Речица не может похвастать столь уж значимым следом в истории. Этот город скорее известен как центр Белоруской нефтедобычи. Как и множество наших районных городов, Речица нынче производит вполне приятное впечатление своей ухоженностью. Впрочем погулять тут есть где и есть на что посмотреть праздному туристу. Наиболее интересными объектами, сразу бросающимися в глаза приезжим, являются соседствующие Святотроицкий костел и Святоуспенский собор.
Святотроицкий костел В апреле 1861 г. в Департамент проектов и смет был представлен проект нового костела, составленный архитектором Мешором. Департамент потребовал изменить фасад здания на более изящный. Поэтому окончательно проект был утвержден лишь 6 июня 1861 г. В судьбу этого архитектурного сооружения вмешались события, связанные с восстанием 1863 г., следствием которого стал запрет на строительство католических храмов на территории всего Северо-Западного края. Естественно, последовало распоряжение минского генерал-губернатора, которое вообще запретило строительство костелов. Начавшиеся в Речице работы, связанные с производством кирпича, доставкой извести из Орши, закладкой стен, были приостановлены. Лишь в 1896 г., когда на должность настоятеля речицкого костела назначили ксендза Липинского, было получено разрешение на возобновление строительства. Проект нового здания представил художник императорской Санкт-Петербургской Академии художеств архитектор Иосиф Дзеконский. Проект был одобрен и 8 июня 1899 г. утвержден Минским губернаторским строительным отделением. Строительные работы начались в середине апреля 1901 г. и уже к середине марта 1903 г. были завершены. Постройка храма обошлась в 24 тыс. рублей.
Освящение в честь Святой Троицы состоялось 1 июня 1903 г. Костел, построенный из кирпича на каменном фундаменте, имел башню и ризницу. Длина здания составляла 13 саженей, ширина - 6 саженей, толщина основных стен - 20 вершков. Костельный двор был обнесен с двух сторон металлической решетчатой оградой на кирпичном фундаменте.
В храме располагалось три алтаря. Главный украшали иконы Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом и св. Анны с Пресвятой Девой. Кроме того, имелись алтари распятого Спасителя и св. Антония.
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР
18 февраля 1842 г. Минская духовная консистория, с одной стороны, и подрядчики - минские купцы Аарон Зысель Рапопорт и Фейла Зальцман, с другой, подписали контракт на строительство в Речице новой церкви. Строительство нового храма началось уже через три месяца после подписания контракта и к концу 1843 г. было практически завершено. Однако 29 октября 1843 г. строящаяся при церкви колокольня неожиданно разрушилась, причем, падая, она повредила саму церковь. Причиной этого разрушения стало отступление строителей от утвержденного проекта. Строительство было законсервировано, ибо потребовалось изыскание дополнительных денежных средств. В мае 1864 г. в Епархиальное управление с предложением достроить церковь и колокольню обратился минский купец и городской голова Александр Свечников. Епархиальное начальство решило удовлетворить просьбу Свечникова. Постройка храма возобновилась, но в конце 1866 г. в результате неожиданного банкротства Свечникова опять приостановилась. В 1870 г. в Речицу прибыл для ревизии минский губернатор В. Токарев. Он обратил внимание на неудовлетворительное состояние собора и назначил для его достройки особый строительный комитет, выделив сумму для окончания строительства в размере 6582 рубля ассигнациями. Наконец, многострадальный храм был построен и 11 июня 1872 г. освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В фронтовой части он имел колокольню. Средокрестие его венчал полусферический открытый купол. Крыша была покрыта железом и окрашена масляной краской. Окна располагались в два ряда. Дверных проемов было три: главный и боковые. Внутренняя площадь храма составляла около 50 квадратных саженей. Здание не отапливалось. Иконостас состоял из 18 икон, расположенных в три яруса. Из богослужебной утвари особо ценимой была дарохранительница, подаренная лично Александром Александровичем (будущим императором Александром III). В церковном архиве хранились метрические книги с 1786 г. и приходские реестры с 1805 г. Колокольня имела четыре колокола. В 1934 г. храм закрыли. На следующий год он был перестроен в Дом социалистической культуры. Были снесены его купола, изменен интерьер, возведена деревянная пристройка. В конце 1941 г. в здании провели ремонт и богослужения возобновились. В 1947 г. исполком Гомельского облсовета принял решение освободить помещение храма от верующих. Здание опять заняли работники социалистической культуры. В 60-е гг. XX в. был построен новый Дом культуры. Помещение храма долгое время оставалось бесхозным. Наконец, в 1997 г. городским исполкомом было принято решение о передаче храма местному православному приходу.
Практически напротив собора располагается еще одно занимательное строение, известное как ДОМ АВГУСТА КРЕГЕРА
Дом этот был построен в районе бывшей рыночной площади в самом начале XX в. Принадлежал он Августу Крегеру. Позже городская управа, заключив с владельцем договор аренды, разместила в нем почтово-телеграфную контору. В 1911 г. к дому была сделана пристройка, в которой в начале 1912 г. был открыт кинотеатр «Мовитон», принадлежавший Шапиро и Мельникову. В годы советской власти кинотеатр получил имя Калинина и просуществовал до 80-х гг. XX в. С февраля 1918 по декабрь 1919 в здании располагался Речицкий Революционный Комитет. После войны здание заняла Детская музыкальная школа. После ввода в строй новой музыкальной школы, была сделана глубокая реконструкция здания. За счет средств, выделенных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, старинное здание переоборудовали под Экологический центр.
По проекту, разработанному специалистами института «Гомельгражданпроект», облик здания был сохранен, восстановлена украшавшая его архитектурная пластика - оконные обрамления, сандрики, карнизы, пилястры, дымовые трубы, которые теперь используются в качестве вентиляционных. Занимательно, что в благоустроенном дворе, судя по надписи фотографироваться можно только за деньги - 5000 с человека или 20000 за группу от 3-х человек, однако поскольку никакого вахтера там не было, ничто не помешало сделать фотографию бесплатно
Отдельного упоминания заслуживает Речицкий замок. Вернее то место, где он когда-то был:
[Немного истории и фотографий] Замок в центре древней Речицы располагался на овальной формы городище, площадь которого составляла всего четверть гектара. Он был обнесен валом и отделен от берегового плато глубоким дугообразным рвом. Замок полукольцом окружал посад, который уже в XIII в. имел собственную линию укреплений. Торговая площадь размещалась у подножия детинца, рядом с устьем речки Речицы. Рядом была устроена пристань, на которой швартовались торговые суда. Сюда же вела дорога (через мост) с противоположного, левого берега Днепра. По указу Сигизмунта Старого доходы с Речицкой мытни («мытницы»), медовой, пивной и винной корчмы должны были идти на ремонт и строительство замка. В пользу местного правителя («державца») шел каждый десятый осетр и «со всяких рыб десятая рыба», а от каждого посаженного в тюрьму - по четыре гроша. Мещане и жители волости обязаны были давать на охрану замка по шесть сторожей. Они же должны были поставлять дрова в замок и осуществлять «будованье замковое». В начале XVI в. замку и городу досаждали крымские татары. Всего с 1500 по 1530 гг. крымчаки 14 раз вторгались в пределы Беларуси. Подвергалась нескольким их нападениям и Речица. После того, как в 1648 г. Речицу заняли восставшие казаки и «чернь» (около 3 тысяч человек), гетман Януш Радзивилл занялся укреплением этого стратегически важного города. Он превратил его в лагерь, сделав главной ставкой войск Великого княжества. Город заимел тогда (после 1650 г.) три линии обороны. Первой линией были укрепления замка. На замковом валу возвели деревянные стены-городни и 5 четырехугольных башен. Въезд располагался с южной стороны, между валами. Здесь стояла воротная башня, пробраться к которой можно было по мосту, переброшенному через ров. Второй линией обороны были укрепления посада («места»). В ее состав входил дугообразный вал, своими концами упиравшийся в берег Днепра, 14 прямоугольных деревянных башен, встроенных в стены, и сухой ров. Третья линия обороны Речицы представляла собой бастионный пояс. Он охватывал город с юга, запада и севера - то есть со стороны суши. В зону контроля этой линии входил также мост через Днепр. Он был настлан по специальным судам, поставленным на якоря. На противоположном берегу этот мост защищался земляным укреплением с двумя въездами и выездами. Бастионный пояс включал в себя 11 бастионов различной конфигурации, куртины и рвы. Этот третий пояс, по сути, являлся базой войск Великого княжества. Здесь стояли казармы и располагались необходимые для обучения и смотра войск площади («пляцы»). Однако все эти линии мало поспособствовали обороне Речицы в тринадцатилетней войне. Когда в 1654 г. войско Великого княжества оставило Речицкий лагерь и двинулось к Шклову, чтобы сразиться с войском князя А.К. Трубецкого, Речица, не имевшая необходимого для ее защиты гарнизона, в июле того года была занята казаками И. Золотаренко. Речицкий замок просуществовал до конца XVIII в. Ныне от замка сохранились только остатки валов вокруг городища:
Внутри имеются суровые воины
И вооруженные безумные зайцы
Соседствует с остатками вала замка здание начала XX века в котором располагается картинная галерея имени Александра Исачева. Но к сожалению картин самого великого художника в ней нет.
Дальнейший мой путь пролегал по склону холма к набережной. На самом склоне проложены рельсы местных «американских горок»
Набережная Днепра.
В этом году все реки очень обмельчали, не избежал пагубных последствий и могучий Днепр. Плавучая пристань оказалась на берегу.
Расположенный в живописном месте концертный амфитеатр под открытым небом.
С холма над набережной взмывает ввысь памятник - самолет.
Впрочем при приближении к нему голуби явно портят все впечатление.
Отдельно стоит упомянуть детскую игровую площадку выполненную по мотивам пиратов Карибского моря:
Рядом с «Черной жемчужиной» имеется и Джек Воробей.
Невдалеке нашелся еще один симпатичный пират
С красавцем попугаем
Обратил на себя внимание и памятный знак военным морякам
На холме над Днепром на большой открытой площадке установлена стела в честь Ефросиньи Полоцкой
Дальнейшая прогулка по улица Речицы также подарила некоторые интересные наблюдения. Как вот этот веселый пивовар, как же без него в городе где варят вполне себе неплохое пиво
Или вот такое вот своеобразное граффити
Здание школы искусств
Краеведческий музей
Табличка на школе
Памятник партизанам
Жилой дом постройки первой половины 20 века.
Естественно в СССР город не мог быть городом без памятника Ленину
Здание железнодорожного вокзала
И закономерный паровоз рядом со станцией
Уже покидая Речицу, обратил внимание на необычный памятник, который обязательно стоит особо отметить:
Использовано для информации: «Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина» - Юрий Аркадьевич Татаринов