Оригинал взят у
babs71 в
Хельсинки. Вокзал.Долгое время я собирался сделать пост, посвященный железнодорожному вокзалу Хельсинки. Однако он все время стоял в лесах. И только в последнюю поездку я наконец отснял это замечательное здание.
Первый вокзал Гельсинфорса был построен в 1861-м году.
Однако, к началу прошлого столетия здание уже откровенно устарело и не справлялось с пассажиропотоками.
В результате, в 1903-м году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового вокзала.
Победителем конкурса стал Элиель Сааринен с проектом в стиле национального романтизма под девизом "Крылатое колесо, венчающее сферу":
В том же стиле быле выдержаны и другие премированные проекты:
Онне Тернквист (Тарьянне) . "П" - 2-я премия
Яльмар Оберг. "Гельсинфорс" - 3-я премия
Уско Нюстрём и Аларик Тавашерна. "Стефенсон" - 3 премия
Однако наибольшее влияние на результат оказал проект, который не был премирован.
Это был проект архитектора Сигурда Фростеруса под девизом "Эврика":
Фростерус был одним из лидеров рациональной ветви модерна (он, кстати, был учителем горячо мною любимого Алвара Аалто, о творчестве которого я уже неоднократно писал в своем блоге) и свой проект он оформил именно в духе рационального модерна.
Возмущенный тем, что его проект вообще не был отмечен жюри, он начал шумную кампанию в прессе с агитацией за рационализм в архитектуре.
Победивший в конкурсе Сааринен составил новый проект в 1904-м году.
Сложно сказать, повлияла ли на Сааринена агитация за рационализм, или он самостоятельно эволюционировал в эту сторону, но итоговый проект здания вокзала, несет безусловные черты сходства с отвергнутым жюри проектом Фростеруса:
Строительство здания началось в 1905-м году.
Тем не менее, параллельно со строительством Сааринен продолжал доработку проекта.
Несколько раз он выезжал за рубеж, где знакомился с новейшими достижениями в строительстве вокзалов.
Так что окончательный проект был завершен в 1910-м году.
Административный корпус вокзала был закончен в 1909-м году.
А само здание вокзала достроили в 1914-м.
Правда, из-за Первой Мировой войны оно первоначально использовалось как госпиталь и в качестве вокзала открылось только в 1919-м году.
Внешний образ вокзала строится на контрасте между строгими стенами вокзала и эффектными статуями гигантов, фланкирующих вход в вокзал.
Автор статуй - скульптор Эмиль Викстрем.
Интересно, что один из боковых фасадов украшает забавный гротескный аналог этих гигантов:
Также очень значима для образа здания и часовая башня, которую венчает купол и крылатое колесо - символ железных дорог:
Теперь посмотрим интерьеры вокзала:
Так выглядел ресторан вскоре после открытия вокзала:
А так это же помещение выглядит сейчас (здесь теперь "Бургер Кинг"):
P.S. 20 августа, в субботу состоится экскурсия "Вокруг пяти углов."
"Пять углов" - один из самых знаменитых топонимов нашего города. Эти места сыграли важную роль в истории русской культуры и здесь располагаются многочисленные памятники архитектуры конца 19 - первой половины 20-го столетия.
Мы увидим такие достопримечательности, как
Дом Толстого -
Дом-коммуна "Слеза социализма" -
Дом Бубыря -
Дом Бажанова -
Дом Барановского -
Дом и типографию Березина -
Дом театральных работников -
Троицкий театр миниатюр -
Дом Никонова -
Кузнечный рынок -
Особняк и завод К. Зигеля Узнать подробности и записаться можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/935218.html