Размышления Юрия Гладильщикова о
стандартизации голливудского мышления (ну или вот, более подробно в его
блоге) подтолкнули меня просканировать летние блокбастеры этого года на предмет наличия в них тех или иных оригинальных черт. С высоты птичьего полета прошедший летний киносезон выглядит следующим образом:
«Железный Человек» - стомиллионная экранизация культового комикса с … Робертом Дауни-мл. в главной роли, и с не менее интеллектуальными актерами в других ролях. Крайне неординарное и смелое кастинг-решение, которое попало прямо в точку. И зрители, а в особенности, оказывается, критики просто мечтали увидеть Дауни в роли супергероя.
«Спиди Гонщик» - не понятый многими новый авторский фильм братьев Вачовски, опередивший свое время, который еще признают культовой классикой фантастики.
«Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа» - по сути, ретро-кино. Кино 80-ых, оглядывающееся еще дальше, на 30-50-ые годы. Наивное восьмидесятническое «добро с кулаками» с лицом Харрисона Форда, стоящее явным особняком в ряду циничных и морально двойственных Хэнкока, Хэллбоя, Бэтмана, истинных героев эпохи.
.
«Особо Опасен» - боевик, собравший в мировой прокате 342 (!!!) млн. долл., снятый в Голливуде … русскоязычным режиссером! Еще 25 июня этого года словосочетания «голливудский фильм» и «русскоязычный режиссер» воспринимались антонимами.
«Явление» - новое неординарное высказывание одного из самых свободных голливудских авторов.
«Хэнкок» - актуальный герой, политический и мифологический подтексты.
«Хэллбой 2» - попросту авторское кино одного из главных современных визионеров.
«WALL-E» - разыгранная практически без слов, как в золотые годы кино, умная антиутопия, но в жанре детского мультика.
«Mamma Mia!» - по утверждению знатоков жанра, плохой, но все-таки мюзикл, что уже необычно, показавший просто чудеса кассовой выносливости.
«Темный Рыцарь» - феномен, требующий подробного разбора, ждущий с десяток диссертаций за авторством ведущих социо-психологов и социо-культурологов.
«Тропический Гром» - пошлое, жесткое, неполиткорректное, истинно киноманское кино.
И это еще без «Джона Рэмбо», «Монстро», «Кванта Милосердия», вышедших не в летний сезон, и без нового Киану Ривза, до которого осталась всего неделя.
С подобного ракурса, мне кажется, отчетливее видно, что создатели этих картин выходили к зрителям не с пустыми руками. Тамошние продюсеры\режиссеры постоянно копошатся, предлагают что-то новое, ломают и переламывают формулу, раздвигают границы жанров.
И наоборот, те фильмы, которые пошли по проторенным дорожкам, целенаправленно сыграли на понижение, провалились. Полный балаган, устроенный из «Мумии», содержательно облегченный, по сравнению с оригиналом, новый «Халк», не предлагающий ничего, чего не было бы в «Волшебном Шкафу», «Принц Каспиан» не только были признаны творческими провалами, но и не решили возложенных на них коммерческих задач.
Блокбастеры этого сезона были шероховатыми, но крайне любопытными, чего уже не скажешь о фильмах следующего лета. Прошедшая забастовка сценаристов не дала мейджорам развернуться в этом году в полную силу, в итоге из всех предстоящих летних проектов 2009 лично меня откровенно интересуют только новые Эммерих и Манн. Нынешний 2008-ой мы еще помянем добрым словом.