ЭПИГРАФЫ
.
Из классики
.
- Мне так долго внушали ненависть к полякам, что я им должен ничто иное, кроме бесконечной любви и нежности.
граф Лев Николаевич Толстой, из письма по поводу рассказа "
За что?"
- "К братьям москалям"
Адам Мицкевич, главный польский национальный поэт, заглавие стихотворения
.
Из современности
.
- Мы связаны, поляки, давно одной судьбою в прощанье и прощении, и в смехе, и в слезах.
Булат Окуджава
- Москва, блаженное чудо... Прими нашу исповедь.
Кшиштоф Рознер, ныне здравствующий варшавский поэт
.
Из разговора на работе
(в свободные минуты эти двое нередко разговаривали о Польше)
.
Юлиан, он же Старый Кресовянин:
- ... этот польский идиотизм ...
Кристина, карелка родом из Петербурга:
- И это ВЫ говорите??
.
* * *
ПОБЕДА ОТ НАС ЗАВИСИТ ! К ОРУЖИЮ !! НА ФРОНТ !
* * *
Около полутора тысяч лет тому назад, давным-давным-давно, славянские жители, населявшие земли бассейна верхнего Немана, правобережья Буга, верхней и средней Припяти, то есть последующих Кресов польско-белорусско-литовского пограничья, говорили на наречиях, которые столь же, не слишком сильно, отличались как от наречий из верховий Оки (ибо дальше на восток и север сильны ещё были угро-финские говоры), так и от того, как говорили обитатели селений по берегам Вислы. В последующие века христианство пришло на вислинские земли с юго-запада, через Чехию, то есть латинство, а к тем, кто за Бугом и далее на восток, через Херсонес и Киев, то есть православие. Ещё за четыреста-пятьсот лет до христианизации шедшие тогда этно-лингвистические эволюции дали нынешним языковедам и этнографам основания классифицировать вторых, восточнее Буга, как восточных славян, а первых, западнее, относить к славянам западным. И шли века, народ строил, сеял, воевал с соседями ближними и дальними, на Русь пришли татары, наведывались шведы. Успешно здравствующие королевство Польша и Великое Княжество Литовское, уже славянское и старо-белорусское, тоже в этом плане время не теряли и на русские княжества ходили. На много веков, на пол-тысячелетия и более, изначально православные Кресы вошли в ареал, создаваемый и развиваемый в культурном и цивилизационном плане Краковом и Вильно, затем Варшавой и Вильно. С разными приключениями и постепенно всё сильнее становились там польский язык и латинство. Из своих московских пределов государь Иван Васильевич Грозный и богатырь Ермак Тимофеевич несли силу и культуру Руси далеко за Волгу и за Урал; аналогично династии Ягеллонов и Васов, царствующие в Кракове, затем в Варшаве, включили в период наибольшего расширения Речи Посполитой в её границы Вязьму и нынешний Днепропетровск, тогда Кудак, а доходили и в Очаков, и в Москву, и под зимнюю Кострому к Ивану Сусанину. С так далёких рубежей в меру быстро попросили обратно, но Кресы век за веком, век за веком, и так до конца восемнадцатого столетия были польско-литовскими, пока в Речи Посполитой не стал твориться настолько вопиющий и поражающий даже смелое воображение идиотизм, что когда-то самое крупное государство Европы исчезло с её карты полностью, благо соседи тоже времени не теряли и умели свои интересы обеспечивать с достойной подражания эффективностью. Краков стал австрийским, Варшава ненадолго немецкой, потом надолго российской. Но на Кресах, ставших российскими губерниями, наиболее цивилизационно и культурно активные слои в значительной своей части продолжали отождествлять себя с Польшей, нередко с ярко патриотическим выражением, что в течение последовавшего всего девятнадцатого века с каждым следующим поколением давало присоединение к восстаниям. Пришёл черёд, наступил век двадцатый.
С ним в результате Первой мировой войны, снёсшей весь уклад девятнадцатого века, Восточная Европа дала своим народам возможность кардинально переосмысливать себя и свои границы, а в России началось то, что началось, инфернальность путей воплощения идеи, что мы наш, мы новый мир построим. По всей, уже бывшей Российской Империи идёт жуть гражданской войны, а в возрождающейся и молниеносно срастающейся после разделов Польше быстро восстанавливаются государственные структуры и армия, в которую воспитанная на Мицкевиче, Сенкевиче и Шопене молодёжь идёт, как к причастию из кристально чистого и сверкающего фонтана осуществившейся сказки возрождения Польши. Армия всеми силами создаётся потому, что из Берлина звучит "не отдадим Данциг, Позен и Шлезиен" (ныне Гданьск, Познань и Силезия), а из Петрограда и Москвы устами Льва Давыдовича Троцкого и Владимира Ильича Ленина, что да здравствует мировая революция, что "и водрузим над землёю красное знамя труда". На Кресах же в условиях привнесенного русской революцией безвластия спонтанно создаются и уже созданы структуры восстановления власти, которые так же, как в Варшаве, считают, что это создаваемая ими власть польская и столица в Варшаве. Одновременно там же формируются Советы под красными флагами, существенной частью проявления которых становится высказанный ещё в Петрограде до переноса столицы в Москву принцип вождя "грабь награбленное" со всем вытекающим. Начинаются вооруженные столкновения всё новых отрядов самообороны. На защиту польскости приходит Польская армия. На защиту социальной справедливости, свободы, равенства, братства и грядущего коммунизма - Армия Красная, которая от Москвы до британских морей Красная Армия всех сильней.
.
Так пусть же Красная
Cжимает властно
Cвой штык мозолистой рукой,
И все должны мы неудержимо
Идти в последний смертный бой.
.
А с противоположной стороны пелось (в подстрочном переводе):
.
О, мой розмарин, расцветай,
О, мой розмарин, распускайся.
Пойду я к барышне, пойду к единственной,
Спрошу её.
.
А если мне скажет: "Не люблю тебя",
А если мне скажет: "Не люблю тебя",
Уланы скачут, пехота шагает -
Уйду на войну и я.
.
В нынешней историографии принимается, что война, в советских школьных учебниках называвшаяся войной с бело-поляками, а в современных польских учебниках называемая польско-большевистской, имеет временны́е рамки с января 1919 года, когда вооруженные столкновения на Кресах превратились в боевые действия между соединениями Польской и Красной армий, по октябрь 1920 года, когда было объявлено перемирие. В марте 1921 года в Риге был подписан мирный договор между Республикой Польша и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, по которому основная часть моих родных Кресов - с населением, в котором доля говорящих дома на польском составляла по уездам от восьмидесяти до десяти процентов - вошла в состав Польши. Главным и переломным моментом той войны стала варшавская битва в августе 1920 года - битва на восточном берегу Вислы, местами с выходом непосредственно к Висле, на пространстве шириною более двухсот километров и глубиною тридцать-пятьдесят, где речь шла об обороне непосредственно Варшавы. После длившегося два месяца польского отступления и выхода Красной Армии в варшавские пригороды, менее пятнадцати километров до границ города, с польской стороны настроение было, что Боже правый, неужели всё, столица падёт, большевики хлынут за Вислу, и конец независимости Польши. Но пятнадцатого августа, ровно сто лет назад, двинулось и затем очень стремительно покатилось на восток польское контрнаступление. Этот день 15 августа 1920 года, совпавший с католическим праздником Вознесения, вошёл в польскую историю, как Чудо на Висле. С тех пор 15 августа отмечается, как День Польской армии, выходной. Сегодня, 15 августа 2020, в Польше, особенно в Варшаве, проходят большие торжественные мероприятия.
До этого, до августа и чуда, Польская армия дальше всего продвинулась на восток в мае 1920 года и взяла Киев. Её первый выдвинутый разъезд, оставив с коноводами лошадей, въехал в центр города на трамвае, заплатив за проезд. С участником киевского похода, хотя не той трамвайной поездки, был в довоенные детские годы знаком в Варшаве мой отчим: я достаточно много от него слышал про кресовянина Бонифация Рудика, уроженца Луцка на Волыни. Он с детства мечтал увидеть Киев. И вот в сорок лет он в мундире с погонами старшего вахмистра (высший унтер-офицерский чин в кавалерии) и фуражке с орлом останавливает какое-то несоответствующее поведение польских рядовых у одной из старейших киевских церквей - церкви Пресвятой Богородицы Пирогощей на Подоле.
.
.Наведя порядок, сорокалетний, высокий и полноватый польский старшина-кавалерист с украинскими усами рассказывает по-русски с паперти древнего храма (лестница и вход справа на фотографии) - он сам не помнил, в связи с чем, - оказавшимся у церкви и с интересом решившим послушать киевлянам о пане Онуфрии Заглобе, одном из двух главных сквозных героев Трилогии Генриха Сенкевича, конкретно о том, как во время битвы на улицах Варшавы со шведами в 1655 году пану Заглобе пришлось отбиваться от сбежавших в ходе уличных боёв из королевского зверинца обезьян. Я всякий раз, будучи в Киеве у храма, если у него оказываюсь, об этом вспоминаю. Живший в 1920 году в Киеве выдающийся и несравненный русский пианист профессор Генрих Густавович Нейгауз польско-немецкого происхождения в своих многочисленных воспоминаниях записал о польском интермеццо в киевской сюите гражданской войны. Интермеццо закончилось мощным наступлением Конной армии достаточно тогда молодого Семёна Михайловича Будённого.
Я ходил по следам польско-советской войны в Полесье, чтобы просто побыть в местах, где шли бои, и под Варшавой - там со звеном скаутов мы извлекли из земли сгнившие остатки деревянного надмогильного креста, поставили новый и отметили-обрамили место полностью исчезнувшей, но указанной нам помнившими безымянной солдатской могилы 1920 года. В предгорье польских Карпат под Краковом я в тысяча девятьсот восьмидесятых годах держал в руках саблю улана Польской армии, участника той войны, общался с ним живым, 1900 года рождения, паном Лехом Росчишевским и его женою пани Яниной, на год старше, тогда же военной сестрою милосердия.
Пилсудский после первого изгнания советов с Кресов шёл дальше на Киев, поскольку, во-первых, как ярый кресовянин и вильнянин, хотел максимально приблизить возродившуюся Польшу до границ первой Речи Посполитой и во-вторых желал создания петлюровской Украины, как одного из факторов ослабления советской России. Со своей стороны Троцкий, стоявший во главе всей Красной Армии, громко говорил, что после Варшавы она водрузит красный флаг в Берлине и Риме, а дальше Париже и Лондоне.
Причины поражения Красной Армии под Варшавой в августе 1920 года отмечаются сегодня историками достаточно единодушно, как следующие. Хронологически первой считается настояние Сталина, занимавшего пост члена Революционного военного совета Юго-Западного фронта (Реввоенсовет) о необходимости брать сначала Львов, а не Варшаву. Сталин считал, что важнее включить в состав советского государства Галицию, чем нести в Европу пламенное знамя мировой революции, которой открыло бы путь взятие Варшавы. Имея уже тогда большое умение добиваться нужных ему решений на высшем уровне, Сталин тем самым разделил натиск Красной Армии на Варшаву и Львов, лишив успеха оба направления. А далее в числе причин это безусловная существенная помощь стран Антанты в военной технике и средствах. Это - крайне существенно - взлом польской стороной шифров Красной Армии в последний момент перед началом варшавской битвы, благодаря чему вся картина дальнейшего планируемого наступления Тухачевского легла на стол польского командования. Это ошибки самого Тухачевского, двадцатисемилетнего командующего Западным фронтом, чрезмерно воодушевленного достигнутыми до сих пор успехами и недооценившего противника с одной стороны, и безусловный военный талант, проявленный польскими командующими, с другой. Это абсолютный и повсеместный порыв всего населения от стара до млада, которое в обороне Варшавы имело иные и более сильные мотивы, чем те, что были у недокормленных красноармейцев, решивших нести на штыках рай земной всему миру. На фронт из Варшавы шли студенты, скауты, домохозяйки, ксендзы.
О военной стороне Чуда на Висле, то есть карты, стрелки, военные части, численность войск на направлениях, как и об исключительно интересных и красочных событийно-человеческих аспектах можно писать очень много, а написано за сто лет можно себе представить сколько. У меня от этих тем - уланы в атаке, ночные вылазки в лесу, костёр на бивуаке, медсёстры, рассвет с росою, ночные работы генерального штаба, главнокомандующий Пилсудский с изумительным виленским произношением - совершенно горят глаза. И песни тогда слагались какие! Есть и другие моменты, поныне лежащие на польско-русских отношениях, как то, кто был более жесток к пленным и гражданскому населению и прочее. Я хочу сказать про другое.
Я, старый кресовянин, земли предков которого, земли предельно родные по духу, лежат ныне не по ту сторону существующих государственных границ, чем я бы хотел; который категорически не приемлет Октябрьскую революцию и советский строй и столь же категорично считает нынешнюю Новую Россию своею второй родиной c Пушкиным, Путиным и иными примечательными персонажами прошлого и настоящего - я чту с земным и трепетным поклоном память Чуда на Висле, защитившего Польшу с Кресами от последовавшей сталинской действительности, и столь же сильно утверждаю, что - ну Боже ж Ты правый! - политика нынешнего польского руководства в отношении России это, как говорится, что-то. Я, конечно, не склонен произносить буквально, что это полный и классический польский идиотизм, и тем не менее это что-то очень именно это напоминающее. В силу разных причин я глубоко уважаю президента Анджея Ду́ду. Я недавно голосовал за него, а до этого за его партию на парламентских выборах, поскольку в Польше альтернатива - это насаждение однополых браков с издевательской насмешкой над двуполыми; это статьи в когда-то достаточно серьёзных газетах о патологиях менструального цикла Богородицы, о количестве онанистов среди участников Варшавского восстания, о том, любил ли Мицкевич анальный секс, и много другого аналогичного уровня. Президент Ду́да возглашает: "Не дадим плевать на христианство и польскую культуру!" и этим выигрывает выборы. Но его последовательная и сильно недружественная линия в отношении России поражает: ну неужели польские надежды на западных союзников в 1939 году, а до этого на императора Наполеона в 1802-1812 годах ничему не научили? Казавшийся достаточно серьёзным польский политический деятель и евродепутат Яцек Сириуш-Вольский на днях выдал: "За столкновения в Белоруссии нужно ввести новые санкции против России". Тут даже злиться как-то не получается. Как говорил светлой-светлой памяти премьер-министр Польши в 1988-1989 годах Мечислав Раковский, тут опускаются не только руки, но и брюки.
Сто лет после Чуда на Висле 1920 года, в 2020 году, в чуде на Висле нуждается задача защитить Польшу от идущего ныне с Запада, как это ни печально, вырождения европейской культуры и от сатанинского маразма. То обстоятельство, что официальная Варшава не понимает, что более чем очевидным и вполне эффективным союзником в этом важнейшем стратегическом направлении является Новая Россия, - это обстоятельство вызывает в памяти польскую политическую мысль, приведшую к разделам Польши, в том числе 1939 год, и тому подобное. И нужно возносить молитвы, чтобы промысел Божий, спасавший Польшу в совершенно казавшихся безнадёжными ситуациях, в которые её вгоняла собственная дурь, и ныне не позволил полной политической слепоте привести страну и народ к съезжанию к трагедиям, благо прямых признаков этого нет, но дурь и заскорузлые комплексы по отношению к России, как всегда, поражают.
Съехал я в не обычные для этого журнала тональности.
Сегодня в Польше большие торжества, юбилейный День Польской армии. Варшава в августовском солнце, без жары. Парад и встречи - с учётом ограничений реалий 2020 года. Мой праздник. Моя годовщина. И если я позволяю себе чем-то время от времени собою гордиться, то сегодня это то, что даже при всём желании, если бы таковое было, я не испытываю совершенно никаких антирусских чувств, тем более злорадных. Как в самых-самых разных похожих обстоятельствах, я внутренне глубоко уверен, что те, кто в военных могилах, в данном случае могилах столетней давности, Свыше приветствуют такой подход. И сегодня же католическое Вознесение - праздник Вознесения Пресвятой Богородицы. Как и на православное Вознесение в церквях, костёлы украшаются зелёными ветками и обязательно полевыми цветами, зелёные листья и трава обрамляют на полу проходы, и в народе этот праздник популярно называют днём Матери Божией Травяной - Matki Boskiej Zielnej.
ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ
главнокомандующий Польской армией и начальник государства (временный президент до первых выборов), будущий маршал Польши
(1867-1935)
ТАДЕУШ РОЗВАДОВСКИЙ
начальник Генерального штаба; несмотря на некоторые разногласия с Пилсудским вместе сумели обеспечить победу; общий план обороны Варшавы, сдавший экзамен, разработан им
(1866-1928)
ВЛАДИСЛАВ СИКОРСКИЙ
с атаки его армейской кавалерии идёт отсчёт начавшегося перелома; в 1939-1943 годах премьер-министр и главнокомандующий Польской армией на Западе
(1881-1943)
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТУХАЧЕВСКИЙ
командующий Западным фронтом, ведшим наступление к Висле; будущий один из пяти первых советских маршалов, расстрелян Сталиным
(1893-1937)
РОМАН ВОЙЦЕХОВИЧ ЛОНГВА
организатор красной польской части в составе Западного фронта и начальник его разведки; расстрелян Сталиным
(1891-1937)
Польревком, планируемый, как правительство Советской Социалистической Польши после вступления Красной Армии в Варшаву; средний ряд, второй слева - Феликс Эдмундович Дзержинский, планируемый, как глава правительства; в этом ряду второй справа - Феликс Яковлевич Кон, впоследствии его рассказы будут включены во внеклассное чтение советских школ (я проходил); верхний ряд - планируемые будущие не наркомы (члены правительства), а будущее польское ЧК
Плакат Польревкома: "В когтях белого орла стонал пролетариат Польши, Белоруссии и Украины. Сегодня трудящиеся деревень и городов освобождаются от оков неволи и эксплуатации. Под ударами рабочих молотов рушится в прах Польша капиталистов и жандармов, белый орёл испускает дух. Под красным знаменем встаёт к жизни новая - Социалистическая Советская Польша! Да здравствует революция!" Можно отметить, что текст написан в хорошей польской стилистике и тем более без ошибок, чего спустя девятнадцать лет нельзя будет сказать о плакатах и листовках в ходе присоединения Кресов к Советскому Союзу. Плакат интересен ещё тем, что его художник Соломон Фирцель с установлением дипломатических отношений Польша-РСФСР какое-то время работал в советском полпредстве в Варшаве, а затем попросил политического убежища, стал невозвращенцем и отбыл в Германию.
На позиции под Варшавой
Кавалерия генерала Сикорского
Поставленные Францией самолёты со знаком Польских военно-воздушных сил. Превосходство в авиации также способствовало победе.
Броневик марки "Остин-Путиловец", служивший изначально русской армии на фронте Первой мировой войны, затем окрещён революцией, как "Стенька Разин", после чего захвачен на войне в Польскую армию, там переименован в "Познанец", но закрасить Стеньку Разина не было либо времени, либо краски.
Сегодня, 15 августа 2020, Варшава, президент Польши кладёт цветы к Могиле Неизвестного солдата.
Мемориал создан в 1926 году, солдат перенесён с поля под Варшавой из безымянной могилы августа 1920 года.
Поле под Оссовом, населенным пунктом ближе всего к Варшаве, охваченным военными действиями. 14-15 августа 1920 здесь шли ожесточенные бои. Памятник установлен к девяностой годовщине. Сейчас это четыре километра к северо-востоку от современной границы Варшавы. Фотография сделана моим другом по Живому журналу
dassie2001; им памятник
подробно описан, он побывал там в связи со столетием.
В Новой России относительно известен с советских времён польский режиссёр Ежи Хоффман. Ныне ему восемьдесят восемь лет. В частности, он снял всю Трилогию Сенкевича, в том числе "Огнём и мечом", достаточно известный фильм у украинских зрителей. Последний снятый его художественный фильм - "Варшавская битва 1920". К сожалению, случается, что талантливые режиссёры в позднем возрасте теряют мастерство, и при всём моём к нему большом уважении и любви к его картинам эта последняя совершенно безнадёжна. К счастью десять лет назад, к девяностой годовщине, вышел телевизионный многосерийный фильм "1920 год, война и любовь" достаточно молодого режиссёра Мачея Мигаса, и этот фильм - полная противоположность. Мне он невероятно понравился. При том, что комиссары Красной Армии показаны совершенно карикатурно, а зря, в фильме очень много живого, тёплого и человеческого, и в целом он, конечно, против войны, как явления. Кроме того, очень приятная музыка, в фильмах это для меня важно. Ещё, когда сегодня под лозунгами глобального ультралиберализма идут целенаправленные издевательские нападки на польскую культуру и традиции, утверждение традиционного польского патриотизма и эмоционального отношения к отечественной истории предельно важно. Главные герои - три друга Владислав, Юзеф и Бронислав, в прошлом молодые офицеры армий России, Австрии и Германии, которых соединила возрождающаяся Польская армия. Взглянем на самый конец, две сцены, около семи минут. Битва за Варшаву выиграна, Бронислав ранен, но ему уже лучше, к нему приходит его невеста, она певица, сообщает, что в должное время родится следующий.
Он:
- Откуда знаешь, что сын?
Онa:
- Не знаю, но чувствую.
- Мне тут снилась девочка.
- А у меня ещё один сюрприз.
- Близнецы?
- :-))
Дальше она оборачивается, обращается к их общему другу, который тоже кого-то навещает в госпитале:
- Метя, - (сокращение от Мечислав), - объяви меня как-нибудь.
Мечислав:
- Господа, внимание! Перед вами звезда варшавской эстрады Лула Беджицкая.
Бронислав на стадии знакомства как-то сказал Луле: "Может, ты что-нибудь из нашего выучишь?" И -
.
Расцветают бутоны белых роз.
Вернись, любимый, с войны, вернись.
Вернись, зацелуй, как и прежде,
Дам тебе за это белой розы цветок.
.
Это первый куплет одной из самых известных солдатских песен того времени. Потом, когда Бронислав встаёт на ноги, он и Владислав навещают Юзефа, а поскольку над ним крест, проходят искры воспоминаний их дружбы. Уже осень. Осенние листья, памятники, любовь, очень красивая музыка современного польского композитора Зигмунта Конечного, и память о герое, погибшем за родину. В этом очень-очень важная часть моей Польши, которая всегда и непрерывно во мне.
Click to view
Словами замечательного варшавского поэта и моего давнишнего сердечного друга Кшиштофа Рознера лишь фрагмент песни "Польша, дева красная", сочиненной им в память о 1920 годе:
...Już zleciały kruki, wrony,
By Cię wziąć na żer,
Lecz czmychnęły wystraszone
Ogniem naszych serc,
Co domostwo Twe ogrzeje
I na radość da nadzieję...
Idzie wojsko, Polsko - dnieje!
Przywdziej suknie swe!
.
Polsko, wdzięczna Panno kraśna,
Nie w legendach i nie w baśniach
Nam się jawisz - od zła zbawisz,
Bośmy wierni Ci.
Za nasz skromny dar najszczerszy
Przytul, Polsko, nas do piersi,
Kiedy pęknie na mundurze
Jarzębina krwi.
Подстрочно -
...Уж слетелись коршуны, вороны,
Чтобы растерзать Тебя.
Но прочь кинулись, напуганные
Огнём наших сердец.
Этот огонь дом Твой согреет
И на радость даст надежду...
Идёт армия. Польша, светает!
Надень наряды свои!
.
Польша, чудесная дева красная,
Не в легендах и не сказках
Ты нам являешься, ты нас от зла убережёшь,
Потому что мы верны Тебе.
За наш скромный дар самый искренний
Ты прижми нас, Польша, к груди,
Когда вспыхнет на мундире
Рябиновый цвет крови.
* * *