Вот тут в издании со странным названием "Журнал литературной семантики" коллега по ремеслу пытается в 21-м веке выступить в защиту Гладстона (речь идёт о теории викторианской эпохи, согласно которой древние греки гомеровской эпохи не различали цвета).
Sampson G. Gladston as LinguistЧто я могу сказать? Попытка вышла крайне неудачной. Сэмпсон
(
Read more... )
Reply
Не сильно. Статистикой вытаскивается, но эффект гораздо меньше межиндивидуальных различий во времени различения.
Кстати, первоначально это было обнаружено Полом Кеем ни на каких не на туземцах, а на русских (точнее - на гражданах США, чьим родным языком был русский). Предположить, что русские цивилизованнее WASP-американцев имеют больший цивилизационный опыт в работе с цветом, чем англоязычные народы, вряд ли решился бы даже Гладстон.
Reply
Reply
А насчет светофоров - да. В японском языке различение "синего" и "зеленого" окончательно утвердилось только с внедрением в Японии светофоров: термин, который раньше был применим к обоим цветам, жестко закрепился за "зеленым".
Но и название цветов светофора, и домыслы про "небесно-зеленый" - это все про язык. А у Гладстона-то именно про восприятие, про способность/неспособность различать.
Reply
Одно дело, если рядом положить две бумажки разных оттенков и спросить - одно и то же, или нет?
И другое, если показать одну бумажку, затем другую, и спросить - а теперь одно и то же?
Это как сольфеджио.
Секунду или терцию от унисона отличу с лёгкостью, просто по факту дребезга, и даже если их подряд сыграть, отличу. А с паузой в десяток секунд - ой, не уверен. А если попросят воспроизвести - наверняка промахнусь. Мимо октавы не промахнусь, пожалуй.
И это при том, что названия нот даже знаю!
Но я не музыкант, денег на этом не делаю, так мне и пофиг, что уши нетренированные.
А то вон, петербуржцы различают 50 оттенков серого, но скромничают.
А греки, наоборот, не утруждались: зелёновое море, зелёновое небо, зелёновая зелень, зелёновый верблюд.
Reply
Именно способность глаза воспринимать их как разные раздражители.
И другое, если показать одну бумажку, затем другую, и спросить - а теперь одно и то же?Да, всегда можно подобрать оттенки настолько близкие, что человек, различающий их при одновременном предъявлении, не различит при последовательном. Да, величина этой дистанции (как и любой способности к различению сходного) сильно зависит от тренированности глаза ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А сказано про исходный бело-лунный именно в контексте жд, где его попутать с простым фонарем за нефиг делать можно было.
Reply
Leave a comment