Сценарий: Алёна Алова, Андрей Иванов, Станислав Гнездилов и Дмитрий Котов.
В ролях: Виктория Исакова, Максим Суханов, Владимир Яглыч, Сергей Сосновский, Филипп Ершов, Стася Милославская, Владислав Ветров, Артем Ткаченко, Ольга Лерман, Алексей Матошин и другие.
Встречаем лето с летним фильмом про нашу чемпионку по фридайвингу! Точнее, фильм про быт, где наша героиня терпит крах за крахом, и про фридайвинг, как образ её борьбы с самой собой и погружения во тьму болезненных воспоминаний.
И да, на мой взгляд, фильм стоит своего просмотра во многом благодаря беспрецендентным съёмкам на натуре, работе режиссёра с оператором и актрисе, которая словно рождена, чтобы играть несчастную, но волевую женщину. [Spoiler (click to open)]
А вот с историей здесь всё неоднозначно. Фильм вроде бы байопик, но, к сожалению, чем дальше в лес, тем больше «Один вдох» становится всего лишь лентой с пометкой о том, что, мол, снимали не как-нибудь, а «на основе...» реальных фактов, значимых событий и жизни замечательный людей.
С чего я это взял? Вы ведь смотрели фильмы, где некто с незаурядным интеллектом, навыком, талантом или совестью не может усидеть на месте и устремляется к призванию, чтоб сделать уникальное открытие, создать или построить нечто, установить рекорд, а, может, и спасти того и тех, кого никто другой и не спасёт? Как правило на плечи такого человека наваливают груз из психотравм, совсем уж явно психических заболеваний и разных физических проблем. А, чтоб жизнь точно мёдом не казалась, сценаристы подкинут гению родных с претензией про безответственность и дефицит внимания!
Так вот, после похода в Google мы узнаём, что прототип Марины, то есть Наталья Вадимовна Молчанова действительно прошла через депрессию после развода с мужем, но до того каких-то особых катастроф она и знать не знала! По крайней мере, если верить сети. И она действительно осилила и покорила глубину зловещей Blue Hole, но тот рекорд она установила вместе с сыном, а в фильме... другие обстоятельства.
Поэтому экранная Марина пережила родительский развод, ушла из спорта, вышла замуж, родила детей и развелась, чтоб вскоре ухватиться за соломинку спасительного предложения вернуться в спорт. И всё бы хорошо, но дети решили разделиться в отношении её энтузиазма. И, если сын горою встал за мать, то дочка затосковала по отцу и выдала Марине ассортимент упрёков.
Тем временем мы видим, как Марина пытается, именно пытается преподавать фридайвинг и в тоже время пробует бороться за медали по погружению на глубину без акваланга. Но в том-то тут и дело, что она пытается, потому что из-за детской травмы она впадает в панику из-за малейших и почти неуловимых ассоциаций с прошлым.
И это одновременно лучшая и худшая часть фильма! Потому что здесь как раз и происходит и бегство от самой себя, и непосредственно борьба Марины за возрождение назло всем страхам! Но, если честно, мне жутко было наблюдать, как женщина, которая почти не контролирует себя, отвечает за обучение фридайверов и рискует жизнью, чтоб доказать свои возможности самой себе и всем!
В одну минуту Марина - взрослая и собранная женщина, но вот уже через минуту она уходит из реальности в галлюцинации и задыхается от ужаса и паники, она рыдает и избивает стену кулаками, потому что детские воспоминания рвут душу. О да, я вижу накал страстей, пик драмы и напряжение душевных струн Марины. Я вижу мастерство и режиссёра с оператором, и тех, кто отвечал за спецэффекты, чтобы размыть границу между реальностью и психотравмой героини, но...
Но с каждым её срывом во мне росло желание оттащить Марину к психологу. Сначала разберись с собой, а потом бери ответственность за молодёжь и ныряй хоть на сотню метров, хоть на дно мирового океана, куда и с батискафом страшно погружаться. ОК, утрирую, но суть вы поняли.
Проблема второго плана в том, что дочь Марины сначала выступает резко против энтузиазма матери, а затем, внезапно вторит брату, чтоб поддержать мать в ответственный момент. Отлично! Одной проблемой меньше, но... Вот девочка была эгоистичной, а вот она ответственная дочь! А почему? С чего вдруг? Что повлияло на неё? Должна же быть какая-то причина, пусть мимолётный, но всё-таки толчок? А нет тут второстепенной драмы с трансформацией. Есть тумблер, который просто-напросто переключает персонаж с конфликта на горячую поддержку. Потому что надо.
Неужто фильм даёт нам эксклюзив? И то, что я тут критикую, на самом деле жестокая реальность, которую семья Молчановой скрывала, чтоб люди не рождали лишних сплетен? Или сценарий просто накрутили, чтобы актриса выдала экспрессию? А для второго плана нам выдали пару костылей, чтобы зритель принял их, поморщился, но проглотил. По сути авторы сценария сместили фокус с реальной драмы, которую перенесла Наталья после развода с мужем-бизнесменом, на драму, которая всё время швыряла взрослую Марину в детство. При этом тяжкой ноши одинокой женщины без мужа, но с двумя детьми, почти не видно, а психотравма из-за разрушенной отцом семьи буквально поглощает собой фильм.
И всё же... Я бы хотел побольше таких фильмов. О специфических и незнакомых нам рекордах и победах. Об уникальных и незаурядных людях, которых мы попросту не знаем, а без экранизаций их судьбы и не узнаем. И я хотел бы побольше таких фильмов, где режиссура сможет совместить в себе как атмосферу особенной, опасной и ответственной профессии, так и метания, сомнения и драму персонажа, неотделимого от своего призвания.