Человеческая жизнь в России с каждым днем становится всё менее значимой, а новости о тысячах смертей на войне, полицейском беспределе, изнасиловании, пытках и убийствах превратились в обыденные вещи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/storm100/57290853/6005967/6005967_original.jpg)
О том, как Россия докатилась до такого ужасающего уровня терпимости к насилию, рассказываем в нашем новом материале
20 лет ухода от человеческих ценностей
В последнее время в СМИ можно часто встретить рассуждения о менталитете россиян или даже каких-то врожденных отклонениях, которые делают их то ли излишне жертвенными и терпеливыми, то ли агрессивными, а может, то и другое присутствует одновременно. И если о каких-то генетических предпосылках говорить сложно, ведь на территории страны живут представители многих национальностей, то некая общность опыта и культуры определенно есть. И прежде всего это касается атмосферы, в которой живет каждый россиянин и которая за последние 20 лет становится все более явной.
«Русский характер», «особый путь», «традиционные ценности», «духовные скрепы»… всему этому можно дать простое и емкое определение: Культура насилия. Корнями она уходит еще в советские времена, если не копать глубже - в темные века, к крепостному праву, опричнине и так далее. Отбросим пока исторические предпосылки и рассмотрим только последние несколько десятков лет - время, когда остальной мир активно двигался в сторону гуманизма, технического прогресса, прав и свобод человека.
Окончание холодной войны. Начало перестройки
В 80-е годы, когда родились многие сегодняшние миллениалы, страна взяла курс на перестройку и открылась новым культурам и ценностям. Даже те, кто был маленьким в эти годы, должны помнить множество статей и телепередач о ядерной угрозе, необходимости разоружения и тотального мира, опасности уничтожения жизни на Земле. Эти темы поднимались в детских и юношеских журналах, в кино и мультфильмах - еще раньше, с начала 70-х, а в целом курс на мир во всем мире был взят уже после окончания Великой Отечественной войны. Об этом рассказывали в школах, о мире писали детские писатели и поэты. По телевизору можно было увидеть, например, японский фильм в жанре аниме «Босоногий ген» - о трагедии Хиросимы и Нагасаки. Детский мультик, но с совсем недетским и страшным содержанием. Также широко освещалась тема Великой Отечественной войны, и в том числе участие в ней детей: «Рассказы о пионерах-героях», повести о Зое Космодемьянской, Вале Котике и Володе Дубинином. Любой ребенок знал: хоть сейчас в нашей стране и мир, но в других частях света все еще льется кровь и гибнут дети. Ядерная война - это плохо! Нельзя допускать ее, бороться за мир должен каждый. Слово «МИР» было сакральным и самым важным для всех.
«Женя празднует рожденье -
Юбиляру восемь лет!
Подарили гости Жене:
Пушку, танк и пистолет.
И, совсем как настоящий,
Как бывает у солдат,-
Черный, новенький, блестящий,
С круглым диском автомат.
Гости кушали ватрушки,
Женя в комнате играл -
Он военные игрушки
По частичкам разбирал. -
Что же ты наделал, Женя?!
Все сломал? Какой кошмар!.. -
У меня разоруженье! -
Громко крикнул юбиляр.
Эти строки написал русский детский писатель и поэт Сергей Михалков. Мог ли он знать, что спустя годы его сын Никита организует передачу «Бесогон ТВ» и будет транслировать в народ бредовые конспирологические и милитаристские идеи?.. И что детей в детских садах будут наряжать в военную форму, давать им игрушечные автоматы и заставлять строиться буквой Z?.. Невозможно и невероятно!..
Лихие 90-е. Страшно, но весело?
В 90-е в обществе происходили огромные перемены, и прежде всего пошатнулись его социально-экономические устои. Люди, которые раньше работали на заводах или в НИИ, теперь остались без работы и без денег, несмотря на свой многолетний опыт и квалификацию, никому просто не было до них дела. К своеобразному «успеху» пришли первые бизнесмены того времени и бандиты, причем одних порой было не отличить от других или же первые становились жертвой вторых. Законы не работали, милиция не справлялась - людей просто убивали, грабили, шантажировали, «кидали на деньги». Чтобы прокормить семью, в криминал пошли многие, до того не связанные с преступностью. При этом на фоне всеобщего обнищания бандиты выглядели успешными людьми и задавали тренды в обществе. Быть образованным, добрым, интеллигентным стало «не модно». Уважали только силу, умение «нагнуть» других ради собственной выгоды или хотя бы выживания. Выходцы из бывшего СССР не отличались финансовой грамотностью, их было легко обмануть, чем и пользовались новые хозяева жизни. Тогда вошло в обиход унизительное слово «лох» (любой человек, которым легко манипулировать из-за его беззащитности или неосведомленности). Сейчас, уже 30 лет спустя, растерянный и трогательный интеллигент 90-х стал героем юмористического сериала «Внутри Лапенко». А положительным героем 90-х был персонаж Сергея Бодрова из фильма «Брат-2». Это вернувшийся из армии молодой парень, который ничего не боится и решает «навести справедливость» в своем пространстве обитания. Он - человек действия, принимает решения, особо не задумываясь, так как точно знает, где добро, а где зло. «Сила - в правде». А другого способы добиться правды, кроме как силой, он не знает. Недалекими зрителями это было воспринято буквально: правда правильная у того, кто сильнее.
Еще два явления очень сильно повлияли на общество того времени. Первое - это окончание войны в Афганистане. Ее участники вернулись домой с поломанной психикой, физическими и душевными травмами. Многие из них пополнили ряды бандитов, так как больше им негде было реализовать себя. Второе - это массовый поток в страну наркотических веществ и расцвет наркомании. О наркотиках , а точнее, о губительных последствиях их употребления люди знали очень мало. Первыми жертвами стали представители творческой интеллигенции, жаждущие новых ощущений: музыканты, художники, поэты. И, конечно, молодежь, любители тусовок. Многие из них умерли, даже не успев задуматься о лечении. Так была потеряна огромная часть поколения.
Буллинг в школах: начало насилия
Происходящее в обществе взрослых неизбежно отражалось и на детях. В 90-е стало особенно заметно социальное расслоение: кто-то перебивался буквально с хлеба на воду, а кто-то жил в роскоши. Уже позже, в сытые 2000-е, стали появляться элитные и закрытые школы для детей обеспеченных родителей.
В эти годы, а может быть, и раньше, в школах стало процветать насилие над слабыми, или буллинг. Об этой проблеме было не принято говорить - учителя закрывали глаза, родители советовали детям не обращать внимания, не выделяться. Но сложно не обращать внимания на ежедневные унижения, а то и побои, даже если они тебя лично не касаются.
Буллинг, или травля - явление, неизбежно возникающее в принудительно организованных группах, и школа - одна из них. Здесь встречаются дети разных возрастов, а в детстве разница в год-два очень заметна. Ученик на класс или два старше легко может справиться с младшеклассником, а вот наоборот - вряд ли. К тому же дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. При отсутствии контроля со стороны взрослых более крепкие начинают пользоваться своим преимуществом в силе, образуются в группы, чтобы травить других - тех, кто слабее, чем-то отличается или просто не входит в категорию «избранных».
Психолог Людмила Петрановская считает, что предотвращать травлю, систематическое насилие - обязанность учителей, классных руководителей. В их компетенцию должно входить умение отличать буллинг от обычной ссоры или шутки. Если педагог не смог стать лидером направляющим группу,
утверждает Петрановская, то наиболее активный ее член может взять на себя эту роль и направить всех в нужном для себя направлении:
«До тех пор, пока школа эту проблему себе не присвоит, не скажет - да, это мы объединяем детей в группы и потому мы берем на себя ответственность за то, что там происходит,- все останется по-прежнему и с буллингом, и с другими проявлениями агрессии в учебных заведениях. Другой вопрос, что учителя этого не признают не из вредности. Школьные педагоги просто не знают, что делать, их этому не учат, и от бессилия они пускают все на самотек».
Явление насилия над более слабыми или отличающимися членами группы свойственно не только людям. Так поступают и многие животные, например, крысы, причем чаще это происходит в стесненных условиях (как, например, в известном
эксперименте «Вселенная-25»). Проблемой насилия у животных
занимался и Роберт Сапольски. Он пришел к выводу, что нет каких-то изначально агрессивных видов, и человек сам по себе тоже не относится к таким, однако есть отдельные особи, имеющие бОльшую, чем другие, склонность к насилию, - и в соответствующих условиях эта склонность проявляется.
Проникновение тюремной «культуры» в массовую
Тюрьма - это также насильственно организованная группа людей, не имеющих возможности сменить место обитания. Ограничения создают постоянный стресс, который ломает одних и делает жестче других. Очень часто в тюрьму попадают люди с расстройствами личности - социопаты, психопаты, люди с зависимостями и маргинальным образом жизни. В местах заключения есть собственные негласные правила и люди, обладающие авторитетом, которые следят за соблюдением этих правил. Но есть также и те, кому закон не писан и кто подчиняется только силе. Психопаты как раз из таких. Если социопат стремится нарушить существующие правила, получить свою выгоду, обмануть и «поиметь» как можно больше людей, то психопат стремится доминировать. Такие люди переносят понятия преступного мира в любую среду, где они обитают: в семью, организацию, бизнес.
Как правило, обычный человек с нормальной психической организацией не ожидает подвоха и априори уверен, что его деловой партнер, коллега или начальник будет соблюдать законы и негласные правила общения, поэтому обращаются к нему, как к такому же нормальному человеку, как сам. Психопаты используют это как преимущество: для них нормальный человек - это «лох», «слабак», которого можно и нужно унизить, использовать, заставить играть по своим правилам. Если такая личность заводится в организации и ее никто не останавливает, то очень скоро атмосфера становится весьма токсичной.
Такие личности и их правила жизни очень долго подавались массовой культурой как норма. Вспомним популярный в 2000-е сериал «Бригада» и все другие сериалы и фильмы про ментов, бандитов и разборки. Образ «крутого мужика», который приезжает на бронированном черном джипе, одетый в черную кожаную куртку, в темных очках и вооруженный до зубов, а затем быстро «решает проблемы», в глазах многих стал примером для подражания. В те годы школьники играли в «Сашу Белого», примерно тогда же стали популярным переводы фильмов «от Гоблина», где он с циничными интонациями и ругательствами «рубил правду-матку как она есть». Наверное, многим знаком «гоблинский» перевод «Властелина колец», где его голосом Саруман говорит следующую фразу: «Мы тут в Средиземье сильно отстали от жизни, дружище. Сейчас рулят танковые клинья и ковровое бомбометание,
ну и тактическое ядерное оружие, конечно». Всем было смешно, и никого не волновало, насколько это хорошо и уместно - переводить прекрасное произведение мировой классики, воплощенное в шедевре кинематографа, на дворово-блатной язык, вкладывая в него совсем другие смыслы. И уж точно никто не задумывался о том, куда приведет страну через много лет это восхищение милитаризмом. Возможно, это было одно из первых упоминаний ядерного оружия в позитивном ключе и даже с гордостью.
Семейное насилие: от традиции до легализации
Насилие в семьях начинается с разницы в воспитании мужчин и женщин. Как бы ни менялась семейная и сексуальная повестка, но традиционно в России мужчины воспитываются в атмосфере гордости за себя, в лучшем случае как «защитник» семьи в обычном смысле слова и Родины - как сакральной, высшей семьи, а в худшем - во вседозволенности, потому что «мужику все можно». При этом в женщинах с детства воспитывают стремление к жертвенности, преодолению, самосовершенствованию, необходимости помогать всем близким и обслуживать мужчину.
Доходит порой до абсурдных случаев, когда в семье нелюбимая и обруганная всеми дочь зарабатывает себе на квартиру и безбедную жизнь, а любимый всеми сын проматывает состояние, родительское жилье, теряет семью, попадает в зависимость и долги, при этом от дочери ждут, что она поможет брату. Часто можно видеть ситуацию, когда красивая, умная и трудолюбивая женщина терпит рядом с собой алкоголика и тирана, который эксплуатирует ее и унижает, а то и бьет. Однако ей даже не приходит в голову уйти: она оправдывает его «тяжелой работой» и «сложным характером», даже не понимая, что подобное обращение с собой нельзя допускать. Таких женщин, к сожалению, очень много, и большинство из них молчат о своих проблемах, так как считают себя виноватыми во всем.
Такое поведение женщин поддерживает так называемая «народная мудрость» в виде пословиц и поговорок: «Бьет - значит, любит», «Стерпится - слюбится», «Бог терпел и нам велел» и совсем унизительных, вроде «Баба с возу - кобыле легче», «Унитаз - лицо хозяйки» и т. д. Суть этой «мудрости» в том, что женщине отводится роль домашнего обслуживающего персонала и предлагается терпеть все, чтобы только не лишиться статуса «при мужчине». Об этом тоже много поговорок: «За мужем - как за каменной стеной», «Плохонький, да свой». К мужчине предъявляются невысокие требования, однако уже одно его наличие дает женщине некую мифическую защиту. От кого, чего? Возможно, от агрессии других мужчин и осуждения общества (в основном, других женщин). «Что люди-то подумают» - одна из самых прочных духовных скреп.
По данным отчета Росстата
о репродуктивном здоровье населения России:
- Каждая 5-я женщина в России страдает от домашнего насилия.
- Лишь каждая 5-я из тех, кто подвергался насилию в семье, рассказывает о нем.
- Более трети российских женщин подвергались вербальному насилию.
- По данным Amnesty International, каждые 40 минут в России от домашнего насилия погибает одна женщина.
Многие женщины не обращаются за помощью, если мужчина применяет к ним физическое насилие. Почему так? Очень просто: в подобных случаях очень редко заводят уголовные дела. И на то есть причина: часто женщина теряет свою решимость наказать супруга или сожителя, мирится с ним и забирает заявление. Теперь же домашнее насилие и вовсе легализовано, согласно закону
о декриминализации от 27 января 2017 года, по которому побои в отношении близких родственников, совершённые один раз, больше не считаются уголовным преступлением.
Приход психопатов к власти. «А чего добился ты?»
Начиная с 2000-х годов, во время правления партии «Единая Россия», на территории страны активно продвигаются две противоположных идеи. Первая - «Наверху все решат, там люди все знают и сами все сделают, просто сиди тихо и не мешай». Вторая - «А чего добился ты? Ругаешь власть - пойди сам свой подъезд помой». Такая риторика, во-первых, сильно деморализует людей, во-вторых, отвлекает их от мыслей о правах и о том, а почему, собственно, именно эти люди сидят во власти и все решают за нас. А решают они потому, что благодаря «отрицательному отбору» в государственные структуры в основном попадает примерно тот же контингент людей, что прекрасно адаптируется в тюрьмах, то есть люди с асоциальными чертами, жестокие и беспринципные. Другие там просто не задерживаются или их выживают. Сама среда предполагает постоянное нагибаторство «лохов», которые не имеют доступа к «государственной кормушке».
На идее «А чего добился ты?» обогатились многочисленные коучи и бизнес-тренеры - преподаватели «достигаторства». К сожалению, пока поверившие в эту идею люди пытались достигать и превозмогать, они совершенно забыли, что не только они должны самосовершенствоваться и платить налоги, но и государство им тоже кое-что должно. Например, создать комфортную среду обитания на эти самые налоги: починить дороги, побороться с преступностью, улучшить медицину, построить школы, убрать снег со дворов - а не просто распилить бюджет и положить деньги к себе в карман. А вывозом мусора и уборкой подъезда должны заниматься специально нанятые ТСЖ организации и люди, но никак не сам менеджер или айтишник, который весь день решал рабочие проблемы. К сожалению, при попытках протестовать где-то в публичном пространстве, этим неравнодушным советовали «помыть подъезд», «просто не обращать внимания, а чего тут такого» или даже «уехать из этой страны, если что-то не нравится». Многие так и сделали. Другие же пытались решать проблемы самостоятельно, забив на неработающую государственную систему и социальные структуры.
Война как апогей насилия
Как только начались военные действия, оказалось, что государству на своих граждан вовсе даже не плевать. Они нужны, и еще как нужны - в качестве пушечного мяса. Именно для этого в стране 20 лет «стимулировали рождаемость», «создавали условия семьям» и продвигали идеи силы и величия. Как ни странно, очень многие взяли в руки оружие по доброй воле. Слабые духом люди так и заявляли: «Мы хотим быть на стороне силы, мы хотим перестать бояться». Другие говорили «Наша жизнь была бессмысленной, а тут вдруг появился смысл, да какой!» Те, что жили 20 лет в атмосфере нарастающей безысходности и невозможности что-то изменить, вдруг будто бы получили такую возможность! Жестоки ли они? Некоторые - да. Остальные - толерантны к насилию. Выросшие в этой культуре и пропитанные ею, они просто не видят другого пути.
Что же дальше? Организатор эксперимента «Вселенная-25» Джон Кэлхоун называл переход к деструктивному поведению «поведенческой клоакой» (bihevioral sink), а распад общества - «двойной смертью»: сначала наступает смерть духовная, или деморализация, слом психики под действием стресса и возврат к простейшему поведению, а затем - биологическое вымирание всей популяции. Прогноз довольно мрачный, не правда ли? Но критики Кэлхоуна считают, что эксперимент с грызунами нельзя напрямую переносить на людей. Ведь среди последних встречаются критически мыслящие личности, и именно они должны спасти человечество (и отдельные народы) от вымирания и деградации. Что ж, будем надеяться на это!
Joe Black
3 января, 2023