Замечали вы как, привыкнув к постоянству быта своей жизни( работа,дом, семья, сон и т.д.), стараетесь иногда «встряхнуться»? У многих это поездка на дачу в выходной день. У кого-то поездка на курорт в отпуск. Такие поездки включаются в поток жизни «для разнообразия», как лекарство от вялости при монотонной рутине быта.
Замечали вы как в скуке медленно растягивается время? 5 минут кажутся целой вечностью. А в деле, захватившем нас с головой, сутки пролетают за 5 минут. Случалось такое? Наверняка, и не раз.
Рассуждая о времени, Томас Манн в
«Волшебной горе» пишет о распространенности заблуждения - будто бы «при интересности и новизне содержания "время бежит", другими словами - такое содержание сокращает его, тогда как однообразие и пустота отяжеляют и задерживают его ход».
А дальше начинается самое интересное.
Взяв время в большом масштабе, картина выглядит иначе: «очень большие массы времени способны сокращать само время и пролетать с быстротой, сводящей его на нет».
Скука, о которой шла речь выше, продолжает Томас Манн,- это «болезненная краткость времени в результате однообразия; большие периоды времени при непрерывном однообразии съеживаются до вызывающих смертный ужас малых размеров: если один день как все, то и все как один; а при полном однообразии самая долгая жизнь ощущалась бы как совсем короткая и пролетала бы незаметно».
Выходит, что чем сильнее мы привыкаем к собственной жизни, тем быстрее она пролетает перед нашим носом, ускоряясь с каждым годом.
«Это ощущение основывается на привычке,- говорит Томас Манн,- необходимость привыкать к иным, новым содержаниям жизни является единственным средством, способным поддержать наши жизненные силы, освежить наше восприятие времени, добиться омоложения этого восприятия, его углубления и замедления; тем самым обновится и наше чувство жизни».
Многие из вас вспомнят хотя бы одного знакомого/друга, который старается как можно чаще( в силу возможностей) путешествовать. И мотивация этой тяга состоит в том, чтобы «развеяться». Почему-то наибольшая концентрация таких людей наблюдается в Москве. Хотя не только, конечно. Но это так, к слову.
Получается, что развлекательная поездка в путешествие( другой вариант - на дачу) это попытка прервать уныние однообразной рутины, съедающей жизнь, превращенную в одно мгновение. Помните, у Стивена Кинга были такие «поедатели времени» - лангольеры?
Но, пишет Томас Манн, широкий ход времени в первые дни пребывания на новом месте длится недолго - постепенно начинается привыкание и к этому месту: «по мере того как "сживаешься", наблюдается некоторое сокращение; тот, кто привязан к жизни, или, вернее, хотел бы привязаться к жизни, с ужасом замечает, что дни опять становятся все более легкими и начинают как бы "буксовать", а, скажем, последняя неделя из четырех проносится до жути быстро и незаметно. Правда, освежение чувства времени действует несколько дольше, и когда мы возвращаемся к привычному строю жизни, оно снова дает себя почувствовать; первые дни, проведенные дома хотя бы после путешествия, воспринимаются как что-то новое, широко и молодо, но очень недолго: ибо с привычным распорядком жизни сживаешься опять быстрее, чем с его отменой, и когда восприятие времени притупилось - от старости или от слабости жизнеощущения, при котором оно никогда и не было развито, - это чувство времени опять очень скоро засыпает, и уже через сутки вам кажется, что вы никуда и не уезжали и ваше путешествие только приснилось вам».
На мой взгляд из размышлений Томаса Манна о вопросах скоротечности времени, можно сделать вывод о том, что человек по-настоящему жил, только в том случае, если жизнь его была наполнена событиями. Во втором приближении, необходимо присмотреться к качеству этих событий: замена одной бытовой рутины на такое же, по сути, бытовое однообразие - существенно не влияет на приравнивание всей жизни к одному дню. Томас Манн в этом отрывке не дает нам ответа на вопрос о качестве событий, только намекает: «...богатое и интересное содержание может сократить час и день и ускорить их, но такое содержание придает течению времени, взятому в крупных масштабах, широту, вес и значительность, и годы, богатые событиями, проходят гораздо медленнее, чем пустые, бедные, убогие; их как бы несет ветер, и они летят». Логика рассуждений подводит к тому, что человек живет в Деле- своем призвании. Ведь только про него можно сказать о «весе и значительности».
Про неделю на турецком побережье Анталии такой мысли не придет, верно?