Прогуливаясь по Пинску непременно надо осмотреть Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии католический храм , один из трёх храмов Белоруссии с почётным титулом малая базилика. Ранее бывший монастырь Францисканцев.
В 1396 году в Пинске орденом францисканцев на средства князя Сигизмунда Кейстутовича были заложены деревянные костёл и монастырь, в 1510 году на месте деревянной церкви поставлена каменная. В 1648 году во время восстания Богдана Хмельницкого костёл и монастырь получили серьёзные повреждения. В 1712-1730 годах шло строительство нового здания храма и монастырских строений на месте прежних. Храм был построен в стиле барокко, в кладку были включены сохранившиеся фрагменты стен храма 1510 года.
Один из четырех орденов "нищенствующих братьев" (францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы), основанный в XIII в. Орден францисканцев основал Франциск Ассизский, благословил папа Иннокентий III в 1210 г.
Франциск Ассизкий
В отличие от прежнего монашества, "нищенствующие братья" жили в миру, проповедуя и духовно окормляя нуждающихся. Глубокое недоверие Франциска к официальным институтам, а также радикализм его требований (он не признавал для членов ордена никакого имущества, даже прикосновения к деньгам) вызвали ожесточенные споры. Сначала возник конфликт между "ревнителями", отстаивавшими строжайшее соблюдение правил, составленных Франциском, и теми фракциями, к рые старались приспособить жизнь ордена к требованиям мира сего. В 1240 г. орден францисканцев при покровительстве папы получил окончательное организационное оформление как международный орган, в к-ром ответственная роль отводилась только клирикам (еще один пример измены духу Франциска тот высоко ставил мирян). Чтобы обойти запрет на владение собственностью, ордену разрешили оформлять т.н. попечительство. В 1257 74 гг. благодаря взвешенной и миротворческой политике, крую осуществлял тогдашний генерал ордена Бонавентура, накал полемики заметно снизился. Выдающийся мыслитель, Бонавентура свидетельствовал о том, что францисканцы уже приобщаются к миру университетских знаний. После смерти Бонавентуры возобновились резкие споры об апостольской бедности. Крайние воззрения спиритуалов (бывших "ревнителей", или "зелотов") были отвергнуты папой Иоанном XXII, к рый в 1322 г. официально одобрил корпоративное владение собственностью, указав, что Христос и Его апостолы собственностью обладали. Спиритуалы откололись от ордена францисканцев. Даже столь выдающиеся францисканцы, как Михаил Чезенский и Уильям Оккам, оказались в изгнании и осудили папу. Ряд тяжелых обстоятельств эпидемия чумы, войны, Великий раскол привели к упадку ордена францисканцев, однако в его рамках возникло новое движение в поддержку строгого устава; его сторонники получили название "обсервантов". Оппозицию им составили более умеренные "конвентуалы", предпочитавшие городские резиденции отдаленным скитам. Неудачные попытки примирить эти два течения заставили папу ЛьваХв 1517 г. официально разделить орден францисканцев на две ветви обсервантов (со строгим уставом) и конвентуалов (с умеренным уставом). Однако вскоре сами обсерванты, движимые реформистским духом, раскололись на несколько течений "босоногих", "реколлектов", "реформированных" и капуцинов (носивших остроконечный капюшон). Капуцины сыграли значительную роль в Контр реформации и к 1619 г. добились полной независимости. Новый упадок ордена францисканцев был вызван и внутренними противоречиями, и внешними событиями наступлением эпохи Просвещения и революционными потрясениями в Европе. Лишь благодаря неустанным усилиям папы Льва XIII в 1897 г. произошло объединение всех обсервантов (за исключением капуцинов, сохранивших самостоятельность). Наряду с орденом " малых братьев ", включающим три независимых образования обсервантов, конвентуалов и капуцинов, возникли еще два францисканских ордена Второй орден монахинь (клариссы), основанный Франциском и его последовательницей Кларой в 1212 г., и Третий орден (терциарии), состоящий преимущественно из мирян. Францисканцы, вместе со своими конкурентами доминиканцами, представляли собой новую духовную силу в Церкви XIII в. Отстаивая апостольский идеал жизни бедного проповедника, они встречали понимание со стороны городского населения, к-рое все более отчуждалось от церковномонастырского "истеблишмента". Однако члены ордена францисканцев не присоединялись к непокорным еретикам, оставаясь верными слугами официальной Церкви. Помимо городов, центрами наибольшей их активности стали университеты, где они готовили себя к всемирной миссии борьбе с неверными, еретиками и со всеми, кто безразличен к христианской истине. Фактически все выдающиеся ученые того времени принадлежали к " нищенствующим братьям " в т.ч. францисканцы Бонавентура, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Однако, вопреки духу Франциска, орден францисканцев в попытках консолидировать христианское общество оказался тесно связан с репрессивным институтом инквизиции и антиеврейской политикой Западной церкви.
Францисканский монастырь, при котором были приходская школа и коллегиум, был закрыт в 1863 году вместе с большим числом других католических монастырей на территории современной Белоруссии после поражения польского восстания, после чего храм Вознесения стал из монастырского обычным приходским. Корпуса монастыря были перестроены в 1920-х годах. В 1932 году в крипте собора был похоронен первый пинский епископ Зигмунд Лозинский, после вхождения Пинска в состав СССР в 1939 году гроб с его телом был замурован в стену собора из-за опасности глумления. Весь комплекс строений бывшего монастыря францисканцев занимает квартал между рекой Пиной и главной улицей города, представляя собой одну из главных достопримечательностей Пинска. Собор виден прямо с центральной площади, от коллегиума Иезуитов.
Главное здание в архитектурном комплексе - трехнефный барочный костел, в котором доминирует средний, центральный неф, перекрытый полукруглыми сводами. Два боковых нефа почти незаметны, не видны. Они как бы поддерживают основной, обрамляют, подчеркивают его. Главный фасад костела очень наряден. Он декорирован барочными карнизами, нишами, поясками, пилястрами, кованой решеткой балкона, завершен сложнокомпозиционным фигурным фронтоном с двумя башенками по краям.
Интерьер костела оформлен барочной деревянной скульптурой, орнаментальной резьбой и фресками. Самую большую ценность представляет резной золоченый амвон, где более 70 скульптур, в большинстве покрытых листовым золотом. Предполагается, что главным мастером резьбы по дереву был Ян Шмитт - художник, работы которого встречаются во многих местах.
Трехъярусная колокольня (звонница) сооружена в 1817 году по проекту архитектора Каменского, который жил и работал в Пинске в 1773 - 1828 годах. В 20-х годах нынешнего столетия был достроен четвертой ярус колокольни и накрыт большим куполом. На звоннице сохранились три старых колокола. Один весит 1,5 тонны и называется Святой Зигмунт, в честь первого пинского епископа Зигмунта Лозинского. Второй весит 384 килограмма и носит имя Святой Андрей Баболя. Третий колокол весит 96 килограммов и его нарекли Святой Терезой. Все три были установлены в 1936 г.
Дворовая территория собора
Вспомогательные, служебные здания монастыря, примыкающие к костелу со стороны реки, образуют вместе с ним несколько тихих и уютных внутренних двориков, о наличии которых, глядя извне, почти нельзя догадаться. Похожие друг на друга, не очень выразительные служебные постройки имеют коридорную систему планировки. Их торцы завершены барочными фронтонами, придающим этим двух-, трехэтажным зданиям более нарядный вид.
На территории собора также находится и духовная семинария.
С 1954 года хранителем францисканского наследия стал вернувшийся из сталинских лагерей ксендз Казимир Свентек. Более семидесяти лет он самоотверженно служил Богу, Костелу, людям. В 1981 - 1986 годах его стараниями была проведена реставрация костела. В 1991 году Папа Иоанн Павел ІІ назначил его Митрополитом Минско-Могилевской митрополии и Апостольским администратором Пинской епархии. В ноябре 1994 года Папой римским Иоанном Павлом II с согласия духовной консистории назначен в сан кардинала архибискуп Минско-Могилевской епархии К. Свентек. Он стал первым белорусским кардиналом с 1798 года. Специальное послание было получено в Пинске и оглашено на богослужении в костеле в последнее воскресенье октября. Накануне по обычаю из окна ватиканского дворца папа возвестил о своем решении призвать в высший после себя иерархический чин ряд служителей католической церкви, в том числе и архибискупа из Беларуси. 13 декабря 1994 года Пинск принимал первого кардинала на Беларуси Казимира Свентека. В кафедральном соборе Успения Божьей Матери состоялось торжественное богослужение по случаю кардинальского ингресса - принятия им обязанностей по архиепархиальному руководству католическим костелом на Беларуси. В июне 2006 года Папа Бенедикт XVI принял прошение об освобождении от пастырского руководства Минско-Могилевской архиепархией, поданное Казимиром Свентеком. В том же году кардинал был удостоен звания Командора ордена Почетного легиона (Франция). Еще раньше, в 2004 году, Папа Иоанн Павел II лично вручил ему специальную награду института Павла VI в городе Брешиа (Италия) - Fidei testis (Свидетель веры).
В костеле есть орган. Его построил в 1833-37 гг. Адальберт Гродницкий из Вильно. Первая реконструкция этого уникального инструмента, старейшины органов Беларуси, была проведена в 1936 г. мастером В. Вернадским. Орган имеет 1049 голосов, 36 действующих регистров, два менуала, 11,5 октав, пневматические педали, деревянные и металлические трубы общим количеством 1498 штук и длиной некоторых до 4-х метров.