Пора писать посты, оправдывающие взятый ник. :-) Наконец-то есть площадка, на которой можно опубликовать свой давний текст. Это отзыв-реакция на неадекватную, по моему мнению, критику «Мести Ситхов» в 2005 году. Мне кажется, мне удалось выразить важную вещь, о которой многие не подумали. За пафос готов извиниться. :-) Итак...
(…)
Того, что мы получили от «Мести Ситхов», и ждали все от окончания саги. Именно своих оправдавшихся ожиданий многие и испугались. Парадокс: то, благодаря чему «Эпизод III» стал лидером проката летнего сезона 2005, и помешало фильму заработать еще больше.
Перед премьерой последнего эпизода Лукас предупреждал, что он будет самым мрачным, и что многие герои, кроме тех, которые должны выжить, погибнут. Зрители радовались: «Ура! Наконец-то нас перестали кормить хэппи-эндами!!! «Звездные Войны» перестанут быть детской сказкой!!!». Именно этого публика и хотела: атмосферной мрачности, неистовости экшн-сцен, возвращения духа Оригинальной Трилогии. Возвращения Легенды. Возвращения черных лат и шлема. В этом и крылся подвох.
.
Дарт Вейдер - один из самых знаменитых отрицательных персонажей в истории кино, многократный лидер неоднократных рейтингов популярности злодеев, уступавший пальму первенства разве что одному небезызвестному доктору психологии. Он не только самый лучший, но и самый ... любимый. За те 30 лет, прошедших с момента премьеры «Новой Надежды», злодеяния Вейдера, будь то умерщвления своих подручных или отсечение конечностей собственному сыну, воспринимаются как бы само собой разумеющиеся. Больше того, Вейдер - особенно любимый герой детей. Психологов интересовал данный феномен. Лукас отвечал: детей привлекает власть, ибо сами они ее не имеют. А кто может быть могущественней Дарта Вейдера?
Без малого 25 лет весь мир с нетерпением ждал Объяснения Легенде. С момента, когда выяснилось, что Вейдер - отец Люка, то есть что Энакин Скайуокер и Дарт Вейдер - один и тот же человек или, скорее, одно тело для них обоих, то есть с момента финальных сцен «Эпизода V», прошла ровно четверть века. Пожалуй, вопрос «Как Энакин Скайуокер стал Дартом Вейдером?» можно признать главным вопросом в истории кино. И неимоверному ажиотажу вокруг ответа на этот вопрос мы сами были свидетелями. Предвкушение удалось на славу. Фанаты по капле выуживали информацию со съемок, засматривали до дыр рекламные трейлеры. Смотрели и понимали, что последний эпизод будет действительно мрачным и самым мощным по эмоциональному накалу. А это искупит все недостатки первых двух приквелов, если они для кого-то вообще были. А Энакин вновь облачится в черные латы и заветный блестящий шлем. Все с нетерпением ждали превращения, возвращения любимого героя.
Если первый час фильма пронизан открытым саспенсом неизбежности перехода на Темную Сторону, то на втором происходит сюрприз, который на поверку оказывается закономерностью. Оказалось, что следить за грехопадением не очень-то забавно. Оказалось, что следить за превращением доброго человека в злого занятие не из веселых. Зло временами очаровательно, но это, в первую очередь, все-таки вред другим людям. Оказывается, что несколько сложно идентифицировать себя с героем, который предает своих лучших друзей и убивает ни в чем неповинных людей, вплоть до детей. Энакин, наш любимый герой, делает то, за что мы его возненавидим. То, в чем поучаствовать вместе с ним, помочь ему мы не хотим. С первого раза фильм очень тяжело воспринимается и не ожидающий подобной эмоциональной тяжеловесности неподготовленный зритель не захочет пережить это снова. Я сам смотрел «Эпизод III» второй раз лишь недели через две после премьеры, но в итоге сходил на фильм 6 раз.
Зрители знали, чем закончится фильм. Но на сеансе вдруг поняли, что не могут радоваться ожидаемому финалу. Они хотели увидеть Вейдера, но не желают подобной судьбы Энакину. Но Лукас примиряет нас с нашей горечью. Так как выстроил он все просто гениально. Он запрограммировал своих зрителей на десятилетия вперед. Он самостоятельно выдумал целую Вселенную. Заставил нас в неё поверить. Сам придумал для неё все правила. И сам же слишком свободно обращался (по мнению некоторых фанатов) с собственной мифологией в первых двух приквелах. А по поводу прощального эпизода разводил руками: «Что я могу поделать? Такова история. Это трагедия». Ну, раз уж сам Творец стал заложником своего собственного творения, что говорить о нас? Мы-то и подавно.
Понимаете, что произошло? Лукас показал рецепт, как привести простодушных зрителей современных мультиплексов на трагедию, на фильм о Смерти. Духовной. На фильм о том, о чем зрители, по мнению нашей многочисленной снобской критики, смотреть принципиально не пойдут никогда.
И здесь со мной не согласится то большинство наших критиков, которым «3В» не нравятся патологически, которые думают, что знают больше зрителей об актерской игре и психологизме. Но, во-первых, многие с ними будут не согласны. А во-вторых, причем здесь психологизм? Мы ведь говорим о мифологическом кино. Но главное: пусть они назовут из числа фильмов, заработавших в мировом прокате более 800 млн. $, картину о смерти. Картину, на которой мифическому «массовому зрителю» было неуютно, неприятно и даже стыдно. Не просто печально или грустно, а именно больно за героя, поступающего неправильно. Не только больно, но и чтобы он пришел на этот фильм добровольно. Да настолько добровольно, чтобы выхваченный из толпы зритель в разговоре признался, что просто мечтал увидеть показанное в фильме если не десятилетия (если этому человеку лет за сорок), то, по меньшей мере, последние лет 6 (это если он помоложе). Похоже, среди фильмов, имевших у зрителей хотя бы немного сопоставимый кассовый успех, с «Местью Ситхов» можно сравнить только одну картину.
Видимо, только в России не будет банальностью мысль о том, что для Энакина «Эпизод III» - его крестный путь. По части вызываемой в зрителях реакции на происходящее на экране «Месть Ситхов» сопоставима именно что со «Страстями Христовыми». У Гибсона показанная на киноэкране без каких-либо абстракций кровь, изливаемая за нас Сыном Божьим «во оставление грехов», позволяет ощутить зрителю Его физические страдания как свои собственные. А Избранный «Звездных Войн», Великан, Идущий по Небесам, принимает на себя «весь грех мира» в буквальном смысле. Он совершает все мыслимые прегрешения, проходя все круги Ада. Нам дают понять, что огромный страх и непередаваемую боль за невосполнимую потерю матери и возлюбленной, чудовищный стыд из-за своего предательства против Оби-Вана и остальных джедаев он оставляет нам, переходя на Темную Сторону. Энакин теряет себя, передавая себя нам, взамен обретая лишь безжалостность и жестокость Вейдера, становясь им. То есть если в «Страстях» мы переживаем страдания Христа вместе с Ним, то в случае Энакина страдаем как бы вместо него.
Большинство публики фильм приняло, но были и те, которых «Эпизод III» оставил в недоумении.
Самые простодушные зрители у нас, в России. Вкупе с тем фактом, что в силу исторических закономерностей у нас мало знакомы с общей мифологией «3В», это обстоятельство привело к тому, что даже при поддержке мощной рекламной компании картина не взяла у нас и 10 млн. $. Зато на Америку грех жаловаться. Больше остальных разбираясь в мироустройотве «ЗВ» и наиболее тонко понимая образ Вейдера, американские зрители за считанные дни вознесли «Месть Ситхов» на седьмое место бокс-офиса за всю историю кинопроката. Ситхи отомстили очень кровожадно, обогнав всех «Властелинов Колец», всех «Гарри Поттеров», «Человека-паука 2» и «Страсти. Христовы».
Но некоторый кассовый недобор, как у нас, наблюдался и по остальному миру. В итоге «Эпизод III» не дотянулся до заветной девятисотмиллионвой планки, которую в свое время преодолел «Эпизод I». Получается, Лукас не сумел угодить абсолютно всем. 3начит, он в чем-то ошибся? Может, стоило сделать «Эпизод III» другим? Нет. Нельзя и представить лучшей интонации, с которой нам дали попрощаться со сказкой, начавшей нынешнюю Эпоху Истории Кино.