Описываемый автором поста период позволяет понять общее настроение масс в Соединенных Штатах накануне Первой мировой войны. Когда мы читаем произведения современников, например Джека Лондона, может показаться, что автор приукрасил тяжесть положения рабочего( например, в романе "Мартин Иден"). Но вот сухие цифры статистики и отзывы современников подтверждают текст писателя. Если это не звериный оскал капитализма, то что это? И как можно назвать людей, которые шли на бескорыстную борьбу с угнетающей их системой? И ведь не только государственная система была такой - она, можно сказать, задавала правила. Закон "Homo homini lupus est" пронизывал и общественные отношения, что неплохо проиллюстрированно фильмом "Банды Нью-Йорка"( описывает события середины 19 века), кадр из которого выведен в заголовок.
Оригинал взят у
voodhause в
Никола и Бартоломео. Герои соседней улицы (продолжение) «Штыками полотно не соткать»
Дж. Эттор
Солдаты сдерживают толпу во время забастовки текстильщиков известной как «забастовка Хлеба и Роз» в Лоренсе (Массачусетс) в 1912 г.
http://gazeta.eot.su/article/vechnyy-boy За что боролись Сакко и Ванцетти, за что умирали? От чего их судьба нашла отклик в сердцах людей всего мира?
Для того, что бы это понять предлагаю обратиться к труду Говарда Зинина «Народная история США: с 1492 года до наших дней».
Описывая социально-политическое положение американского общества начала двадцатого столетия, он обращает внимание на роман «Железная пята», в котором Джек Лондон устами Эрнеста бросает обвинения в адрес системы:
Убедившись, что современный человек живёт хуже своего пещерного предка, хотя его производительность труда возросла тысячекратно, мы с неизбежностью приходим к выводу, что капитализм обанкротился... преступные, хищнические методы хозяйничанья ввергли человечество в нищету
Слова Джека Лондона подкрепляют и другие писатели начала XX века, выступающие в защиту социалистических идей или жёстко критикующие капиталистическую систему. Это были не малоизвестные памфлетисты, а наиболее значительные фигуры в литературе США, чьи книги читали миллионы: Эптон Синклер, Теодор Драйзер, Фрэнк Норрис.
Кроме того «макрейкеры» («разгребатели грязи»), которых никак нельзя в то время подозревать в социалистических взглядах, раскрывали, в чьих руках в действительности находились деньги и власть (разоблачения деятельности «Стэндард ойл», Айды Тарбелл, очерки Линкольна Стеффенса о коррупции в крупных городах США). Республика, на фасаде которой написано, что она «управляется народом, через народ и для народа», имела совсем другой вид с изнанки.
Непрерывно развивался процесс концентрации бизнеса в руках немногих, стал более очевиден контроль со стороны банкиров. По мере развития технологий и укрупнения корпораций им требовалось все больше капитала, находившегося в руках именно банкиров. К 1904 г. свыше 1 тыс. линий железных дорог оказались консолидированы в шесть крупных объединений, каждое из которых было связано либо с Дж.П. Морганом, либо с Рокфеллерами. Вот что об этом пишут Т. Кохрэн и У. Миллер:
Имперским лидером новой олигархии был «Дом Моргана». В сделках ему ловко содействовали «Фёрст нэшнл бэнк оф Нью-Йорк» (директор Джордж Ф. Бейкер) и «Нэшнл сити бэнк оф Нью-Йорк» (президент Джеймс Стилмен, представлявший интересы Рокфеллеров). Эти три человека и их финансовые партнеры поделили между собой 341 директорскую должность в 112 огромных корпорациях. Общий объем ресурсов этих корпораций в 1912 г. составлял 22,245 млрд долл., т. е. больше, чем оценочная стоимость всей собственности в 22 штатах и территориях к западу от реки Миссисипи...
«Народная история США» насыщена свидетельствами людей описывающих условия туда и жизни того времени.
В январе 1907 г. поэт Эдвин Маркэм писал в журнале «Космополитен»:
В непроветриваемых помещениях матери и отцы шили днем и ночью. Те, кто работал на дому, получали меньше, чем те, кто трудился в потогонных цехах фабрик. ...А дети должны, как на каторге, вместо игр работать наряду со старшими...
В течение всего года в Нью-Йорке и других городах вы можете наблюдать детей, входящих и выходящих из таких жалких домов. Практически в любое время их можно видеть в нью-йоркском Ист-Сайде - бледных мальчиков или худых девочек, - с унылыми лицами, согнувшихся под тяжелым грузом одежды, который они тащили на плечах и на голове, и все их мускулы были напряжены...
Разве не является жестокой цивилизация, позволяющая маленьким сердцам и маленьким плечикам надрываться от таких взрослых обязанностей, тогда как в этом же самом городе жалкая собачонка в мягких руках изящной леди, прогуливающейся по прекрасным бульварам, чувствует себя гораздо лучше?
http://fishki.net/1376969-kadry-zhizni-amerikanskih-rabochih-nachala-xx-veka.html В Нью-Йорке было 500 швейных фабрик. Вот что одна женщина вспоминала об условиях работы:
...лестницы были сломаны и опасны... окон совсем немного, и они были такие грязные. ...Деревянные полы протирали раз в год. ...Освещения практически не было, кроме горевших круглые сутки газовых горе-
лок... в темном коридоре находилась грязная, зловонная уборная.
Не было свежей питьевой воды. ...Повсюду мыши и тараканы...
В зимние месяцы... мы так страдали от холода, летом же мы мучились от жары...
Находясь в этих дырах - рассадниках болезней, мы, дети, работали рядом с мужчинами и женщинами по 70-80 часов в неделю! В том числе по субботам и воскресениям! ...В субботу днем появлялось объявление: «Если вы не придете работать в воскресенье, можете не приходить на работу и в понедельник». ...Детские мечты о дне отдыха не сбывались. Мы плакали, потому что были всего лишь детьми...
12-летняя рабочая на текстильной фабрике
http://fishki.net/1376969-kadry-zhizni-amerikanskih-rabochih-nachala-xx-veka.html В 1912 г. в докладе комиссии штата Нью-Йорк по обследованию предприятий говорилось:
Сэди - умная, приятная и чистоплотная девушка, которая трудится с тех пор, как получила разрешение на работу на швейных фабриках.
...В своей работе она привыкла к использованию белого порошка (обычно это мел или тальк), которым посыпают перфорации для переноса рисунка на ткань. Присыпанный меловым порошком или тальком рисунок легко стирался. ...Поэтому ее последний работодатель решил применить смесь порошка свинцовых белил с канифолью, которую нельзя было так просто оттереть, что снимало необходимость ее повторного нанесения.
Никто из работниц не знал ни о смене порошка, ни об опасности его использования...
Сэди всегда была очень крепкой и здоровой девушкой с хорошим аппетитом и цветом лица; но теперь она не могла есть. ...Ее ноги и руки опухли, одна рука перестала действовать, зубы и десны посинели. Когда в конце концов ей пришлось прекратить работу, после нескольких месяцев лечения от желудочного заболевания врач порекомендовал ей лечь в больницу. Проведенное там обследование показало, что она отравлена свинцом...
Согласно докладу Комиссии по отношениям в промышленности, в 1914 г. жертвами несчастных случаев на производстве стали 35 тыс. рабочих, а 700 тыс. человек получили различные травмы. В том году доходы 44 семейств, получавших по 1 млн долл. и более, равнялись общей сумме доходов 100 тыс. семей, зарабатывавших по 500 долл. в год. Сохранилась запись беседы между членом Комиссии по отношениям в промышленности Харрисом Уайнстоком и Джоном Осгудом, президентом угледобывающей компании из штата Колорадо, которую контролировало семейство Рокфеллер:
УАЙНСТОК: Если рабочий погибает, получают ли его иждивенцы какую-либо компенсацию?
ОСГУД: Необязательно. В некоторых случаях - да, в некоторых - нет.
УАЙНСТОК: Если он искалечен на всю жизнь, положена ли ему компенсация?
ОСГУД: Нет, сэр, никакой...
УАЙНСТОК: Получается, что вся тяжесть ложится целиком на их (рабочих] плечи.
ОСГУД: Да, сэр.
УАЙНСТОК: А промышленность не несёт никаких расходов?
ОСГУД: Верно, промышленность не несёт никаких расходов.
В городе Лоренсе было четыре фабрики «Америкэн вулен компани». Основу рабочей силы составляли иммигрантские семьи (португальцы, франкоканадцы, англичане, ирландцы, русские, итальянцы, сирийцы, немцы, поляки, бельгийцы), жившие в перенаселённых и пожароопасных деревянных многоквартирных домах. Средняя зарплата работников составляла 8,76 долл. в неделю. Работавшая в городе женщина-врач Элизабет Шапли писала в 1912 году:
Значительное число мальчиков и девочек умирает в течение первых двух-трех лет с начала работы... 36 из каждых 100 мужчин и женщин, которые трудятся на фабрике, не доживают до 25 лет или умирают, лишь достигнув этого возраста.
В этой ситуации в ужасных условиях, трудящиеся, стремившиеся к радикальным переменам и видевшие корни нищеты в капиталистической системе, проявили заинтересованность в создании рабочего союзов.
Объединяясь в борьбе, рабочие устраивали сотнетысячные забастовки и стачки, охватывавшие целые города, которые жёстко подавлялись властями. Забастовочная стихия непрерывно усиливалась (например, в 90-х годах XIX в. происходило около 1 тыс. стачек в год, а к 1904 г. их среднегодовое число достигло 4 тысяч). Но закон и военная сила вновь и вновь становились на сторону богатых.
Разные правительства и президенты того времени принимали попытки реформирования для урегулирования системы. Действительно, тогда наступила «прогрессивная эра», началась эпоха реформ, но это были вынужденные преобразования, направленные на то, чтобы успокоить народные выступления, а не на то, чтобы осуществить фундаментальные перемены.
«Прогрессивным» этот период называли потому, что были приняты новые законы. При Теодоре Рузвельте приняты Закон о контроле качества мяса, закон Хэпберна, который регулировал использование железных дорог и трубопроводов, и Закон о чистых продуктах питания и лекарствах. При Уильяме Тафте по закону Мэнна-Элкинса деятельность телефонных и телеграфных компаний начала регулироваться Комиссией по торговле между штатами. Во времена президентства Вудро Вильсона для контроля за ростом монополий была создана Федеральная торговая комиссия и принят Закон о Федеральной резервной системе, призванный регулировать денежную и банковскую системы страны. При У. Тафте были предложены 16-я Поправка к Конституции США, позволяющая ввести прогрессивный подоходный налог, и 17-я Поправка, в соответствии с которой сенаторы стали избираться непосредственно избирателями, а не законодательными собраниями штатов, как было записано в основном тексте Конституции. В это же время некоторые штаты приняли законы, регулировавшие вопросы оплаты труда и продолжительности рабочего дня, а также предусматривавшие создание инспекций по технике безопасности на заводах и выплату компенсаций рабочим за увечья.
В те же годы проводились публичные расследования, направленные на то, чтобы успокоить голоса протеста. В 1913 г. Комитет Конгресса США под председательством А. Пьюджо изучил концентрацию финансовой власти в банковском секторе, а сенатская Комиссия по отношениям в промышленности провела слушания, касавшиеся конфликтов в области трудовых отношений.
Без сомнения, простым людям эти преобразования в некоторой степени пошли на пользу. Система обладала богатствами, была эффективна и сложна: она могла поделиться частью своих средств, достаточных для того, чтобы рабочий класс создал надёжный щит между низшим и высшим слоями общества.
Однако принципиально ничего не изменилось для огромного большинства фермеров-арендаторов, заводских рабочих, обитателей трущоб, шахтёров, работников ферм, трудящихся - мужчин и женщин, чернокожих и белых. Р. Уиби рассматривает Прогрессивное движение как попытку системы приспособиться к изменившимся условиям для достижения большей стабильности. «С помощью правил и беспристрастных санкций она [система] стремилась к преемственности и предсказуемости в мире постоянных перемен. Это обеспечило правительству гораздо большую власть... и подтолкнуло к её централизации». Г. Фолкнер приходит к выводу, что новый акцент на сильном правительстве шёл на пользу «наиболее могущественным экономическим группам».
Такое положение городского населения было характерно для всех стран капиталистического мира начала XX века. Сакко и Ванцетти боролись за справедливость, против нещадной эксплуатации миллионов, способствующей обогащению единиц. Это не могло оставить равнодушным людей со всего мира.
События же предшествующие аресту Сакко и Ванцетти, и то как проходил суд над ними и остальные подробности опишу в следующей заметке.