Белорусский вокзал (1971) и не только.

Jun 25, 2021 19:20




Режиссёр: Андрей Смирнов

Сценарий: Вадим Трунин

В ролях: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Всеволод Сафонов, Нина Ургант, Николай Волков мл., Любовь Соколова, Маргарита Терехова, Раиса Куркина, Юрий Визбор и другие.

А вот сейчас я хочу написать не обычный обзор, а нечто вроде лытдыбра с порцией рассуждений не только о «Белорусском вокзале». Еще раз! Текст ниже НЕ обзор конкретно "Белорусского вокзала", а своеобразное эссе или статья на одну из поднятых там тем.

[Spoiler (click to open)]
Во-первых, я хочу сказать, что впервые посмотрел ставший уже легендарным фильм Вадима Трунина. Я безусловно слышал о нём, много раз видел отрывок с поющей Ниной Ургант, но с полноценным просмотром всё как-то не получалось. Но тут меня чёрт дёрнул посмотреть гала-концерт ко Дню Победы и в частности услышать ту самую песню в исполнении Стаса Пьехи... По моему, он даже не попытался прочувствовать то настроение и суть, чтоб бодренько так спеть на скору руку. Спеть и уйти. Шпасибо, Стас! И организатором того концерта шпасибо за повод обратиться к классике, чтоб век не слышать перепевок. По крайней мере, таким, как от Стасика нашего Пьехи =\

А во-вторых, в начале мая мне повезло. Повезло, потому что я открыл для себя «Поезд в далёкий август» с Арменом Джигарханяном. Вот тут я как раз и вспомнил про «Белорусский вокзал»! Потому что оба фильма вроде бы про войну, но уже после войны. Про ветеранов и про время, когда и бои в рейхстаге уже закончились, и акт о безоговорочной капитуляции подписан, и на дворе уже не сороковые. Прошли годы и десятилетия. И те, кто были пехотинцами, связистами, лётчиками, танкистами и артиллеристами получили мирную профессию, но память о войне осталась с каждым из них навсегда.




Но память не просто осталось, а ещё и разделила жизнь всех причастных на до и после. А затем, разделив жизнь напополам, память то и дело толкает ветерана под бок, чтобы возродить и радости, и ужасы, и праздничный салют, и грохот от фашистских бомб, и боль от раны, и навсегда застывший взгляд фронтового друга, и смрад обугленных руин, и мечта про мир после Победы, в котором вообще и никогда не будет войн.

Мечта была, но... Возможно, всё дело в моих личных тараканах, но так или иначе в голове сложилась некая трилогия из "Поезда в далёкий август", "Белорусского вокзала" и... "Ворошиловского стрелка". Причём здесь "Ворошиловский стрелок"? Поясняю...

"Поезд в далёкий август" стал для меня своеобразным "Посвящением" от ветерана потомкам. Именно этот фильм с эпопеей Озерова я бы положил в капсулу времени, чтобы люди через года узнали о том, как всё начиналось, как шло и чем закончилось. Чтоб память шла сквозь поколения, как персонаж Джигарханяна поднимался по почти бесконечным ступеням к памятнику Родины матери.



При этом вся боль фильма в памяти о днях, которых не забыть. А в остальном всё вроде бы благополучно и так, как и должно быть. Ну разве что иной раз возникает чувство, как будто ветераны для потомков - это уже альтернативная реальность, другой и совершенно непонятный мир. Но это мелочи, почти неуловимые нюансы, которые витают в воздухе, чтоб проявиться когда-нибудь потом.



И вот вместе с десятым, непромокаемым десантным батальоном мы прибываем в тот же самый 1971, чтоб попытаться, хотя бы попытаться нормально, по-человечески, по-людски, по-братски похоронить и помянуть товарища. Какой там! Вокруг уже не праздник со слезами на глазах, а будни, где все закручены в делах. Но это полбеды, а то и не беда вообще.



А настоящая беда тут в том, что ветеранам показано на дверь. Уйди, дед, не мешай. И бабка старая пусть за тобой уйдёт. Ты не старик? И санитарка батальона не старуха? Какая разница? Ты лишний. И она нам не нужна. Уйдите. Все. И не мешайте жить.




А как жить? И для чего? Чтоб лучший мир построить? Чтоб не было войны? Не-ет, так жить нельзя! Поэтому и ветераны не нужны. Поэтому и четверо фронтовиков не знают куда бы себя деть. Работать на заводе нельзя. Там у коллег свои приоритеты. Вести учёт доходов и расходов нельзя. А то, неровен час, испортишь жизнь амбициозным людям. Им надо было одну несчастную бумажку подмахнуть, но тут нарисовался ветеран и всё испортил. А всё из-за чего? Из-за инструкции, которая давным-давно пропахла нафталином.





Постойте! Тут человеку плохо! Он может умереть! Но это не беда. Как раненных спасали под огнём, так и его спасём! И тут как раз машина! Но нет. Водитель едет по своим делам. А что так? Давно уже пора понять, что новом мире никто и никому ничто и никогда не должен! Пусть даже на дворе не толерантный и свободный двадцать первый век, а вроде бы расцвет Советского Союза. Но не хочу я никого спасать и всё! А кто меня заставит, тот ответит! Полиция, то есть милиция со всеми разберётся!





Приехали. Победа состоялась. Одна на всех, но словно не для всех. Поэтому и фильм в моих глазах не "Посвящение" и даже не упрёк потомкам, а полный горечи «Постскриптум». Постскриптум, который предваряет "Реквием", где фронтовик буквально оказался в окружении бандитов. Бандитов нового пошиба, которые пришли во власть и стали властью. Зови милицию. Кричи. Всё бесполезно! И тут уж либо затыкайся, утрись и в тряпочку молчи, либо бери ружьё и будь что будет!




Да-да, сейчас всё по другому. Власть шефствует над Днём Победы и миллионы принимают эстафету предков в строю "Бессмертного полка". И в тоже время люди засовывают георгиевские ленты в труселя, живут той самой мантрой про то, что никто и никому ничто и ничего не должен, а власть тем временем спонсирует концерты с организацией едва ли не на отвали =\

Прости нас десятый, непромокаемый десантный батальон…


впечатления, общество, фильм, драма, СССР, трагедия, военный, отзыв, ВОВ

Previous post Next post
Up