О попытке исправить положение Калининградской области

Mar 07, 2020 20:00



Первая часть: О проблемах Калининградской области: как прошляпили эксклавное положение
Вторая часть: О проблемах Калининградской области: ловушка импортозамещения
Третья часть: О стратегии «иждивенца» для Калининградской области

С назначением в сентябре 2005 года Георгия Бооса на должность губернатора Калининградской области вектор региональной экономической стратегии изменился в сторону российских интересов, но культурная политика германизации региона не претерпела существенных изменений. Босс сразу после своего назначения заявил о необходимости разработки новой стратегии развития региона, к разработке которой его команда приступила в 2005 году. Результатом этой работы стало появление в 2006 году 25-летнего плана развития региона и утверждение новой редакции закона об ОЭЗ в Калининградской области (№16-ФЗ от 10.01.2006г.), который отменял статус свободной экономической зоны региона, как территории, и ограничивал её действие лишь в виде специального режима. Также этим законом был продекларирован постепенный отказ от режима таможенных льгот к 2016 году и делался упор на привлечение инвестиций.

Эти действия нового губернатора перечёркивали все достижения команд Маточкина и Егорова, вели к ограничению региональных свобод и возврату Калининградской области в правовое поле РФ. Взамен выпадающих доходов «паразитирующей» на льготах региональной экономики Правительство Георгия Бооса стремилось привлечь в регион значительные федеральные средства на реализацию различных программ по строительству дорог, модернизации здравоохранения, образования и т.д. При этом Боос не отказался от идеи привлечения в регион значительных иностранных инвестиций и надеялся использовать их механизм в интересах регионального развития, которое планировал сделать опережающим по отношению к странам балтийского региона. Эти надежды и амбициозные планы стали «упираться» в малые масштабы региона и его отставание от соседей в развитии инфраструктуры, крупные иностранные инвесторы отказывались приходить в регион, мотивируя свои действия неопределённостью действия положений Закона об ОЭЗ и отсутствием необходимых энергетических мощностей.

За масштабными планами по развитию региона губернатор не увидел необходимости восстановления в регионе рыбопромышленного и судостроительного комплекса, базирорвавшегося на географических преимуществах Калининградской области, а сосредоточил своё внимание на развитии тех отраслей экономики, в которых он сам, по его признанию, разбирался.

При подготовке новой стратегии и новой Федеральной целевой программы развития региона Босс не стал учитывать имеющуюся в регионе базу для развития, сложившуюся в результате многолетней работы советской экономики. Многие пункты федеральной программы были набраны случайным образом, к примеру, в регионе было начато строительство дорогостоящей автодороги вдоль морского побережья "Приморское кольцо", которая осталась незавершенна до сих пор, при этом главная автомобильная трасса А-229 Калининград-граница с Литвой, связывающая Калининградскую область с Россией, не имеет обходов нескольких посёлков, а также городов Черняховск и Нестеров. Отказавшись от мероприятий по возрождению судостроения, Боос приложил много усилий, чтобы разместить на территории региона одну из игорных зон, несущую с собой целый ряд негативных последствий для населения региона, о чём неоднократно заявляла общественность.

К существенному снижению поддержки населением Георгия Бооса привели его действия по модернизации сфер здравоохранения и образования. За стремлением к федеральным средствам, выделяемым регионам-лидерам программ модернизации этих сфер, губернатор не заметил особенностей Калининградской области, повёл политику сокращения школ (более 73 школ было закрыто) и медицинских учреждений в восточной части региона, чем лишил её жителей доступа к качественным медицинским и образовательным услугам, способствовал обезлюдению посёлков, росту безработицы на селе.

Все эти недостатки планирования и анализа при подготовке стратегических документов привели к тому, что когда в 2007 году начался кризис экономики на Западе, экономические параметры, заложенные в региональные планы, оказались недостижимы. Региону требовался иной подход, основанный на опоре на отечественное производство, чего стратегия не предусматривала. К 2010 году она полностью себя исчерпала и не оправдала даже пессимистичный сценарий, а губернатор не нашел ничего лучше, как в поисках выпадающих доходов регионального бюджета перейти к повышению налогов для физических лиц.

Этими ошибками Бооса воспользовалась либеральная оппозиция, которая в 2006-2008 годах была дезориентирована и пыталась выстроить отношения с губернатором. Пока приток федеральных средств по федеральной программе способствовал оживлению региональной экономики и росту на рынке жилья, у оппозиции не было аргументов для подъема антироссийских настроений у населения. Когда же стратегия развития региона стала давать сбои из-за спада доходов регионального бюджета, а губернатор решил искать резервы в кармане налогоплательщика, оппозиция решила взять реванш. С декабря 2009 года по март 2010 года в регионе прошло три массовых митинга протеста, которые привлекли внимание федерального центра. Митинги готовились открыто с осени 2009 года, но ни УФСБ, ни УМВД не предприняли действий по предотвращению протестных действий.

В итоге в 2009-2010гг. в регионе прошло несколько митингов против нового налога. Среди требований резолюции самого массового митинга (10 тыс.чел.) от 30.01.2010г., помимо отставки Г.В.Бооса, содержались экономические и политические требования возврата к идеям СЭЗ «Янтарь»:
1. Возвратить льготы ОЭЗ жителям Калининградской области.
2. Обеспечить льготный порядок получения жителями Калининградской области многократных шенгенских виз и компенсировать стоимость страховых полисов для выезжающих за границу.
3. Ввести анклавный коэффициент по примеру северных и дальневосточных надбавок и увеличить базовую части трудовой пенсии лицам, проживающим в области.
4. Вернуть право граждан выбирать главу региона.

После митингов Георгий Боос отказался от повышения налогов, создал общественный координационный совет, в который пригласил лидеров местной оппозиции, что позволило им считать своей победой отмену транспортного налога, а также последующее прекращение полномочий Г.В. Бооса.

В августе 2010 года партия "Единая Россия" внесла на рассмотрение главы государства кандидатуры на должность губернатора Калининградской три кандидатуры: депутата Госдумы, бывшего мэра Калининграда Юрия Савенко, главу Гусевского муниципального района, главу регионального отделения партии "Единая Россия" Николая Цуканова и главу Калининграда Александра Ярошука. Президент Д.А.Медведев выбрал Н.Н. Цуканова.

Эта часть неоконченная. Не смог её отшлифовать и дополнить.
Не написал о пренебрежении Бооса к местным элитам, вылившееся к пренебрежению жителей.
Не написал о том, как он призвал "варягов", которпые не знали специфику региона, но не стал искать здоровые кадры на месте.
Не написал о том, что он в принципе не опирался на русский народ и русскую культуру.
Не написал о том, что он навёл в бюджете финансовую дисциплину, но не устранил коррупцию.
Не написал о синагоге, мечети и отношениях с патриархом.
Не написал о том, что имея федеральную проходимость, он не занимался решением проблемы калининградского транзита.

Может быть когда-нибудь допишу на досуге.

эксклав, Г.В.Боос, СЭЗ "Янтарь", Георгий Боос, Калининградская область, льготы, либералы, вредители, стратегия Калининградской области

Previous post Next post
Up