10 января
- Если пробок не будет, доедем за полчаса, иншалла, - сообщил гид, молодой, рано начавший лысеть симпатичный турок с именем на Э. Похожий на Демиса Карибидиса из Камеди Клаб. - А если на азиатскую сторону ехать на метро, то это два часа и 42 остановки.
И мы, заняв места в туристическом микроавтобусике, отправились в путь.
Я всегда выбираю экскурсию по отзывам (с учетом орфографии и пунктуации тех, кто их оставил;)) и продолжительности. Хорошо, когда от трёх часов. Пять - идеально! Чтобы пять часов тебя выгуливали, показывали красивое, рассказывали интересное. А тут ещё покатают на автобусе, покормят, посадят на паром и помашут платочком вслед. Опять же, гештальт прошлого года с морской прогулкой закрою (подозреваю, городского парома нам с моей вестибулярной системы хватит за глаза, у меня морская болезнь обычно начинается при просмотре чужих сториз). Ещё обещают самую большую в мире мечеть, инстаграммные улочки, морские ворота и... Ладно, в процессе все узнаю :)
Самая большая телевышка Чамлыджа. Чамлыджя. Веет неуловимой корейской лингвистикой.
Десерт сютляч. Сутлач. Сутлядж. Как ни пиши, на произнесение не похоже. Зато десерт похож - похож на рисовую кашу в пудинге из сгущёнки. Вкусный, холодный, с корочкой.
Сделаем :)
https://www.edimdoma.ru/retsepty/135504-turetskiy-risovyy-desert-syutlach И горячий чай!
И коты!
Моих так не откормить, даже если круглосуточно пичкать котлетами с пюрехой. Лоснящиеся, нахальные и уверенные в полной своей безнаказанности, они перемещаются от столика к столику и вытребывают еду. В случае необходимости залезают на стол и берут сами. Прямо как у мужиков по соседству.
Я сижу за каменным низким столиком, ем холодный сютлач, пью горячий чай и смотрю на ту сторону Босфора - узенькую, едва различимую отсюда набережную, по которой я бегаю каждое (в том числе сегодняшнее) утро и смотрю сюда, на телебашню, на самый большой национальный флаг, на гору в огнях и зелени. Флаг. К слову, и правда гигантский - если я все правильно услышала, то сто метров только древко, размер полотнища соответствует. Посмотрела в вики - 937,5 квадратных метра, высота флагштока (весит 100 тонн) 111 метров. Где-то там, высоко-высоко в небе, он плещет-хлещет так, что тут, на земле, приходится орать, чтобы тебя услышали.
Самая большая (ну, вы уже уловили тенденцию, да?) мечеть Чамлыджа - построена Эрдоганом, на 63 тысячи прихожан. Считается самым большим архитектурным комплексом в мире. Она настолько большая, что даже не воспринимается в качестве молельного места, а кажется выставочным центром, фоком, концертным залом одновременно. В мечети я, во всяком случае, еду на лифте впервые. И на эскалаторе тоже.
Хотелось бы, конечно, побывать там а вечернее время, когда горят эти волшебные светильники и светятся прекрасные, ах, какие прекрасные (у меня к цветным стекляшечкам soft spot) витражи.
Но 42 остановки на метро это выше моих сил :)
Из мечети отправляемся в тот самый инстаграммный квартал, который всем известен по разноцветным домикам.
Очень нарядно. Иногда я прямо хочу жить в таком кукольном почти домике, словно на ладошке построенном. А иногда думаю, как, наверное, задрали всех жителей мы, туристы.
Парень из нашей группы не может пройти спокойно мимо котов, всех снимает, причём внимательно - выбирая ракурс, делая несколько кадров. Я, по понятным причинам, тоже, поэтому мы с ним регулярно плетемся в кильватере.
Встретились у капота машины, где вальяжный кот лежал практически на дворниках.
Ну, пора знакомится.
- Тоже любите котиков?
- Просто обожаю!
- И я тоже. Скучаю по своим сейчас...
- А у меня ни одного нет. Не завожу. Что им одним дома без меня сидеть, о них без меня некому позаботиться...
И взгляд в глаза.
Чо, так можно было, рили? Дальше только "Вы привлекательны, я чертовски привлекателен, что зря время терять" - по мне же видно, что я здесь тоже одна :) Улыбаюсь, рассеянно киваю, "да-да, котики" (мой любимый прием: "я тупая"). До самого конца экскурсии он идет поблизости, держа меня в поле зрения - видимо, на случай, если до меня дойдет :)
Да блиииин...
Что со мной, почему меня так бесят дорогие соотечественники??? Мне уже прямо самой неловко от того, что я постоянно испытываю это раздражение :( Из-за самодовольного тона, нахрапистого поведения, пустых разговоров вокруг денег: Сколько этот дом стоит? А в рублях? А почем квартира? А в рублях? - нет, правда, как так можно, не знать когда построена Святая София, ржать и тыкать пальцами в разные стороны в мечети, не улыбаться в благодарность, обсуждать лишь то, где дешевле, да как ездили в прошлом году, да что купили... Это не про сегодняшних спутников, это общее наблюдение. Русские за границей меня страшно раздражают какой-то совершеннейшей невоспитанностью, которой вдобавок ещё и бравируют...
В продолжение темы котиков - мост для котов. Над виноградником, от дома до лестницы. Да боже ж мой. И, конечно, идущий по нему кот, не сводящий взгляда с Босфора там, впереди.
Кариштырдым. Здесь нет «плохих» слов: обман, измена, кража. В магазине тоже не обсчитывают: "Просто перепутал". Недоразумение, короче. :)
Девичья башня в лесах, чайки над серым морем.
Мост через Босфор из Азии в Европу - больше не пешеходный из-за большого количества самоубийств.
Дворец со львами.
Магнолии.
Лавочки в маленьком садике.
Немолодой мужчина на лавке с пакетом корма в руках и раз, два, три пять, семь - семь котов, которых он кормит, как у нас дети кормят булкой голубей...
Рынок, очередной, на этот раз азиатский рынок - оливки ящиками, запах свежей рыбы, столики кафе рядом, симиты, кофейни, магазины, витрины, люди...
Я тихонько отстала и, затерявшись в толпе, повернула в противоположном направлении :) - все, достаточно. Я насмотрелась красивого без связи и смысла, просто красивого. Нет, все же в плане экскурсий я очень переборчива. Вот прямо люблю свой темп, чтобы не дергали, не торопили, не ждали и не догоняли. И чтобы показывали не только нарядное, но и исторически-культурное. И рассказывали исторически. Тут прямо по грани прошли :) ещё б немного...
И снова о еде. Два последних дня я играю в игру - иду подальше от центра, смотрю, где больше местных. Что могу сказать. Конечно, имеет значение, что беру, но если исходить из тезиса "сытно и вкусно", то безотносительно меню разница по деньгам в 2 - 2,5 раза.
Рыбный суп в забегаловке.
Нет.
Жаркое из потрохов в виде бутера.
Даааа.
И ещё чай с кюнефе (все, я фанат) на улице, за крохотным круглым столиком, где даже сумку можно было пристроить разве что себе на колени. Специальное тесто для кюнефе я купила, и однажды мы, наконец-то собравшись у меня, сделаем это :)
https://1000.menu/cooking/27412-kunefe Итак, карта, турникет, жду парома. Надеюсь добраться в нужное место :)
Да ладно - уверена. А вот и мой кораблик до Эминему, один из тех, которые я встречаю по утрам во время пробежки.
Две остановки. Накатаюсь!
Я счастлива, мне тепло от чая с кюнефе, я сидела на улице в кюнефешной, и вечер обнимал меня все крепче. У меня ещё масса времени, хватит еще побродить по старому городу, сходить в Софию попрощаться до следующего раза. Купить Васе шарф самой турецкой расцветки (она бы и тут за свою сошла).
Двухэтажный, нет, трёхэтажный паром, буфет, живая музыка. Одно плохо - меня уже укачало. А я только села, паром ещё даже не дёрнулся, до отправки десять минут. Не отдам кюнефе! Я такого вкусного ещё не ела!
И рыбный суп тоже не отдам, хотя он мне не очень-то и понравился!
Паром прекрасен, надо просто сидеть снаружи (опять же - если что, блевать сподручней за борт, а не себе в карман или на воротник соседу). Стамбул с воды производит совершенно ювелирное впечатление, прямо шкатулка с драгоценностями. И только по этой живой россыпи огней понимаешь, насколько он огромен и многолюден. Он переползает с холмам на холм, ныряет в складки холмов и выныривает оттуда, он выстреливает в небо вышками и минаретами, небоскрёбами и переливающейся огнями телебашней, на которую я завтра снова буду смотреть со своей стороны Мраморного моря.
Я напилась кофе в Маке и сейчас сижу на мягком и зелёном ковре Айи-Софии, вытянув не слишком уставшие сегодня ноги - 21 км, детский сад. Айя-София такая уютная и родная стала, она накрывает меня точно ладошками, и прорези окон в верхнем барабане таинственно светятся, а медовые светильники-цветы висят между небом и землёй и, кажется, даже согревают.
Много лет назад жарким майским полуднем, точно так же привалившись спиной к колонне, я сидела в колоннаде собора Святого Петра в Риме и тоже строчила путевой дневник. Просто тогда Варя перегрелась на солнцепёке, и мы спасались от теплового удара. А в это время Пара Римский благословлял нашу делегацию лично. Так я осталась без фоточки с понтификом.
Без такой, как слева, или хотя бы такой, как справа :)
...в чужой стране надо обязательно ходить туда, где люди едят, молятся и где хоронят своих мёртвых. Нет лучше мест, чтобы понять душу народа. Поэтому я ем в местных забегаловках на рынках, где официанты не знают английского, заглядываю в открытые двери домов, захожу в мечети (благо, знаю теперь правила поведения), научилась понимать символику исламских кладбищ.
В прошлом году я не услышала голоса Стамбула - он просто оглушил меня своей мощью, своей инаковостью. В этом году я вдруг разобрала отдельные слова и интоноции, увидела логику последовательностей, осмысленно прикоснулась к чужой истории и чужой религии - через архитектуру, людей, историю, еду, культуру, одежду.
...тут два типа красивенных колонн (со времён постройки, в 6 веке) - одни красные, другие зелёные. Не спрашивайте, какого камня. Я сижу у зелёной. А на какой-то колонне, по легенде, есть отметка - когда в 1453 году Константинополь пал, то внутри храма устроили резню. И мол, вот до этого уровня доходила кровь...
Господи, люди, люди...
Господа, вы звери... (С)
Поискала, но, конечно, не нашла, да и неловко ходить по чужому молельному дому и пальцем в стены тыкать :)
Завтра, скорее всего, не успею забежать попрощаться, планирую все же к Памуку зайти (но уже ничего не гарантирую ), поэтому сижу вот уже час на зелёном ковре, слушаю чужие голоса.
А тут и время подошло домой возвращаться. Узкими улочками, яркими переулками, мимо мечетей и кладбища, мимо глухих заборов и распахнутых в чужую жизнь дверей, за которыми темноволосые люди со смуглой кожей играют в не известные мне игры, смотрят новости на не понятном мне языке, едят еду, название которой я не знаю, но так же, как я, улыбаются и хмурятся, влюбляются и грустят, радуются и работают, рождаются и умирают.
Так же как я.