Крик тишины (2019) Россия

May 07, 2021 08:52




Режиссёр: Владимир Потапов

Сценарий: Александр Бородянский, Тамара Цинберг

В ролях: Алина Саргина, Лев Гиршов, Артем Быстров, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Владимир Меньшов, Надежда Маркина, Людмила Егорова, Наталия Фиссон, Сергей Паршин, Мария Кононова и другие.

Мне кажется, что этот фильм снят не по оригинальному сценарию, а по мотивам, точнее, сильно по мотивам одного отрывка из «Блокадной книги». Пусть даже с тех пор, как я её читал, прошло пять лет, но что-то брезжит в памяти, что-то похожее как раз на этот фильм. Хотя, наверное, таких историй в блокадном Ленинграде была не то чтоб уйма, но немало.

[Spoiler (click to open)]
И, знаете, «Крик тишины» на самом деле хитрый фильм. Вот вроде смотришь, чувствуешь пронзительность истории, но в тоже время, холодной головой ты понимаешь, что реальность была ещё ужасней. Ты понимаешь это, но... Как можно судить и как-либо критиковать картину, где маленькая девочка в блокадном городе буквально из последних сил заботится о мальчике?!




Ей десять лет, ему три года. И мальчик, и девочка - сироты. И некому помочь, потому что и так уж все на грани. Но потом, конечно, судьба устроит встречу девочки и мальчика с солдатом, точнее, со старшим лейтенантом, который и вольно, и невольно спасает их от верной и неизбежной голодной смерти. А затем в израненном блокадном Ленинграде, посреди разрухи происходит чудо! То чудо, благодаря которому отчаяние позорно отступает перед счастьем!




Так в чём же дело? В чём может быть проблема? Суть в том, что вскоре после начала фильма мы видим как люди сидят в бомбоубежище. Они сидят, дрожат, а немцы устраивают им артобстрел по расписанию. И вот один мужчина в темноте, при тусклом пламени свечей и керосинки стал причитать о том, что всё бессмысленно, они умрут тут и ладно бы умрут, но ведь без смысла, поэтому всё кончено и смысла нет.



Но тут же другой мужчина его пристыдил. Потому что смысл в том, чтоб даже с блокадной нормой хлеба, в мороз, под постоянным дамокловым мечом обстрелов и бомбардировок всё равно остаться человеком. И не просто, чтоб противопоставить совесть безжалостной и беспринципной злобе, но, чтобы оставить верхушку рейха ни с чем, своим примером доказав бредовость и абсурдность чудовищной идеи о неизбежности господства высшей расы над низшими.

И да, в той самой «Блокадной книге» помимо материалов о выдержке, достоинстве, взаимопомощи и самоотречении блокадников были и строчки о том, как холод с голодом рождали как подвиги, так и поступки совсем иного рода. И пусть я понимал, что фильм не будет слишком уж суровым, но всё равно... Где тут конфликт? Где тут борьба надежды и внутреннего стержня с давящей, хищной безнадёгой и совести с желанием урвать себе кусок любой ценой? По идее нам всё это показывает Катя. Катя, которая должна быть самой слабой и беспомощной, но на деле оказывается сильной, самостоятельной и несгибаемой. Как будто бы всё правильно, но вот ей богу, история могла бы быть намного глубже, сложнее и острее!

Но получилась так, что самое большое зло случилось разве что в начале, когда обуреваемая страхом мать оставила своего ребёнка на произвол судьбы. И всё! Весь остальной фильм становится пронзительной и душераздирающей, но сказкой. Дистиллированной и трогательной сказкой с наивными детскими глазёнками, вокруг которых и строится сюжет. Пусть даже в глазёнках Кати и Мити мы видим отражение войны и трупов, лежащих на снегу.





Пусть даже постановочные сцены нет-нет, да уступают место документальной хронике, которая по факту должны бы добавлять трагизма с ужасом и прочего такого. Но нет. Какой, блин, ужас, когда тут вроде бы и тяжко девочке, но все, то есть вообще все ей помогают, а отрицательных, эгоцентричных, подлых или хотя бы слабых и безвольных персонажей здесь нет! Есть вредины. Точнее, пара вредин. Но их вредность насколько мимолётна, как будто бы её и нет вообще.

А, между тем, я вспоминаю дневник Тани Савичевой, Лены Мухиной и особенно Юры Рябинкина, не говоря уж других блокадных материалах... Вот там уж точно есть тот самый крик тишины, а тут всё так, как будто я включил канал «Россия», чтоб посмотреть очередную мелодраму, в конце которой все те, кто жаждали любить и быть любимыми, найдут свою любовь и будут счастливы, а те, кто против был, останутся ни с чем.


фильм, история, военный, драма, ВОВ

Previous post Next post
Up