Заслуга Льюиса Кэрролла - не в том что, он сочинил пару забавных побасенок с не самым складным сюжетом, с помощью которых он, что твой гамельнский крысолов, завлекал викторианских лоли. Он героеславен тем, что первым и на сегодняшний день единственным из адептов высокой ступени посвящения приоткрыл покровы алгебрахимии - той же алхимии, но математически точной.
Свои знания Кэрролл зашифровал в двух коротких историях о
духовном путешествии, которое осуществлялось с помощью особых медитативных практик (пусть и применявшихся неосознанно) и на уровне физического тела сопровождалось большими выбросами мелатонина. Здесь уместно привести аналогии с вознесением Еноха или небесным паломничеством пророка Мухаммеда на аль-Бураке, но многочисленные параллели уведут нас в теологические дебри.
За примерами алгебрахимических аллюзий ходить далеко не надо - описания теургических ритуалов под маской абсурдных для профанов действий щедро рассыпаны по всей алисианской дилогии. Скажем, Джаббервоки - это тот же гностический Абраксас (верховное божество у василидиан), а некоторые заклинания, стилизованные под детские стихотворения, построены по принципу абракадабры (на ее связь с Абраксасом указывала, в частности, мадам Блаватская) средневековых чернокнижников, которая вульгаризировалась в жанр нонсенса - подобно тому, как могучие йотуны переродились в туповатых увальней-троллей.
Что касается непосредственно Джаббервоки, структура и содержание этого абракадабрического, в некотором роде даже каббалистического заклинания, разбитого на пары строф, повторяет основные этапы Великого делания. Первый этап - нигредо, подготовительная стадия: описывается место действия, дается предупреждение о хтоническом чудовище (materia prima). Аллегорией этой стадии является ворон (исчезнувшая из многих русскоязычных переводов птица Джубджуб).
Второй этап - альбедо: особый меч, с которым герой отправляется в путь, отдых под деревом и первая встреча с чудовищем символизируют превращение субстрата в малый эликсир.
Наконец, рубедо - кульминация, алхимический брак, в результате которого первоматерия окончательно побеждена, и образуется великий эликсир, он же магистерий, он же ребис, он же философский камень. В нашем случае его символизирует отрубленная голова - тут не лишним будет напомнить, что во многих культурах фигурируют змееподобные мифологические существа, у которых в голове заключен драгоценный камень, и именно в этом заключается изначальный смысл рубки их голов. Кроме того, ребис часто изображали в виде вооруженного мечом юного андрогина, побеждающего дракона (н-р, известное изображение XV в. из собрания Баварской государственной библиотеки).
А повтор первого четверостишия в конце, во-первых, закольцовывает этот священный текст (об уроборосе как алхимическом архетипе подробно см. у Юнга), а, во-вторых, отсылает к одному из старших арканов Таро, который является одновременно нулевым и последним двадцать вторым. Это Шут, или Безумец («Все мы здесь не в своем уме»), который, к тому же, символизирует наивного и любознательного ребенка, открывающего для себя новый мир - неважно, страну чудес или зазеркалье.
_____________
Мастерство: 8
Сюжет: 7
Реалистичность: 8
Читабельность: 10
Идеология: 8
Итого: 8,2
П.С. 21-е место в
рейтинге.