективного русского Ивана-дурака? Добрый, отзывчивый, вроде угрюмый молчун, но душа нараспашку. Сегодня головы сносит, завтра несчастного спасёт и за просто так денег даст. Так что ли? Или не так? Ну что ж, вот так уж я вижу из 2022 года.
Остаётся сказать спасибо сценаристу и режиссёру, легендарному Балабанову за цветокоррекцию кадра, символизм в кадре и «Наутилус Помпилус» :) Цветокоррекция дала 90-е в цветах промозглой и гнилой осени. Да-да, есть золотая осень, когда всё увядает, но так, что словно расцветает, а есть гнилая осень. И 90е как раз и были гнилою осенью для бывшего СССР.
Среди символических кадров особенно задел за живое грузовой трамвай, который кажется обычным, но без стен, чтоб зритель увидел зияющую пустоту. Трамвай, но без людей. Трамвай без людей в стране, где люди стремительно вымирали. Вымирали, потому что «не вписались в рынок». Вымирали от безработицы, наркоты и разборок.
И песни, песни подобраны гениально! И дело даже не в музыке, а в словах, которые отлично дополняли происходящее на экране. Тут попадание в точку!