Убить дракона (1988)

Jun 22, 2022 20:51




Режиссёр: Марк Захаров

Сценарий: Григорий Горин, Марк Захаров, Мишель Альгизио Евгений Шварц.

В ролях: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александра Захарова, Виктор Раков, Александр Збруев, Франк Мут, Семен Фарада, Александр Филиппенко и другие.

Ещё один фильм, о котором я много слышал, много раз видел фрагменты, но не смотрел.

Последний романтик против диктатуры! Странствующий рыцарь, сэр Ланселот, потомок легендарного рыцаря Ланселота против ужасного дракона! Свобода, совесть и правда против лжи, жестокости и диктатуры! Великая бой за то, чтоб не стать драконом.

[Spoiler (click to open)]



― Без казенных восторгов, один раз, как отец сыну, искренне: да или нет? Может победить или не может?
― Может. Но не Дракона, и не в этот раз. И не Ланцелот.
― Я сказал, не идиотничать.
― И не победить.

***
― Потому что нашего Дракона победить может только он сам. Он и не таких побеждал, как он. Теперь подумаем, нужно ли ему это?

По сути, «Убить дракона» - шедевр! С оригинальной пьесой не знаком, но фильм особенно хорош тем, что не становится критикой только германского фашизма в лице Третьего рейха. Нет, фильм явно даёт отсылки и Германию времён кайзера Вильгельма, и японский милитаризм императора Хирохито, а потом и на более позднее время. И за этот широкий охват однозначнейший плюс!



И вроде прямо вот минусов тут и нет. Придираться, как будто и не к чему, но… Я позволю себе пару слов про пару ужасно субъективных моментов.
- Минус для моего внутреннего зануды. Герой на неуправляемом воздушном шаре мечом побеждает летаюшего монстра, образ которого явно отсылает на авиацию Люфтваффе?





Голова понимает, что нечего мне придираться не к исторической драме, а к сказке. Какой рыцарь, если он без меча? А остальное всё символизм и отстань. Но в оригинальной пьесе всё равно же идёт посыл про то, что победитель дракона сам становится драконом. Так почему бы не дать Ланселоту нечто вроде самолёта? Рано? Ну ОК.

Да вы что? Вы уже год как свободные люди! Вы же свободные люди! Встать! Вы рабы! Вы... Вы не люди, вы бараны, стадо скотов! Да поймите же, он здесь! Я сейчас заставлю каждого это понять и убить Дракона в себе! В СЕБЕ, вы это понимаете?




О-ох… Опять про свободу. Как понимаю, фильм можно считать своеобразным предисловием к тому, что происходит сегодня. Вот во времена Второй Мировой и в частности ВОВ, воевали в том числе именно за свободу. За свободу от фашистской диктатуры, за свободу от нацистских идей, за свободу от ненасытного, безжалостного дракона. А что сейчас? Свобода. Призывы думать самостоятельно. Нет, это прекрасно. Но в буквальном воплощении призыв Ланселота создаёт только хаос. Но хоть бы кто задумался, что свобода - это всего лишь возможность действовать без помех, препятствий и угроз. И сама по себе свобода не даёт ничего! Потому что надо думать, что делать. А поскольку дьявол скрывается в деталях, надо ещё и думать о том, как именно надо делать то, что тебе хочется или надо.

Свобода сама по себе решает все проблемы только в подростковых антиутопиях. Снесли тирана и сразу всё хорошо? Каждый камень - скатерть-самобранка? Да даже в фильме, именно в этом фильме показывают как Ланселот убил дракона, люди расправили плечи и парень тут же прижал в уголочке фрейлён. А какие проблемы? Свобода! На эту тему я много могу наговорить, поэтому поедем дальше.




Возлюбите друг дружку, уважайте друг дружку - вон куда заносит.

До посыла из Нового Завета нам чуть-чуть, немножечко далеко. Уважение друг к другу может быть только в малых сообществах. Уважать родных тебе людей, уважать соседей, уважать коллег, уважать представителей других рас и народов можно безо всяких проблем, а вот уважать всех и каждого, так, чтоб охватить весь масштаб современного мира наш разум не в состоянии. Ну не может человек уважать каждого из шести, семи или сколько там нас миллиардов. Зато наш разум может осознать взаимосвязи. Не все. Естественно, не все, но и малого будет достаточно. И чем больше разрастается общество, чем сложнее задачи, тем больше взаимосвязь и ответственность! Но своя рубашка снова и снова становится ближе к телу, порождая цепную реакцию, которая медленно, но верно разрушает всё вокруг нас.





―Вот, все в один голос, все! А ВЫ?
―А я не уеду.
―Не подчинитесь воле народа?
―Это не народ.
―Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города.

Дракон не только тот, кто силой создаёт безжалостную, железную иерархию с железной дисциплиной для достижения бесчеловечных целей. Дракон ещё и тот, кому плевать на других. Дракон тот, кто присваивает себе чужое добро и заслуги, чтобы оставить других ни с чем. Да, именно поэтому я уважаю и благодарен за последние полчаса фильма и за пару сцен до того.





Отдельная благодарность Марку Захарову за эпилог. Не знаю уж, думал о том же, о чём я здесь вещаю или немного о другом, но образы снял очень правильные и нужные.

И да, моим фаворитом стал не Ланселот-Абудлов и даже не Дракон-Янковский, а Бургомистр-Леонов. Поначалу именно он в образе бургомистра в чёрном плаще под пятой дракона казался самой настоящей ошибкой кастинга. А вдруг его назначили просто за известность?





Ведь его добродушная харизма вообще никак не сочетается с должностью главного в вольном городе после дракона. Но нет, он шикарен! Особенно впоследствии, когда, кхм, он сам становится драконом совсем другого рода.


социальная драма, фильм, достойно, история, драма, СССР, война, сказка, актёр, отзыв

Previous post Next post
Up