Я-5 "Коджу" - вовсе не японец. Первый советский дизельный.

Oct 18, 2011 01:01




Я-5 "Коджу" (кликабельно)

Да, именно советский, а странное слово "Коджу" - всего лишь проявление культа личности. Первый советский дизельный мотор был назван в честь Кобы Джугашвили, в смысле, товарища Сталина. Причем, надо заметить, созданный в Ярославле двигатель был вполне на мировом уровне. 6-цилиндровый 10-литровый (если точно - то 9960см³ двигатель развивал 87-90 л.с. при 1700 оборотах в минуту спроектировала команда Н. Р. Бриллинга, работавшая в ОКБ ОГПУ (сам Бриллинг, разумеется, как и его коллеги были заключенными - кадровый вопрос тогда решался очень просто: арестовывали кого надо, свозили в "почтовый ящик", и - "за работу, товарищи!"). Мотор имел алюминиевый картер с мокрыми гильзами, вихревую камеру сгорания, семиопорный коленчатый вал и топливную аппаратуру "Бош". К сожалению, в начале 30-х самостоятельное изготовление аппаратуры высокого давления в СССР налажено не было.

Двигатель неплохо зарекомендовал себя в испытательных пробегах 1933-34 годов, его решили довести до ума, форсировать - но вот тут вылезли какие-то грабли. Наверное, тема шла в НАМИ (где движок доводили) как низкоприоритетная, военного применения мотору не просматривалось, поэтому к 1938 году его всего лишь форсировали по оборотам до 1800 в минуту, что дало прибавку мощности до 110, примерно, лошадок. В принципе, двигатель был готов к серийному производству, но и тут не заладилось - базовый завод (а производство хотели развернуть на Уфимском моторостроительном заводе) был передан в авиапром, и ему стало не до автомобильного двигателя.

Жаль, конечно - если бы этому мотору уделили больше внимания, то войну наша армия могла встретить на мощных дизельных грузовиках, да и тот же Т-26 с дизелем лошадок на 120 (ага) и допбронированием, неуязвимый для 37-мм немецких ПТП - мог бы задешево стать весьма и весьма интересной боевой машиной.

автомобильный транспорт, СССР, 1933

Previous post Next post
Up