Из старого ЛОМО. БЗ-38 от ЛОМО-АВМ

Oct 21, 2017 00:12




Автобензозаправщик на шасси автомобиля ГАЗ-ААА с насосом для перекачивания, установленном в кабине управления механизмами.










НАЗНАЧЕНИЕ
Автобензозаправщик БЗ-38 предназначен для заправки горючим сухопутной техники и летательных аппаратов.



РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Принят на вооружение в 1938 году.
Производители:
Завод «Ивторфмаш», г. Иваново
Завод №261, г. Новоуральск
Завод им.Воровского, г. Мелитополь

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Автобензозаправщик представляет собой автомобиль, на шасси которого смонтированы цистерна и специальное оборудование. Специальное оборудование каждого ТЗ состоит из следующих основных агрегатов и узлов:
- цистерны;
- приемно-раздаточных трубопроводов с фильтрами грубой очистки, арматуры, рукавов и раздаточных кранов;
- насоса;
- коробки отбора мощности;
- фильтра тонкой очистки;
- рычагов управления;
- контрольно-измерительных приборов;
- кабины управления и ящиков для укладки рукавов;
- противопожарного оборудования.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Шасси: ГАЗ-ААА
Габаритные размеры: 5475х2040х2200
Вес, кг:
- без загрузки: 3200
- с загрузкой: 4350
Емкость цистерны, л: 1500
Производительность раздаточной системы, л/мин: до 400 (через один рукав)
Насос, тип: СКБ (роторно-шестеренчатый)
Привод насоса: от двигателя автомобиля
Счетчик, тип: Л-300
Фильтр, марка: ТФ-1м
Рукава:
- приемные (диаметр, длина, количество): 65х10х1
- раздаточные ( - « - ): 38х7,5х2
- для перекачки (- « - ): 50х8х1
Раздаточный кран, шт: 1

А.Галицкий (г.Харьков)

Автобензозаправщик БЗ-38У выпускался перед войной на шасси автомобиля ГАЗ-ААА. От своего предшественника БЗ-38 эта модель отличалась прежде всего увеличенным объемом цистерны и отсутствием задней кабины для хранения и транспортировки шлангов. Вместо нее на боках цистерны были сделаны кронштейны. Считалось, что это было более удобно при движении по аэродрому от одного заправляемого самолета к другому.

БЗ-38У был достаточно автономным и универсальным. Кроме своих основных функций -наполнения своей цистерны, транспортировки горючего и заправки самолетов или других емкостей фильтрованным или нефильтрованным топливом - он мог также использоваться как перекачивающая станция или смеситель (перемешивание по замкнутому контуру), причем последнее можно было делать не только в своей, но и в посторонней емкости. Управление было централизованным и осуществлялось из кабины водителя. К недостаткам машины можно отнести невозможность заправки более одной емкости одновременно.

Для подачи горючего служил шестеренчатый насос СКБ производительностью до 400 л/ мин при 720 об/мин, использовавший часть мощности двигателя автомобиля. Ее отбор осуществлялся через эластичную муфту от шестерни демультипликатора.

В возимый комплект входили три шланга: для приема горючего (диаметр 65 мм, длина 10 м), для перекачки (диаметр 60 мм, длина 8 м) и раздаточный (38 мм и 7.5 м соответственно). Инструкцией запрещалось оставлять остатки бензина в шлангах - это вызывало разрушение его стенок, и как следствие, существовала опасность загрязнения баков самолета продуктами распада. Раз в год необходимо было производить очистку цистерны. На это отпускалось 40 л бензина.

Для повышения безопасности было обязательно заземление машины (для отвода статического электричества). Для этого служила металлическая цепь, приваренная к цистерне и свободно соприкасающаяся с землей с запасом в 3-4 звена. Кроме того, при обслуживании производилось дополнительное заземление -металлическим тросом раму автомобиля соединяли с забитым в землю штырем длиной не менее 50 см и диаметром не менее 15 мм.

Автобензозаправщики БЗ-38У использовались на советских аэродромах перед войной и в годы Великой Отечественной войны.

Технические характеристики: длина - 5260 мм; ширина - 2040 мм; высота - 2150 мм; полный вес без нагрузки -3290 кг; вес в рабочем состоянии с полной нагрузкой - 4800 кг; емкость цистерны - 2050 л; емкость бензобака автомобиля - 40 кг; максимальное давление в нагнетающем трубопроводе - 3.5 атм.; фильтрация горючего - механическая с отделением механических примесей и воды; пропускная способность фильтра - 200 л/мин.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Учебник сержанта военно-воздушных сил, к. 8, ч. 3 (для сержанта тыла). -М.:Воениздат, 1956.
- "Автобензозаправщик БЗ-38У", журнал "АвиО" выпуск 2, 1992
Покупался вместе  с остальными моделями ЛОМО (в том числе и с уже ранее показанными АСМ типа ЦН-15, лесовозом на ЗИС-6 и еще одним заправщиком, но на базе ЗИС-5 - БЗ-43) по заводским ценам. Мимо заправщика,естественно, пройти никак не мог. Из множества моих моделей ЛОМО этот - единственный на базе ГАЗ 3А.
Надо отметить, что мне досталась ранняя модель Ленинградского Объединения, а они по качеству были на порядок лучше упрощенных последующих...



По традиции, сначала - общий вид спереди:


К модели производства "Двигатель" добавили запаски по бокам капота:


Все недостатки передка ГАЗ-АА/ААА ЛОМО-АВМ уже были описаны в предыдущих постах:


Вид сверху:


Есть у меня старая машинка от "Двигатель":


Именно такого плана ГАЗ-ААА был донором для машинки ЛОМО:


Общий вид слева.
Нетрудно заметить, что глушитель перед тележкой таки отвалился:


И переднее колесо. Выглядит оно получше, чем у донора:


Дорабатывать запаску, убрав ступицу и ненужные болты крапления, не стали.
Двери открываются, но за давностью лет не рискнул, дабы не развалились.
Огнетушитель большой. Мощный и красный:


В салоне всё до безобразия примитивно:


Эта фотка дает некоторое представление о нанесении краски:


Самое шикарное в модели - это оформление цистерны. За покраску не поручусь (видно, что многое делалось кистью), но детализация модели прошлого века не уступает некоторым бюджетным "made in China" века нынешнего:


Ну и задняя тележка:


Разумеется, от прародителя она унаследовала такую способность:


И имеет большой ход:


Общий вид сзади:


Фара, горловина, приборы, рукав, рукоятка, лючки - просто изобилие отдельных деталей. Жаль, что стеклышко в фару не вставили.
И надпись "ОГНЕОПАСНО" не тем шрифтом набрана, то есть без трафарета:


У цистерны сбоку есть ручки и кронштейны подвески шлангов:


Светотехники сзади нет. Но военным авто она вроде как и не полагалась:


Еще один современник - Ярославский грузовик:


Герой поста рядом с ЯГ-6 от Владимира Волчанецкого:


Общий вид справа:


В салоне - печаль. Руль лежит на полу:


Траки по бокам (кстати, отдельными деталями) непонятно зачем серебрянкой подмахнули:


Донышко - общий вид:


Оно - всё то же наследие "Двигателя":


И винтами/болтами крепится довольно бесхитростно и по-игрушечному:


3/4:











Такая себе вроде улица:


У моделей военной серии ранее были коробочки со своим собственным, особым "камуфляжным" дизайном:


Пока не перешли на унифицированные серые для всех... Как у ДиП сейчас.
А вот так ее дополнительно примотал продавец. За что и спасибо - ничто, в общем-то, не отвалилось (кроме руля):


Есть и пластиковая подставка пижонского белого цвета:


Присутствует вкладыш (тоже не у всех моделей в наличии):


В целом этой моделью ЛОМО более чем доволен.
Модель автомобиля: БЗ-38
Период выпуска прототипа: 1938-?
Производитель: ЛОМО-АВМ
Дата выпуска: -
Краткое мнение: замечательно без упрощений!
Оценка:
Качество: 3,5 из 5. Недостаточно хорошо, но лучше, чем могло бы быть.
Детализация: 3,75 из 6. Получше предыдущего БЗ. Чуток.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Должно быть...
Узнаваемость: 2 из 2. Да.
Харизма: 4 из 5. А как же.
Коробочка: 0,5 из 1,75. В соответствии с градацией.
Итого: 17,75 из 24,75.
Вес: 168 граммов. Тяжел. Для модели ГАЗ-ААА - однозначно.
Цена: 2100 рублей с рук.

ломо, грузовики, газ, спецтехника, ссср, спецмашины, 1930-е

Previous post Next post
Up