«Мастер и Маргарита», или Поэт и Правитель

Jan 29, 2024 23:04

«Мастер и Маргарита», или Поэт и Правитель | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Отвлекаясь от политического скандала вокруг нового фильма "Мастер и Маргарита", повторю свой тезис: пока режиссеры не сообразят, что Воланд - это Сталин, ничего путного они не снимут.

2.
О чем же мог писать Михаил Булгаков в своем последнем романе «Мастер и Маргарита»? О своих отношениях с властью, персонифицированной в лице Сталина.
Мотив романа, по существу, сформулирован в двух последних строфах посвященного тому же Сталину стихотворения Бориса Пастернака «Художник»(1936 г.):
И этим гением поступка
Так поглощен другой, поэт,
Что тяжелеет, словно губка,
Любою из его примет.
Как в этой двухголосной фуге
Он сам ни бесконечно мал,
Он верит в знанье друг о друге
Предельно крайних двух начал.
«Бесконечно мал» - это, несомненно, реверанс Пастернака, сделанный из предосторожности. Вряд ли согласился бы Булгаков и с определением, данным Пастернаком поэту:
Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.
Но то, что для Булгакова, как и для Пастернака, два «крайних», то есть главных начала - это поэт (мастер) и правитель, из его романа следует со всей очевидностью.
В романе две пары Поэт - Правитель: Иешуа - Пилат и Мастер - Воланд. Для того и проведена аналогия между Иешуа и Христом, чтобы указать на божественную сущность поэта. В чем эта сущность? В привнесении в мир гармонии, как об этом написано в стихотворении Тютчева «Поэзия»:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Без этой гармонии жизнь на земле - страдание и боль, в том числе и для правителя. Об этом совершенно очевидно говорит история Пилата. Подчинившийся какой-то еще более властной силе (к примеру, идеологии) и казнивший поэта, правитель обречен с этого момента на непрерывное страдание, до тех пор, пока он не получит прощение от поэта и не обретет предложенную поэтом гармонию.
Поэтому ничего величественного и нет в образе Иешуа - величие не совместимо с гармонией. Иешуа - поэт в чистом виде: порой неловкий и растерянный в острых жизненных ситуациях, но способный внести в души, в том числе в душу правителя, гармонию, избавив от беспросветных страданий.
Для чего же в романе еще одна пара Поэт - Правитель, то есть Мастер и Воланд? Для того чтобы показать вечную актуальность коллизии Правитель-Поэт. Предоставленный самому себе человеческий мир стремится перейти в состоянии полной пошлости. Картину такой пошлости являет описанная Булгаковым Москва. При этом мироустройстве Мастер женат на женщине, имени которой он толком не помнит, а Маргарита находится замужем за солидным товарищем с квартирой и прислугой. В этот мир и вторгается Воланд со своей свитой, высмеивая и наказывая, порой смертью, пошляков. Это, говоря современным языком, не демократично и не толерантно, но, по мнению Булгакова, лучше вселенской пошлости. Разрушая мир пошлости, Воланд вызывает к жизни любовь Мастера и Маргариты.
Зачем же Воланду нужен Мастер? Чтобы внести в мир гармонию, которой не удалось в свое время достичь Иешуа и Пилату. Причем, по-видимому, теперь эта гармония, примирив Пилата с Иешуа, должна сохраниться навечно. Инструмент достижения этой гармонии - роман Мастера, повествующий о Пилате и Иешуа. По существу, Мастер пишет новое Евангелие, то есть Новый Новый Завет.
Все это, несомненно, было бы понятно одному из потенциальных читателей - Сталину, выпускнику духовной семинарии, который строил всемирную гармонию коммунизма на основе «Капитала» и диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

Булгаков

Previous post Next post
Up