Три военно-морские Елизаветы - ч.3, завершающая

Aug 30, 2020 20:17




Начало в ч.1 и ч.2.                

III.  Британский дредноут "Куин Элизабет"



2.  Кормовой флаг Королевского военно-морского флота Великобритании
The Royal Navy's White Ensign
        ...Плывут крейсера,
        снаряды соря,
        и миноносцы с минами носятся.
        А поверх всех с пушками чудовищной длинноты
        сверхдредноуты.
.
        Так писал Владимир Владимирович Маяковский в поэме "Хорошо". Вот те пушки:



3.  Башни орудий главного калибра дредноута типа "Куин Элизабет"
        Длина видимой части стволов составляет около двенадцати метров, а полная, включая то, что в башне, шестнадцать, это высота пятиэтажного дома. В момент вступления в строй эти пушки имели самый крупный калибр из установленных на линкорах-дредноутах, и сами несущие их корабли, дредноуты типа "Куин Элизабет" по названию головного корабля, пять их родилось близнецов, явились в момент рождения самыми мощными боевыми кораблями мира; корабли этого класса стали называть сверхдредноутами. У берегов России, охваченной гражданской войной, наиболее крупным среди кораблей вмешавшихся стран Антанты был действующий на Чёрном море британский дредноут "Мальборо" более раннего и несколько более слабого типа, но - совершенно понятно - для поэзии это несущественно.
        Опыт русско-японской войны 1904-1905 годов показал, что решающее значение в морском сражении, когда сходятся эскадра на эскадру, имеют тяжёлые орудия главного калибра. И Британия, владычица морей, уже год спустя построила принципиально новый, самый крупный в тот момент в мире военный корабль "Дредноут", "Dreadnought", буквально "Которого никогда не охватит ужас", давший начало новому классу тяжёлых артиллерийских кораблей для линейного эскадренного боя - линкоров. В течение следующих восьми лет все крупные флоты мира обзавелись кораблями этого класса, названного дредноутами. В идущей и ведущей к Первой мировой войне интенсивной гонке вооружений, прежде всего морских, лидирующая Британия спустила на воду в 1913 году самый мощный в мире дредноут "Куин Элизабет", "Queen Elisabeth". Все пять близнецов типа "Куин Элизабет" вступили в строй уже в годы войны и положили начало эпохе сверхдредноутов. Такой термин использовался до тридцатых годов.
        Четырьмя столетиями ранее, в эпоху героев "Принца и нищего", на престоле в Лондоне правил грозный и блестящий король Генрих Восьмой, известный в истории, пожалуй, прежде всего тем, что имел по очереди шесть жён, из них трём велел сечь головы, последняя осталась цела, благо дорогой муж умер до казни. Из шести - самой яркой личностью является Анна Болейн. Её и Генриха единственная дочь, королева Англии Елизавета Первая, Queen Elisabeth the First of England, правила сорок пять лет и вошла в число самых известных монархов Британии. При ней заметно ослабела жестокость религиозной нетерпимости с наказанием костром, весьма распространившаяся во время правлении её предшественницы и единокровной сестры Марии Тюдор, наступил заметный расцвет культуры в разных областях, творил Шекспир, коему она благоволила, строились первые фабрики, которые впоследствии заменят ремесло, адмирал сэр Фрэнсис Дрейк победил испанскую Непобедимую армаду, открыв путь к предстоящему британскому морскому владычеству. Тень на королеве - казнь её двоюродной племянницы (на девять лет моложе) королевы Марии Шотландской (Мария Стюарт), видимой, как соперница на английский престол. При своих несомненных достоинствах Елизавета не нашла избранника и никогда не вышла замуж. Одним из возможных кандидатов рассматривался царь на Руси Иван Четвёртый Васильевич, она стала единственной женщиной, с кем он переписывался, письма в обе стороны доходили и до пары дюжин страниц. Царь, среди прочего, свободно владел английским. Представим себе молодого Ивана, скоро Грозного, делающего упражнения с языковым репетитором. Но повидаться двум монархам не сложилось.



4.  Елизавета Первая, королева Англии
7 сентября 1533 - 24 марта 1603
Коронационный портрет, ей двадцать пять



5.  Королева Елизавета Первая, художник Джордж Гауэр, портрет в честь победы над испанской Армадой в 1588 году. За королевой слева победоносный английский флот, справа побежденный испанский, королевы длань лежит на глобусе в знак мирового владычества.



6.  Театр "Глобус" в Лондоне на южном берегу Темзы, основанный Шекспиром и посещавшийся королевой. Открыт в 1599 году, закрыт и снесён революцией Кромвеля в 1644-м, построен заново и открыт в 1997-м, так же с соломенной крышей, но с пропиткой, предотвращающей горение. Стоит рядом с оригинальным местом, ибо оригинальное занято другими ценными постройками.
        И я там был - в театре "Глобус", когда его снова возвели.
        В начале тысяча девятьсот девяностых годов я работал в небольшом очень приятном ресторане "The Stable", "Конюшня", такое название потому, что он находился в здании перестроенной бывшей конюшни за несохранившейся корчмой. Из глубокого двора через подворотню выходилось на набережную Темзы - от "Глобуса" пятнадцать английских миль, двадцать четыре километра, если по вьющейся реке вверх по течению. Здесь район Барнс переходит в район Мортлейк. До конца Первой мировой войны это были два лондонских пригорода.



7.  Абсолютно знакомые мне места - Барнсская набережная Темзы. За правым краем фотографии начинается Мортлейк. Ресторан "Конюшня" за светлым зданием с башенкой слева.
        Вечером я мыл посуду, а днём до открытия ресторана иногда помогал хозяевам, совершенно очаровательной паре Гари и Имер, с завозом продуктов, их в ресторан привозился целый багажник пикапа. В частности, ездили рядом в Мортлейк в овощной магазин полного господина с первой проседью, на вид лет сорок пять, он всякий раз:
        - Hello guys, nice to see you again, come in. - Приветcтвую, парни (хотя Имер, жена Гари, ирландка, никак не парень), рад вас видеть снова, входите.
        Гари и Имер обращались к нему Фил. Магазин с поднятой широкой стеною-жалюзи выходил на центральную улицу Мортлейка, справа у входа касса и прилавок с мороженным, а на стене над кассой картина с метр шириною, в узкой рамке бумажная репродукция с большим военным кораблём в профиль, на которую я сразу обратил внимание. Во второй приезд за овощами я говорю хозяину:
        - Извините, это один из линкоров типа "Куин Элизабет", не так ли?
        Фил меняется в лице, бровь приподнимается:
        - Именно так. И это сама "Куин Элизабет". Вы откуда знаете?
        В том же разговоре я узнаю́, что адмиральский флаг на фок-мачте (передняя) - флаг адмирала Дэйвида Битти, и следующее удивление вызываю тем, что знаю, кто это. На том я был приглашён в удобное обоим время в паб. Паб - один из наиболее характерных символов Англии с традицией в несколько веков. Если очень кратко и приближенно, сегодня это весьма ухоженного вида пивной бар с небольшим выбором горячих блюд.



8.  Дредноут "Куин Элизабет", та самая картина художника Алмы Бурлтона Калла, 1919



9.  Мортлейк со стороны Темзы. Тёмно-коричневое здание слева - бывшая Мортлейкская пивоварня, с нею была связана семья Фила и его деда моряка.

Деда Фила (сокращение от Филипп , в современной Англии в разговорной речи употребляются в основном сокращенные формы) звали Грег (Гре́гори), я не запомнил фамилию, он родился и вырос в Мортлейке. Отец и дед Грега работали на Мортлейкской пивоварне, благодаря которой Мортлейк принял более-менее нынешний вид: предприятие было крупным, его хозяева строили рабочим небольшие, но вполне приличные дома, образовавшие несколько улиц. Подросток Грег, учась в школе для детей рабочих, всякий раз испытывал великую радость, когда можно было за несколько пенсов помочь грузить бочки, уезжавшие на станцию, а оттуда на поезде в Лондон (ныне внутригородская электричка идёт до вокзала Ватерлоо в центре Лондона полчаса). Закончилась школа, и началась война, названная потом Первой мировой, и кто-то из родственников постарше оказался на Королевском военном флоте, приезжал на побывку в потрясающей синей форме с матросским воротником. Достигнув на четвёртом году войны совершеннолетия, Грег решил тоже пойти на Королевский флот, который на войне очень нуждался в людях. После подготовки его взяли строевым матросом на дредноут "Куин Элизабет", где он прослужил год до конца войны. Помнил салюты и безудержные гуляния в честь победы. Матросская форма победоносного флота помогла в Мортлейке без труда жениться. А на флоте в мирные годы ещё лучше, и относительно неплохое жалованье. "Куин Элизабет" становится флагманским кораблём Флота Атлантического океана, на ней Грег увидел Шотландию, Оркнейские острова (к северу от Шотландии), а также Средиземное море. Где-то в большом мире основные морские державы в 1922 году подписали Вашинтонское соглашение о значительном сокращении военных флотов, на его основании через год-два пошла массовая резка на металл прежде всего крупных боевых кораблей, давшая широкую волну увольнений, захватившую и матроса Грега. К счастью, нашлась работа на Мортлейкской пивоварне. Но память о величественном сверхдредноуте "Куин Элизабет" и шести годах флотской службы береглась всю жизнь. Уже после Второй мировой войны где-то на блошином рынке была приобретена репродукция, на которой мощный корабль предстаёт в период времени, когда на нём служил Грег. Картина перешла к внуку, он не служил на флоте, но благодаря деду тоже им интересовался, и картина стала причиной нашего знакомства.



10.  Brewery значит пивоварня. Она существовала в этом здании с 1869 по 2010 год.



11.  Здесь в Мортлейке, в пабе "The White Hart", внутри него справа, весною 1992 года Фил рассказывал мне о своём деде. Паб существует по сей день.
      1913 год, октябрь. 16-го числа в Портсмуте, который и ныне одна из главных баз Королевского флота, со стапелей Королевской Портсмутской верфи сходит на воду головной корабль самого мощного в тот момент типа дредноутов; он окрещен именем королевы Елизаветы Первой (Елизавета Вторая, ныне благополучно царствующая, тогда ещё не пришла на свет, она родится через тринадцать лет). Первое поднятие флага и вступление сверхдредноута в строй - 22 декабря 1914 года, на шестой месяц начавшейся войны.


12.  Дредноут "Куин Элизабет" в первые годы службы; так в начале выглядели все пять кораблей-близнецов.
        Технические данные при вступлении в строй:
        "QUEEN ELISABETH", линкор-сверхдредноут; водоизмещение 33000 тонн, длина 197 м, ширина 27,5 м, осадка 10 м; вооружение: 8 орудий калибра 381 мм (15 дюймов) в четырёх двухорудийных башнях, 16 орудий калибра 152 мм (6 дюймов) по восемь на каждый борт, 2 зенитные пушки калибра 76 мм, 4 подводных торпедных аппарата калибра 533 мм; максимальная толщина брони 330 мм; четыре паровые турбины, четыре винта, максимальная скорость 25 узлов (46,5 км/ч.); экипаж обычно 1200-1300 человек.
        По длине корпуса "Куин Элизабет" больше описанных в предыдущих двух частях румынского крейсера "Элисабета" почти втрое и австро-венгерского "Кайзерин Элизабет" почти вдвое, а по водоизмещению, то есть общей массе, превосходит их соответственно в двадцать пять и в восемь с половиной раз. Четыре других близнеца "Куин Элизабет", дредноуты "Уóрспайт", "Вэ́лиент", "Ба́рэм" и "Мала́йя", вступают в строй через год-полтора после неё.
        В годы Первой мировой войны Королевский флот Великобритании достигает своей наивысшей мощи, будучи в состоянии охватить далеко не символически весь мир. В 1915 году "Куин Элизабет" действует на Средиземном море, является первым по мощи кораблём сил Антанты в закончившейся для них полной неудачей попытке прорыва пролива Дарданеллы и высадки десанта в Турции. Весною 1916 года проходит первый профилактический ремонт в базе Росайт в Шотландии, и из-за него "Куин Элизабет" не участвует в крупнейшем за всю историю морских войн сражении, разыгравшемся 31 мая - 1 июня 1916 года в Северном море к западу от датской Ютландии. Ютландская битва между главными силами Великобритании и Германии, стоившая жизни десяти тысяч моряков, не дала ожидаемой победы ни одной из сторон. В ней несомненным большим флотоводческим талантом проявил себя с британской стороны второй по иерархии командования в ходе сражения, сорокапятилетний вице-адмирал Дэйвид Битти, получивший после битвы звание полного адмирала и пост командующего всем Королевским флотом. Новый командующий делает своим флагманским кораблём дредноут "Куин Элизабет". На картине, благодаря которой я познакомился в Мортлейке с Филом, внуком матроса с "Куин Элизабет", корабль изображён под флагом этого адмирала.



13.  На борту флагманской "Куин Элизабет" командующий флотом адмирал (полный адмирал) Дэйвид Битти справа и король Георг Пятый в мундире адмирала флота слева (он дед ныне царствующей королевы Елизаветы Второй и троюродный брат русского императора Николая Второго).



14.  Командующий флотом Дэйвид Битти с нашивками уже адмирала флота (высшее адмиральское звание) у орудий главного калибра своего флагманского корабля "Куин Элизабет", лето 1919 года.
        На предыдущей фотографии обратим внимание на торцы орудийных стволов. На стоянке их жерла закрыты пробками, и у крупных кораблей с артиллерией большого калибра пробки имеют украшения. На "Куин Элизабет" это восседающая на троне покровительница корабля королева Елизавета Первая. А ещё, глядя на фотографию, вспомним слова поэта Маяковского о пушках чудовищной длинноты сверхдредноутов.
        Адмирал Дэйвид Битти и его предшественник на посту командующего флотом адмирал Джон Джеллико в традиции и памяти Королевского флота стоят следующими по рангу после главного национального героя Британии и адмирала всех времён Горацио Нельсона. Джеллико и Битти покоятся в той же крипте Кафедрального собора Святого Павла в лондонском Сити, где непосредственно под алтарём на очень высоком постаменте лежит в саркофаге Нельсон. Личность сэра Горацио достаточно хорошо известна, при его героизме и величайшем флотоводческом таланте в нём много по-человечески тёплого, иногда чуть забавного. Младший на сто тринадцать лет адмирал Битти сегодня описывается, как предельно требовательный и запредельно строгий военачальник, требующий постоянной активности от командиров, прежде всего в бою. Не слишком удивляющим продолжением этих черт характера являются его женитьба на разведшейся ради него бывшей жене британского дипломата, дочери американского миллионера Эсел урожденной Филд, в первом браке Трии, затем превращение её новой семейной жизни в очень трудное испытание длиною во всю оставшуюся жизнь и идущие параллельно увлечения адмирала женатыми дамами, из них одно продолжалось свыше десяти лет до возраста под пятьдесят обоих, эта избранница, леди Юджиния Годфри-Фоссет, была женою морского адъютанта короля Георга Пятого. Как говорили злые флотские языки, знаменитый адмирал хотел походить на Нельсона и в том, чтобы найти аналог леди Гамильтон.



15.  Адмирал Дэйвид Битти в парадном мундире, его супруга Эсел Битти и леди Юджиния Годфри-Фоссет в молодости (была старше адмирала на полтора года)
        А пока что Первая мировая война подошла к концу. Утром 9 ноября 1918 года объявлено об отречении императора Германии Вильгельма Второго, в тот же день после обеда социал-демократ Филипп Шайдеманн провозглашает Германскую Республику, 11 ноября в Компьене под Парижем подписывают перемирие, закончившее войну, 15 ноября в залив Фирс-оф-Форс (на нём стоит Эдинбург) входит германский лёгкий крейсер "Регенсбург", на нём с соответствующими полномочиями и сопутствующими штабными офицерами прибывает вице-адмирал Хуго Мойрер, очень интересная фигура и автор воспоминаний, для обсуждения условий сдачи кораблей бывшего Императорского флота. На флагманском дредноуте "Куин Элизабет" германских парламентёров принимает командующий флотом адмирал Битти. По условиям достигнутого соглашения 21 ноября в условленной точке в Северном море происходит морское рандеву: семьдесят немецких кораблей встречены тремястами семьюдесятью кораблями стран-союзников, возглавляемыми флагманом Королевского флота "Куин Элизабет", которые двумя кильватерными колоннами окружают сдающихся и отводят в Фирс-оф-Форс. На боевых кораблях со времён позднего средневековья в восемь утра происходит церемония подъёма флага, а с заходом солнца флаг спускается. Пришедшим в плен разоруженным немецким кораблям адмирал Битти передаёт сигнал: "Германские флаги будут спущены с заходом солнца и впредь не подниматься до особых указаний". Судьба этих кораблей, спустя полгода не пожелавших быть разделенными между флотами победителей и ушедших на дно под снова поднятыми флагами - отдельная история.



16.  15 ноября 1918 года, залив Фирс-оф-Форс в Шотландии. Вице-адмирал Хуго Мойрер прибывает на "Куин Элизабет".



17.  Адмиральский салон "Куин Элизабет", адмирал Битти слева при шпаге встречает вице-адмирала Мойрера, возглавляющего делегацию парламентёров германского командования флотом. Над столом командующего портрет адмирала Нельсона. Иллюстрация из лондонской газеты The Sphere.
        В ноябре 1919 года адмирал флота Битти занимает должность первого морского лорда. "Куин Элизабет" в межвоенные годы проходит существенные модернизации, её паровые турбины переходят с угля на мазут, что приводит к замене двух труб на одну, усиливается зенитная артиллерия за счёт вспомогательной, ставится дополнительная противоторпедная внешняя защита бортов, устанавливается разведывательный гидросамолёт. Дредноут совершает заграничные визиты вежливости, на родине участвует в королевских смотрах-парадах флота.



18.  "Куин Элизабет" в Валлетте на Мальте, тридцатые годы.
        И снова мировая война. Для "Куин Элизабет" первая её половина проходит в Средиземном море. Весною 1941 года она чуть не получает торпеду итальянской подводной лодки, которая в погруженном состоянии из-за неисправности гидрофона обнаружила шум большого корабля лишь в последний момент и, всплыв на перископную глубину, оказалась в непосредственной близи от идущего полным ходом дредноута. Лодку, незамеченную, сильно закачало и снова толнуло на глубину отбрасываемой волной, для выхода на позицию атаки не было времени, дредноут стремительно уходил, разница в скорости исключала какую-либо погоню. В декабре того же года "Куин Элизабет" и её близнец "Вэлиент" получают на рейде Александрии очень серьёзные повреждения от итальянских управляемых торпед (такую торпеду ведёт аквалангист, покидающий её на безопасном расстоянии, когда она точно идёт в цель). Ремонт длится свыше полутора лет. В конце 1943 года - переход на Тихий океан и до конца войны участие в боевых действиях против Японии, затем возвращение в метрополию на родину.


19.  "Куин Элизабет" в годы войны, введшей для боевых кораблей защитную окраску, мешающую отличать цель.
HMS значит His/Her Majesty's Ship, корабль Его/Её Величества, это сокращение ставится перед названиями всех кораблей Королевского флота Великобритании - так же, как на Императорском флоте Германии и Императорско-королевском флоте Австро-Венгрии было сокращение S.M.S., Seiner Majestät Schiff, значащее то же самое.
Мощные кран-балки за трубою - для подъёма гидросамолёта и шлюпок.



20.  "Куин Элизабет", вышедшая из продолжительного ремонта, перед уходом на Тихий океан.
        Из двадцати дредноутов, сражавшихся под флагом Королевского флота во Второй мировой войне, пять не пережили её, одним был близнец "Куин Элизабет" - "Барэм". 25 ноября 1941 года отряд в составе "Барэм" под флагом вице-адмирала Генри Придэм-Уайпелла, "Куин Элизабет", "Вэлиент" и восемь эсминцев вышел из Александрии. Примерно через три часа три торпеды немецкой подводной лодки U-331 попадают в адмиральский корабль, он быстро кренится на левый борт. Дальнейшее видим на киносъёмке протяженностью в одну минуту и двенадцать секунд, сделанной с подходящего на помощь "Вэлиента":

image Click to view


Детонировали погреба орудий главного калибра. Несмотря на взрыв такой силы "Барэм" не был настолько трагичен, как самый большой корабль Королевского флота во Второй мировой войне, линейный крейсер "Худ", потопленный линкором "Бисмарк" в Атлантическом океане за пять месяцев до гибели "Барэма" : "Худ" забрал с собою 1418 жизней, спаслось трое. "Барэм" унёс 862, из них двое поднятых из воды умерло потом от ран, остались живы 487 человек, в том числе вице-адмирал. Голос диктора заключает: "Мы склоняем головы перед оборвавшимися жизнями героев и чтим память погибшего корабля".



21.  Вернувшаяся в Александрию "Куин Элизабет" с приспущенным флагом после гибели "Барэма".  
        Наверное, самым известным среди оставшихся целыми и по-своему прославленным кораблём Королевского флота времён Второй мировой войны стал другой близнец "Куин Элизабет" - "Уорспайт". О нём сложились легенды и истории. Ещё со времени Ютландского сражения в 1916 году он обрёл славу счастливого корабля, вернувшись в порт своим ходом при очень тяжёлых повреждениях. Разные приключения, о которых годами рассказывают на флотах, были в межвоенный период. В годы Второй мировой войны "Уорспайт" участвовал, в том числе как самый сильный корабль, в нескольких и только успешных боевых операциях.
        В английском языке все неодушевленные существительные имеют грамматически средний род. И только корабль, ship, имеет одушевленный женский род, для кораблей употребляется местоимение женского рода she, она, не it, оно. В русском восприятии это звучит странно, по-русски корабль мужского рода, но в Британии, а за нею и в других англоязычных странах такая форма восходит к давней морской традиции особого уважения к кораблям. В годы Второй мировой войны дредноуту "Уорспайт" было свыше двадцати пяти лет, для корабля это далеко не первая молодость, и моряки называли его, её, доброй старой леди Уорспайт, the good old lady Warspite.



22.  6 июня 1944 года. Линкор (дредноут) "Уорспайт" в пять часов утра первым открывает огонь по неприятельским позициям в начавшейся высадке в Нормандии. На цветной фотографии справа, кроме флага Королевского флота, помещён герб корабля.



23.  Известная лондонская актриса Эвелин Лэй (1900-1996), выступавшая во время войны перед моряками в том числе со сложенной песней "Добрая старая леди". На фотографии она среди матросов "Уорспайта" учится сплетать трос, слева унтер-офицер.



24.  Лейтенант-командор Реджинальд Николс, впоследствии автор книги "Пути британских моряков на войне". В 1939-1941 годах был офицером на "Куин Элизабет". На фотографии он уже командир фрегата "Эгзи" на мостике.



25.  "Куин Элизабет" в последние недели войны на Тихом океане, лето 1945.
        Пережившие войну четыре линкора-дредноута типа "Куин Элизабет" с её окончанием были переведены в резерв. Прослужив Королевскому флоту свыше тридцати лет, они все в 1948 году были порезаны на металл, такова обычная судьба проживших свою жизнь кораблей. Конец сороковых годов это распад Британской Империи и с ним начавшийся закат морского владычества Британии. Побывав многократно в бывших британских колониях в южной и юго-восточной Азии, я могу сказать, что британский колониализм оставил там заметно отрицательные воспоминания своей жестокостью и эксплуататорством, к которым и обычные моряки, и строители кораблей, безусловно, отношения не имели, но так шёл ход истории развития британского общества.
        Художник Алма Бурлтон Калл (1880-1931), чью картину с "Куин Элизабет" я увидел в магазине Фила и благодаря ей с ним познакомился, это известный английский маринист первой половины двадцатого века. Но ещё более известен Франк Уотсон Вуд (1862-1951), за восемьдесят девять лет жизни он очень много написал, и его картины, практически все изображающие корабли, можно увидеть в разных музеях Британии и частных коллекциях. Ниже одна, которая мне очень нравится, с очень длинным названием:



26.  Франк Уотсон Вуд. Заход после тумана. "Куин Элизабет" ниже по течению от Форсского моста. 1922.
        Текущая с запада на восток река Форс в Шотландии начинает перед Эдинбургом заметно расширяться, образуя всё более расширяющийся и раскрывающийся в Северное море залив Фирс-оф-Форс, Устье Форса на шотландском наречии. У Эдинбурга его ширина примерно десять английских миль или шестнадцать километров. Залив с древних пор является пристанищем для кораблей. В ноябре 1918, здесь, в частности, принимал сдачу германского флота адмирал Битти. Там, где залив только начинается и его ширина составляет чуть более мили, немногим менее двух километров, через него в 1880-х годах построили железнодорожный мост, названный Форсским мостом, по нему поезда пошли из Эдинбурга на север, к Данди́ и Сент-Эндрюсу. В те годы это было выдающимся инженерным достижением. На южном берегу железнодорожный путь выходит на мост в очень приятном ближнем пригороде Эдинбурга Куинсферри, туда свыше столетия приезжают туристы, чтобы полюбоваться мостом через залив и пофотографировать. Я там был раз пять-шесть, в том числе водил экскурсии.



27.  Форсский мост, видимый с южной стороны из Куинсферри. Форс течёт вправо.



28.  Форсский мост с северного берега. В правом нижнем углу один из растительных символов Шотландии мягкий жёлтый шотландский дрок, он мягче и не такой колючий, как его похожий собрат, растущий южнее в Англии. Форс течёт влево, и в нескольких стах метров левее на картине Франка Вуда видим "Куин Элизабет".
        Взглянем ещё раз на его картину. Из-за её ширины она кажется на компьютере небольшой.



26.  Франк Уотсон Вуд. Заход после тумана. "Куин Элизабет" ниже по течению от Форсского моста. 1922.
        Река Форс течёт на нас, и за нами Форсский залив. Примерно в семи милях, двенадцати километрах, слева за нами Эдинбург, столица Шотландии, за мостом слева невидимый Куинсферри со своими очаровательными крошечными пабами. За левый край картины уходит крошечный островок Инчгарви посреди залива, над которым проходит Форсский мост. За мостом на правом, северном берегу в двух милях, трёх с половиной километрах, находится военная база Роса́йт, к ней справа идёт лёгкий крейсер типа С, Си по-английски. Росайт - родной город Линды Гиллиган, ныне преподавателя Университета Глазго, в мои же лондонские годы ходившей ко мне на курс польского языка в Саус-Тэмз Колледже. А крейсер типа С, "Каролайн", HMS Caroline, ныне стоящий в сухом доке в Белфасте и превращенный в музей, является последним существующим кораблём, участвовавшим в Ютландском сражении.
        Главный герой картины, дредноут "Куин Элизабет", предстаёт во всей красе. Корабль действительно красив. 1922 год, он флагман Флота Атлантического океана, ещё только предстоят модернизации и перестройки. Сейчас в наступившее после войны мирное время на нём служит матрос Грег, сын и внук рабочих пивоварни в Мортлейке и будущий дед Фила, хранящего картину с "Куин Элизабет". Благодаря им обоим ко мне идёт с этого величественного корабля живая человеческая нить.



29.  Фотография из архива Музея Королевского флота в Портсмуте с лаконичной подписью:
HMS Queen Elisabeth, 1920



30.  "Куин Элизабет", первые месяцы службы, цветная фотография, что-то вроде аналога Прокудина-Горского в России. Справа вдали королевская яхта "Британия".



31.  Пушки чудовищной длинноты сверхдредноута "Куин Элизабет", кормовые башни, в том же 1915 году.



32.  Герб корабля, ER значит Elisabeta Regina, по латыни королева Елизавета. Последние Тюдоры (Елизавета Первая - последняя) стали результатом объединения двух соперничавших династических линий Красной и Белой розы.



33.  Королева Англии Елизавета Первая. Латинская надпись слева Non sine sole iris - Нет радуги без солнца.

*         *         *
        Рассказ о трёх военно-морских Елизаветах, названных в честь трёх королев: румынском крейсере "Элисабета", австро-венгерском крейсере "Кайзерин Элизабет" и британском дредноуте "Куин Элизабет" - планировался, как подарок ко дню рождения Елизаветы Федоровны, княжны Элизы, 31 июля. Получились три немалые части - хорошо, что поместились по времени в течение ровно одного месяца. Корабли, описанные в порядке хронологии их ввода в строй, относятся к периоду, вызывающему немалые симпатии Елизаветы Федоровны и меня - к рубежу девятнадцатого и двадцатого столетий, в случае "Куин Элизабет" к его первой половине; все три сражались в Первой мировой войне, называемой, пока не грянула вторая, Великой войной.


34.  Малый крейсер "Элисабета", годы службы 1888-1920, бронепалубный крейсер "Кайзерин Элизабет", годы службы 1889-1914, погиб на войне, и сверхдредноут "Куин Элизабет", годы службы 1914-1948. Третья Елизавета превосходит по водоизмещению (общей массе) двух своих тёзок вместе взятых в семь с половиной раз.



35.  Королева Елизавета Румынская, 1843-1916, императрица и королева Елизавета Австро-венгерская, 1837-1898, и королева-монарх Англии Елизавета Первая, 1533-1603.
        Биографии трёх кораблей, как и трёх королев, очень интересны. С ними всеми связаны судьбы массы людей. В случае кораблей эти человеческие судьбы переливаются и звучат живым эхом, делая корабли ещё живее.
        Как отмечалось в первой части, в истории военно-морского флота России не было названий Елизавета, хотя Россия имеет как минимум двух известных Елизавет Романовых, вторая причислена к лику святых, так же почитается святая Елизавета Праведная, мать святого Иоанна Крестителя. Зато под торговым трёхцветным флагом служил, я думаю, не один корабль с таким названием. В частности, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков на Кресах ходил по Неману от Гродно небольшой колёсный пароход "Елисавета". В тех же краях, на Вилии на окраине Вильно, летом 1892 или 1893 года старший на несколько лет кузен двенадцати- или тринадцатилетнего Сергея Георгиевича Альбиновского, будущего офицера сначала Российского Императорского, а затем Польского военно-морского флота, силами двух-трёх пар отроческих рук привёл в порядок, покрасил в стиль венецианской гондолы и спустил на воду гребную лодку, дав ей название в честь своей дамы сердца "Елизавета", именно по-русски Елизавета, благо дама была русской. Зато самодельный флаг был сделан в честь одного из гнёзд польского патриотизма, виленского Общества Лучезарных времён молодости Адама Мицкевича. Рисовать на ткани лучистое солнце было слишком сложно, поэтому были сшиты семь тканных полос по цвету радуги. Сто тридцать лет назад и до недавнего времени мир в этом смысле не был свихнувшимся, и радуга - смотри надпись на портрете Елизаветы Первой - несла в себе лучистость солнца и юношеского энтузиазма. Сергей Георгиевич прожил сто два года, и я, увы, опоздал на несколько месяцев, чтобы познакомиться с ним лично. Зато я держал в руках его дневники и письма. А тогда, в самые последние годы девятнадцатого века, уже поступив в Морской корпус и приезжая в Вильно на каникулы, он по примеру старшего кузена, на этот раз на озере Галве в Троках (где замок на острове), тоже привёл с друзьями в порядок старую лодку, бóльшую, с самодельным парусом, флаг был со всем пиететом выполнен на синем полотнище с пришитым в центре красным щитом, а на щите белый скачущий рыцарь, литовская Погоня (см. "Профиль"), это морской флаг Великого Княжества Литовского. Название корабль получил "Pan Tadeusz", Пан Тадеуш, по имени главного героя самого известного произведения всей польской поэзии, роману в стихах "Пан Тадеуш" Адама Мицкевича.
        Всё это - уже совершенно другие истории.


Шотландия, военно-морская история, корабли, море, Великобритания, первая мировая война, royal navy

Previous post Next post
Up