по следам одной публикации (личное)

Sep 01, 2019 08:02

Этим летом Интернет взорвала публикация плача выпускников элитных школ, что им скучно в вузе. Прочтение вызвало у меня множество размышлений, которые раньше не приходили в голову ( Read more... )

образование, филология, размышления по поводу, публицистика

Leave a comment

xgrbml September 1 2019, 05:23:54 UTC
Да, очень тяжелая проблема. Справедливости ради, она несколько в другом виде существовала и в советское время: программа вступительных экзаменов в вузы (здесь и далее я говорю о математике, но вряд ли с другими предметами было иначе) содержала больше материала, чем то, чему учили в обычной средней школе. Собственно, введение ЕГЭ как раз и должно было устранить этот разрыв. Но вместе с ЕГЭ сразу появились и средства его обойти: поступление по олимпиадам. В результате во многие сильные вузы поступить без олимпиадных успехов стало почти нереально, а к олимпиадным успехам прийти надежнее всего через элитные школы...

И как с этим быть, понятия не имею.

Reply

rayskiy_sergei September 1 2019, 05:40:42 UTC
Согласен. Как быть? Отменить для призёров и победителей олимпиад льготы при поступлении в вуз. Тогда олимпиалы станут камерным праздником ума и знаний для тех, кому нужно что-то ещё, кроме поступления. Но, увы, это утопия: не отменят. Образовательское начальство больно олимпиадами. На днях Калина публично заявил, что каждая московская школа обязана готовить победителей олимпиад. Это безумие.

Reply

bbzhukov September 1 2019, 10:21:26 UTC
Ну, г-н Калина - патентованный муд...рец, "он слова умного не выговорил сроду". Но вообще-то, например, школьная биологическая олимпиада МГУ существует уже почти 70 лет без перерывов, никогда не давала никаких льгот при поступлении (один раз во второй половине 80-х попытались - и обнаружили, что либо их сожрут, либо они сами скурвятся). И ничего. Не сказать даже, что слишком камерная - на первый тур каждый год приходит тысяча с лишним ребят (суммарно по всем классам), на второй - приезжают делегации из многих городов.

Так что не такая уж и утопия. Другое дело, что это не решает проблемы неравных возможностей. Олимпиада не может дать ни сколько-нибудь систематичных знаний, ни умения соображать - она может только проверить уже имеющиеся.

Reply

rayskiy_sergei September 1 2019, 10:24:44 UTC
"не такая уж и утопия" - Не могу представить себе, что Калина и иже с ним вдруг согласятся отменить льготы при поступлении за диплом Всероса.

Reply

bbzhukov September 1 2019, 10:37:56 UTC
Наверно, не согласятся. А если и согласятся, то одновременно введут что-нибудь столь же (или еще более) идиотское.

Я исключительно о том, что нормальная, "безльготная" олимпиада вполне осуществима - и не только в принципе, но и вот прямо здесь и сейчас, при этой власти, этом министерстве, этих начальственных настроениях.

Reply

rayskiy_sergei September 1 2019, 10:43:52 UTC
Да, такие олимпиады есть, я же с этим не спорю. Но олимпиадобесие чиновников ужасает.

Reply

xgrbml September 1 2019, 11:09:09 UTC
Если организаторы олимпиады не хотят, чтоб за нее давади льготы, то давать и не будут. Но на фоне бесчисленных олимпиад со льготами - что это изменит?

Reply

steblya_kam September 3 2019, 06:35:31 UTC
Надо же, чтобы на олимпиаду ещё отправили. Меня в школе ни разу не посылали на олимпиады по биологии, но почему-то пытались отправить на олимпиаду по химии (я отбилась руками и ногами).

Reply

bbzhukov September 3 2019, 11:28:32 UTC
На первый тур ШБО может прийти любой школьник соответствующих классов (в мои времена - начиная с 7-го, сейчас, кажется, с 6-го). Никаких направлений не нужно. Конечно, ребятам, живущим вне Москвы, это сделать несколько труднее, но даже в мои времена не то что из Зеленограда - из Пущина приезжали.

Разумеется, я понимаю: нужно еще, чтобы школьники откуда-то узнали о такой возможности. Сейчас, с интернетом, это стало несколько легче, но проблема все равно есть.

Reply

barson September 4 2019, 09:21:46 UTC
Да, конечно, но всё-таки, когда речь идёт о ребёнке, наличие учителя и родителей, активно его к этому склоняющих, сильно повышает вероятность. Я по себе помню - никогда не участвовал ни в каких олимпиадах (вру, один раз всё-таки участвовал), хотя о существовании их, конечно, слышал.

Reply

bbzhukov September 4 2019, 10:36:10 UTC
Ну это уж другое дело. ШБО - дело принципиально добровольное, хочешь - участвуй, не хочешь - не надо. А от учителей ее организаторы хотят только, чтобы те сказали своим подопечным, что есть, мол, вот такое мероприятие. Все остальное - на усмотрение самих учителей. Могут прийти со своими ребятами - не только поболеть за них, но и послушать (там во время первого тура есть специальная лекция для учителей - о том, что такое эта олимпиада), взять комплект вариантов (и использовать их в дальнейшем в своей работе), потом прийти на разбор вопросов... А могут ничего этого не делать - передать информацию и забыть.

Практика показывает, что те, кого на олимпиаду пригнали (будь то школьники или учителя), - бесполезный балласт. а вот с теми, кто сам пришел, имеет смысл работать.

Reply

cmt96 September 3 2019, 13:51:02 UTC
Меня так отправляли в школе на олимпиаду по литературе. Я заявил, что не хочу идти, на меня нажали, я пошёл, в классе сразу отдал чистый лист сочинения какой-то ошарашенной учительнице и пошёл домой. :)

А вот на олимпиаду по физике сходил по своей воле и по своему желанию. Видимо, требовалось какое-то согласие от школы, я не вникал тогда.

Reply

maximalik September 1 2019, 11:47:49 UTC
Когда ЕГЭ ещё внедрялся, я много писал, обращаясь напрямую к соответствующим лицам, о необходимости отменить все льготы на поступление в вузы (инвалидам, малообеспеченным, из многодетных семей, отслужившим в армии, олимпиадникам...), т. к. они нарушают принцип равнодоступности образования, сам смысл ЕГЭ как средства предоставить всем равный доступ к образованию вне зависимости от каких-либо посторонних факторов, не имеющих отношения к знаниям и другим требуемым качествам будущего студента и профессионала. Не думаю, что это я так повлиял, хотя мне и отвечали, и соглашались с моими аргументами, но многие льготы, за исключением льгот олимпиадникам, были отменены. Так что всё возможно ( ... )

Reply

rayskiy_sergei September 1 2019, 13:22:11 UTC
Если совсем по-хорошему (полный идеализм), то надо брать без экзаменов кого угодно и жесточайшим образом отсеивать в первом семестре всех, кому в вузе не место. Но это дорого стоит и трудно реализовать.

Reply

xgrbml September 1 2019, 14:59:29 UTC
Хуже: это невозможно при обязательном призыве.

Reply

rayskiy_sergei September 1 2019, 15:06:02 UTC
Да.

Reply


Leave a comment

Up