Поезд в далёкий август (1971) СССР

May 09, 2021 13:35




Режиссёр: Вадим Лысенко

Сценарий: Григорий Поженян

В ролях: Елена Козелькова, Армен Джигарханян, Григорий Жуков, Николай Скоробогатов, Петр Щербаков, Геннадий Корольков, Евгений Буренков, Николай Дупак, Константин Степанков, Вячеслав Кутаков и другие.

Изрытые лиманы, поникшие каштаны,
И тихий скорбный шёпот приспущенных знамён.
В глубокой тишине без труб и барабанов
Одессу оставляет последний батальон. (с) Леонид Утёсов, «Ты ж одессит, Мишка!»

Это был удивительный поезд, он вёз нас из августа в август. Из этого зрелого, давно перевалившего за полдень, уже начинающего слегка остывать августа в тот зной, пыльный, безводный, беспощадный одесский август 1941. Из настоящего в будущее и из настоящего в прошлое. Из будних дней в праздник со слезами на глазах и из реальности в воспоминания.
[Spoiler (click to open)]




Эта история про время, дни и годы, когда ветераны были разве что пожилыми. Эта история про память, которая как будто испарилась, чтобы воскреснуть при виде улиц, знакомого до боли побережья, при виде лиц, домов, оврагов и холмов, где шли бои. Эта история про время, когда все командиры от мала до велика просили подкреплений, чтобы удержать позиции, но подкреплений не было. А, если штаб и посылал подмогу, то вместо пятисот бойцов на место прибывала сотня, а вместо пары тысяч только одна-единственная тысяча.





Эта история о встрече ветеранов и о боях, когда даже не солдаты, а шахтёры не шли, а просто-напросто ползли в атаку с гранатами, но без стрелкового оружия. Вообще. Эта история о том, как человек пытается удержать воспоминания, но в тоже время отчаянно не хочет вспоминать.




И, наконец, эта история о том, как жизнь уходит, буквально исчезает в никуда от пули, которую никто не ждал, и от тяжёлой поступи фашистских полчищ. Уходит, чтобы потом вернуться, победив фашистскую машину, и снова навсегда уйти, чтоб дать дорогу сынам и дочерям.




На самом деле я должен был сказать о том, вот таких вот фильмов сейчас уже и не снимают. Потому что времена не те и власть не та. Но дело вовсе не в новых временах, не в лидерах и не в системах. Сейчас и от детей войны, и от ветеранов остались только долгожители. И, если кто-то из них каким-то чудом бодр, то этой бодрости наверняка не хватит, чтобы активно курировать картинку, которая должна впитать в себя и постановочные сцены войны, и радостные встречи через слёзы, и горечь, с которой давит память на тех, кто воевал на деле, а не на словах.




И пусть сама профессия актёра как раз и состоит в способности перевоплотиться в персону из любой эпохи, всё равно есть фильмы, куда необходимо привнести помимо личного таланта, свои переживания и опыт. А, если нет их, то вот тогда беда! Поэтому, по крайней мере, в том числе поэтому сейчас снимают в основном не то. И именно поэтому всё получилось в уже далёком 1971 году.





Пусть даже Джигарханян по факту и не ветеран, но он из множества детей войны. Иначе говоря, один из тех, кто не ходил в атаку и многого по возрасту не понимал, но видел, слышал, чувствовал, переживал. Потом уже его талант прочувствовал сценарий, написанный не автором со стороны, а непосредственным участником событий и той же обороны Севастополя Григорием Михайлович Поженяном. И тут же из их совместного труда и вклада других участников войны возник шедевр.

Да, именно шедевр. Пусть даже и без восклицательного знака, потому что он здесь и не нужен. Пусть восклицательные знаки будут в фильмах, где плоский и фальшивый пафос через край. А здесь местами есть надрыв и крик души, но не искусственный, а идущий из самой глубины души и невозможный без личного участия и соприкосновения с войной, с огнём войны, с разрухой, с грохотом орудий, страхом, кровью, голодом, нуждой, усталостью и лучиком надежды на мир, на настоящий мир после победы. На мир, в котором дети, внуки и их внуки будут помнить имена, фамилии и лица тех, кто выстоял под Сталинградом и Москвой, освободил Одессу, Брест, Калугу и взял Берлин, чтобы не было фашизма на земле!




Меня так учил мой военный учитель, первый комиссар в моей жизни Илья Азаров. Называй, называй без конца фамилии живых и мёртвых солдат. О чём бы ты ни писал, о чём бы ни говорил, называй фамилии. Пусть их помнят, слышат, заучивают. (с)


сценарий, фильм, достойно, история, драма, СССР, обзор, война, военный, ВОВ, актёр

Previous post Next post
Up