Хельсинки. Вокзал.

Aug 15, 2016 22:37

Долгое время я собирался сделать пост, посвященный железнодорожному вокзалу Хельсинки. Однако он все время стоял в лесах. И только в последнюю поездку я наконец отснял это замечательное здание.


Первый вокзал Гельсинфорса был построен в 1861-м году.




Однако, к началу прошлого столетия здание уже откровенно устарело и не справлялось с пассажиропотоками.




В результате, в 1903-м году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового вокзала.




Победителем конкурса стал Элиель Сааринен с проектом в стиле национального романтизма под девизом "Крылатое колесо, венчающее сферу":




В том же стиле быле выдержаны и другие премированные проекты:
Онне Тернквист (Тарьянне) . "П" - 2-я премия


Яльмар Оберг. "Гельсинфорс" - 3-я премия


Уско Нюстрём и Аларик Тавашерна. "Стефенсон" - 3 премия


Однако наибольшее влияние на результат оказал проект, который не был премирован.

Это был проект архитектора Сигурда Фростеруса под девизом "Эврика":


Фростерус был одним из лидеров рациональной ветви модерна (он, кстати, был учителем горячо мною любимого Алвара Аалто, о творчестве которого я уже неоднократно писал в своем блоге) и свой проект он оформил именно в духе рационального модерна.




Возмущенный тем, что его проект вообще не был отмечен жюри, он начал шумную кампанию в прессе с агитацией за рационализм в архитектуре.




Победивший в конкурсе Сааринен составил новый проект в 1904-м году.




Сложно сказать, повлияла ли на Сааринена агитация за рационализм, или он самостоятельно эволюционировал в эту сторону, но итоговый проект здания вокзала, несет безусловные черты сходства с отвергнутым жюри проектом Фростеруса:






Строительство здания началось в 1905-м году.




Тем не менее, параллельно со строительством Сааринен продолжал доработку проекта.




Несколько раз он выезжал за рубеж, где знакомился с новейшими достижениями в строительстве вокзалов.




Так что окончательный проект был завершен в 1910-м году.








Административный корпус вокзала был закончен в 1909-м году.


А само здание вокзала достроили в 1914-м.




Правда, из-за Первой Мировой войны оно первоначально использовалось как госпиталь и в качестве вокзала открылось только в 1919-м году.




Внешний образ вокзала строится на контрасте между строгими стенами вокзала и эффектными статуями гигантов, фланкирующих вход в вокзал.




Автор статуй - скульптор Эмиль Викстрем.








Интересно, что один из боковых фасадов украшает забавный гротескный аналог этих гигантов:










Также очень значима для образа здания и часовая башня, которую венчает купол и крылатое колесо - символ железных дорог:




Теперь посмотрим интерьеры вокзала:




































Так выглядел ресторан вскоре после открытия вокзала:


А так это же помещение выглядит сейчас (здесь теперь "Бургер Кинг"):





P.S. 20 августа, в субботу состоится экскурсия "Вокруг пяти углов."
"Пять углов" - один из самых знаменитых топонимов нашего города. Эти места сыграли важную роль в истории русской культуры и здесь располагаются многочисленные памятники архитектуры конца 19 - первой половины 20-го столетия.
Мы увидим такие достопримечательности, как
Дом Толстого - Дом-коммуна "Слеза социализма" - Дом Бубыря - Дом Бажанова - Дом Барановского - Дом и типографию Березина - Дом театральных работников - Троицкий театр миниатюр - Дом Никонова - Кузнечный рынок - Особняк и завод К. Зигеля

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/935218.html

Фростерус С., Финляндия, Зарубежная архитектура, Сааринен Э., Путевые заметки, Хельсинки

Previous post Next post
Up