8 января
Спала до упора. Упиралась аж до 10 утра - пробежку ещё вчера решила отменить, ноги начали прямо намекать, что все эти фокусы могут выйти мне боком. Ладно-ладно, сегодня устроим разгрузочный день.
По музеям шагом марш!
Никаких планов - открываем карту и смотрим, что смотрит на нас в ответ. Если что, можно повторить Археологический и Дворец Султана, освежить воспоминания.
Музей мозаики.
С участием Юстиниана (который одноимённая чума), Василия Первого и с реставрацией Константина Седьмого Порфирогенита и Алексея Комнина (который еще реставрировал тот храм в Фатихе, куда я в прошлом году не попала и потом получила весёлое приключение с возвращением, которое, впрочем, ни в какое сравнение не идёт с моей вчерашний вылазкой).
Вообще все эти века в голове не укладывается, с нашей-то древесной генетикой.
Седьмой век постройки!
Мозаика самая красивая, что я пока видела. Самая нарядная. А еще народу никого, что для меня тоже немаловажно.
Обмен денег, шоппинг, чтобы порадовать себя и друзей (теперь у меня есть две красивущие наволочки или как оно называется, это жаккардовое с золотыми тюльпанами :))), очередное клятвенное обещание сходить в музей Памука в районе под Галатской башней (наверное, никто не ходит по Галатскому мосту с той же частотой, что я :))), кофе и яблоко с видом на Святую Софию, парк Гюльхане и указатель на Музей исламской науки.
О. Видишь слово "музей" - иди туда.
Памук, прости :)) может, завтра :))) или сегодня, но попозже, если успею до дервишей :)
Equinoctial armilla.
Торкветум.
В продолжение размышлений о чужой культуре и истории. 10-12 века. Ладно, не будем утверждать, что в наших краях в это время с деревянными копьями за зайцами гоняются. Хотя гоняются. А в арабской обсерватории в это же время при помощи всяких хитроумных приспособлений определяют, является ли угол наклона земной оси постоянным или же переменным.
Угол.
Наклона.
Земной.
Оси.
Золотые астролябии (известные мне только по Двенадцати стульям: "Сама меряет, - сказал великий комбинатор Остап Бендер, продавая астролябию слесарю за три рубля, - было бы что мерять"), совершенно фантастические водяные и огненные часы, в том числе, с функцией будильника (и шутка про песочные часы с минутной струйкой уже не кажется шуткой), зал медицины, от которого рот сам собой открывается, зал алхимии, где мой внутренний биохимик с дистиллятом на глазах целовал витрины с ретортами, колбами, фиалами и алембиками, зал географических инструментов...
Все было переведено на латынь под именами переводчиков, и пятьсот лет исламских изысканий были переписаны под чужими именами.
Удивительно?
Не очень.
Почему мы, люди, такие жадные, почему нам важно не просто воспользоваться чужим изобретением, но и присвоить себе его авторство?
Не понимаю.
Поняла, что проголодалась, когда начала кружиться голова. Полпятого, оно и понятно. Ближайшее кафе прямо напротив парка. Всегда хотела так - сидеть за крайним столиком зимнего восточного города, чтобы мимо меня шли люди и трамваи, чтобы пахло жареными каштанами, кукурузой и горячим хлебом. Чтобы играла где-то музыка, на всех языках говорили рядом люди, а красавцы-зазывалы бегали аж через трамвайные пути, приглашая "дорогих гостей".
Меня мне зазывали, я сама пришла.
Кафе битком - приносят все быстро. Ну, приятного мне аппетита :)
Кюнефе без дикого количества патоки, что, может, и не по протоколу, но зато вкус сыра чувствуется. Хотела взять запеченную халву (у меня правило - есть каждый раз в новом месте и пробовать новые блюда), но официант сказал, что сегодня она не удалась.
...я прошла путь от "ага" через "эфенди" до "джан" :) но чаще всего "мадам", хотя сегодня во мне уже дважды узнали русскую. Пора найти и снять с себя сарафан с кокошником :) Интересно, когда это я успела их нацепить?
Вечереющий Стамбул - зрелище совершенно завораживающее. Помню, как меня разочаровали Египет и Иерусалим. Я ждала перелива красок, а было наоборот - словно реле начинали убавлять, все становилось тусклым, потом серым - и пала тьма.
Тут наоборот. Город на мгновение затаивается, словно перед прыжком, а потом выдыхает все сэкономленные за день краски и оттенки. И небо начинает полыхать совершенно цыганскими цветами, и разноцветные бусы фонарей-стаканчиков висят над каждым столиком, на каждом дереве; и подсветка раскрывает рельеф фасадов, и витрины переливаются, как сокровищницы всех султанов на свете.
И боже, как же мне нравится просто находиться в этом, вне обязательств, вне дел, в каком-то смысле даже вне собственного тела, которое вечно занято тысячью дел, мыслей и планов. Я сознательно наслаждаюсь неокончательностью сделанного выбора и заставляю себя менять планы на ходу, зная, что гибкость это моё слабое место.
И вот, сегодня вместо музея Памука я была в музеях мозаики и исламской науки и техники, я снова погуляла в парке Гюльхане, а сейчас жду шоу дервишей.
Да, я прекрасно понимаю, что то, что я увижу, имеет к настоящим дервишам такое же отношение, какое имеет к цыганам ансамбль какого-нибудь дома культуры, но я очень толерантна и открыта новым впечатлениям, да что там - я когда-то же даже смогла выдержать органный концерт в калининградском Соборе Канта, я же после этого практически invincible. А сейчас я вдобавок сыта, меня только что снова напоили чаем (купила домой здоровенную пачку самого простого турецкого чая, мне он ещё в прошлом году очень понравился), мне тепло, я уселась по самого центру и, полная благожелательности, готова к любой развесистой клюкве :) Опять же - что я, на свадьбах за деньги чарльстон не отплясывала, в перьях и чулках?
...но если говорить о планах, которые не хотелось бы менять, то после концерта хочу заглянуть в Святую Софию. Я и в прошлый раз была тут ввечеру, а потому без очереди. Днем-то тут чисто как в Эрмитаж, три петли по площади.
Представление было прекрасным. Ровно столько и так, чтобы успеть составить впечатление и проникнуться уважением к чужой музыке, культуре и религии. И не успеть от них утомиться. Танцоры очень интересно перебирают ногами - скрест и разворот на пятках, скрест и разворот на пятках, а как красиво кружатся утяжеленнные подолы их одежд!
Thanx for suggesting, чо. Сама бы я, вряд ли пошла.
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Пишу это в Святой Софии, почти безлюдной, с точки зрения Святой Софии. Мне запали в душу несколько посещений знаковых религиозных мест - Храм Гроба Господня в четыре утра, когда на Камне Миропомазания можно было помазаться хоть всей, Храм Всех Религий (не помню точно, как правильно) в десять вечера, и звенящий бас где-то высоко под куполом, и, пожалуй, вот сейчас. Мягкий зелёный ковёр под ногами, плавающие между мной и куполом бесчисленные канделябры, холод по ногам от открытой двери (а я в носочках, как положено), тёмное золото каллиграфических надписей в медальонах на стенах. И голоса, голоса. Голоса тех, кто сейчас проходит мимо, голоса веков, голоса тысячелетий - скорбные и радостные, они наполняют пространство сквозь время.
И теперь мой голос тоже тут есть, чтобы окликнуть кого-то века и тысячелетия спустя.
You can watch this video on www.livejournal.com
Все, домой, пока не составила компанию мужику, оглашающему просторы Святой Софии богатырским храпом. Мне ещё чай на веранде пить. С оранжевым лимоном, самым вкусным лимоном на свете.