О стратегии «иждивенца» для Калининградской области

Apr 20, 2017 19:47



Продолжаю свои записки о социально-экономическом положении Калининградской области. После того, как самый западный регион России в 90-х годах оказался на эксклавном положении, усилиями либеральной команды Юрия Маточкина его экономика была поставлена в зависимость от режима свободной экономической зоны. Так начался период паразитирования на льготах. Эта записка повествует о том, почему не удалось ничего изменить в конце ХХ века.

Патриот без команды

Период нахождения у руля власти Калининградской области Леонида Петровича Горбенко (1996-2000гг.) можно охарактеризовать отходом от ультралиберальной политики предыдущей команды и попытками модернизации действующего закона об ОЭЗ в Калининградской области в интересах российских предприятий. Уже в 1996 году Администрация области обратилась в Правительство РФ с просьбой ввести ограничения в виде квот на ввоз товаров без уплаты таможенных пошлин на территорию региона. Лишь спустя два года, 5 марта 1998 года, наконец, вышло Постановление Правительства РФ, которое вводило квотирование 35 видов товаров. В ответ на эти протекционистские меры один из представителей влиятельного регионального бизнес-сообщества, «выросшего на льготах», генеральный директор целлюлозно-бумажного комбината ЗАО «Цепрусс» и председатель Калининградского союза промышленников и предпринимателей Б.А. Овчинников выступил по телевидению с угрозой в адрес руководства России о проведении референдума.

Таким образом, «статус иждивенца», который был сформирован для региона командой Маточкина, стал приносить свои негативные плоды уже через пять лет, за которые в регионе сформировалась целая группа крупных предпринимателей, наживающихся на льготах, ничего не производя (тот же Овчинников успешно развалил ЗАО «Цепрусс»)

Но многие мины замедленного действия, заложенные под российский статус региона предыдущей командой, удалось нейтрализовать. Так, при Л.П.Горбенко Калининградская областная Дума отклонила местный закон "О земле", предусматривавший покупку земли иностранцами, а сам губернатор резко выступал против любых проявлений сепаратизма и подверг критике идею экс-председателя Совета Федерации России Владимира Шумейко и ряда местных политиков о предоставлении Калининградской области статуса автономного образования. Губернатор пресек попытки спикера областной думы В. Устюгова установить прямые контакты с ПАСЕ и запретил чиновникам областной администрации участвовать в международных конференциях, которые то и дело собирались в Литве, Польше и других странах для обсуждения «калининградской проблемы».

Между тем, несмотря на пророссийскую ориентацию, у руководства области отсутствовала внятная стратегия развития региона, как неотъемлемой части России, Л.П.Горбенко и его команда не стали добиваться отмены закона об ОЭЗ, а старались в его условиях сохранить действующие предприятия в различных отраслях экономики. В результате его деятельность носила бессистемный характер, что позволяло сторонникам особого статуса региона накапливать финансовые ресурсы и готовится к губернаторским выборам 2000 года.

Команда Л.П.Горбенко не была однородной, и её действия нельзя назвать последовательными во всех сферах социально-экономической жизни региона. В качестве негативного примера можно привести заключенный Администрацией Горбенко в 1997 году договор с «Дрезднер банком» на модернизацию калининградской птицефабрики Балтптицепром, которым были созданы условия для последующего банкротства и приватизации птицефабрики. А сам регион долгое время не мог избавиться от требований банка о возврате кредита. Это была ловушка для Горбенко, поскольку историю с этим кредитом его противники активно использовали в СМИ для его дискредитации.

Горбенко не сделал выводов из своей победы на выборах 1996 года, когда население области ожидало от него возрождения рыбной отрасли региона, и вместо разработки программы развития отрасли и её утверждения на уровне Правительства РФ ограничивался лишь борьбой за кадровые назначения в Госкомрыболовстве.

Также Губернатор не смог предотвратить согласование договора о границе с Литвой Калининградской областной Думой и его подписание Президентом, в результате чего руководством области было упущено время для проработки вопроса об организации транспортного коридора в Калининград.

Горбенко испортил отношения с коммунистами, уволив своего первого вице-губернатора, бывшего первого секретаря обкома КПСС Ю.Н.Семенова, благодаря поддержке которого он получил дополнительные голоса на выборах 1996 года, и не смог увидеть подготовки своих противников к выдвижению «патриотического» кандидата.

Реванш либералов

Растеряв союзников, и утратив кредит доверия населения, уставшего от ожидания существенных улучшений региональной экономики, Л.П. Горбенко в 2000 году проигрывает выборы адмиралу В.Г. Егорову, выдвинутому либеральной оппозицией в сотрудничестве с «обиженными» коммунистами через общественное объединение «Созидание», в которое входили экс-губернатор Маточкин, спикер областной Думы Устюгов, полпред президента Орлов, мэр Калининграда Савенко, лидер местного объединения промышленников и предпринимателей Овчинников, главы крупнейших производственных объединений Каджоян («Лукойл-Калининградморнефть»), Атаманов («Реффлот»), командующий пограничными войсками генерал Павленко, главный редактор «Калининградской правды» Хмурчик, лидер региональных организаций КПРФ и НПСР Семенов, председатель ассоциации капитанов Чагин, глава ассоциации международных автоперевозок Кудряшов, директор областного драматического театра народный артист России Николай Петеров и другие.

Противникам Горбенко удалось заручиться поддержкой Президента РФ В.В. Путина, который в ходе своего визита в 2000 году на парад по случаю дня ВМФ в Балтийске косвенно поддержал тогдашнего командующего Балтийским флотом Владимира Егорова в губернаторской гонке. В результате к власти в регионе вернулись силы, ставившие перед собой задачу отторжения Калининградской области от России.

Сам В.Г. Егоров, пришедший к власти под лозунгом «Честь имею!», предполагавшим верность России, не мог не нести ответственность за разгром Военно-Морских Сил страны в 90-е годы. В то время, как адмиралы Касатонов и Балтин, не страшась опалы, сохранили для России Черноморский флот, Егоров слепо выполнял преступные приказы Ельцина, и на Балтике почти не осталось подводных лодок, резко сократилось количество надводных кораблей, Балтийский флот лишился баз в Прибалтике. Ведущие роли в его администрации сразу заняли люди из команды Маточкина.

В печати периодически появлялись версии причастности В.Г. Егорова к продаже ракетных катеров Литве при выходе БФ из Прибалтики и получения им вознаграждения за эту услугу, что привело к его зависимости от кругов, обладающих данной информацией в Литве.

В.Г.Егоров оказался человеком, неспособным к государственному управлению, вместо него вопросы управления регионом решали вице-премьеры В.В.Пирогов и М.А.Цикель, которые успевали, используя административный ресурс, производить захваты государственных предприятий. К примеру, в 2002 году в области разразился скандал из-за действий В.В.Пирогова по изъятию птицефабрики Балтптицепром из государственной собственности.

При этом команда Егорова старалась закрепить статус-кво Калининградской области, паразитирующей на льготах, так 15 июля 2003 года Администрация Калининградской области своим Постановлением N392 утвердила Стратегию социально-экономического развития Калининградской области, как региона сотрудничества на период до 2010 года, которая стала продолжением политики, направленной на изоляцию области от России. Один из разработчиков этой стратегии, бывший глава информационно-аналитического управления администрации области, и один из самых близких соратников Ю.Маточкина С.И. Гинзбург, в середине 2002 года был удостоен высшей награды Литовской Республики - ордена Гедиминаса за заслуги в деле подготовки и согласования договора о границе с Литвой. В 2004 году в регионе появилась листовка «Еврейское Правительство Калининградской области», в которой были процитированы слова С.И.Гинзбурга на международном конгрессе еврейских общин: «Мы уже создали в Калининградской области условия, при которых гои будут вынуждены искать средства к существованию в других регионах России. Освобождая территорию для наших соплеменников».

Стратегия предусматривала, несмотря на расширение НАТО и ЕС на восток, расширение международного сотрудничества региона во всех сферах - экономической, социальной, экологической, возможное подписание специального Соглашения между РФ и ЕС, определяющего Калининградскую область как регион сотрудничества, экономическую интеграцию со странами Прибалтики, упрощенный порядок выдачи виз для иностранцев, посещающих Калининградскую область, а также разрешений на работу, объединение квот вылова и зон морского промысла сопредельных с областью стран, вступающих в ЕС, предоставление возможности доступа Калининградской области в программы ЕС и "Северного измерения" и т.д.

В результате принятия данной стратегии и основанной на ней Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года регион не смог получить всех выгод от федерального финансирования, ряд пунктов программы предусматривал финансирование проектов частных компаний, а значительный перечень мероприятий программы вообще не был выполнен (берегоукрепление Балтийского моря, развитие аэропорта Храброво, в том числе реконструкция ВПП и т.д.)

Одновременно с разработкой ориентированной на Запад стратегии развития Калининградской области, руководство региона взяло курс на подготовку к празднованию 750-летия нашествия Тевтонского ордена на земли пруссов и даты основания ими Королевского замка. Сначала кампания за юбилей началась в региональной прессе, а затем глава правительства России М.М. Касьянов заявил о юбилее, что «Это крупное событие мирового значения, и Россия должна его достойно отметить».

Основными планами идеологов данного антирусского юбилея были восстановление Королевского замка в Калининграде, восстановление исторической немецкой застройки центра города, а также переименование Калининграда в Кенигсберг. В 2003 году в регионе был инициирован опрос населения на тему переименования Калининграда в Кенигсберг ввиду предстоящего юбилея, но благодаря реакции российских политиков и позиции федерального центра формулировки названия и наполнение юбилейных мероприятий были существенно скорректированы в сторону интересов России. Тем не менее юбилей и вызванная им волна общественного интереса к германской истории края способствовали росту процессов германизации региона. Помимо юбилея Калининграда в регионе были проведены юбилейные мероприятия в других городах, основанных рыцарями Тевтонского ордена. Самое активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий принимало Министерство культуры Калининградской области.

Действия Администрации В.Г.Егорова в экономике способствовали дальнейшему усилению доли иностранного капитала в регионе. Так, на начало 2002 года в Калининградской области было зарегистрировано свыше тысячи коммерческих организаций с участием иностранного капитала из 45 стран. На первом месте по количеству предприятий - Польша (451 предприятие). На первом месте по размеру инвестиций - Германия (129,4 млн.руб). Граждане Германии занимались активной скупкой земли в сельской местности, а в регионе стали появляться целые поселки с немецким населением.

Вторая либеральная стратегия быстро потерпела фиаско, как и первая в виде режима СЭЗ "Янтарь": несмотря на экономический рост в целом по стране, Калининградская область в результате реализуемой Администрацией стратегии к 2005 году по экономическому развитию была лишь на 38 месте в Российской Федерации, на предпоследнем 9-ом - в Северо-Западном федеральном округе, Администрацию области постоянно сотрясали коррупционные скандалы, авторитет региональной власти у населения заметно снизился, и 28 сентября 2005 года В.Г. Егоров досрочно сложил полномочия губернатора Калининградской области.

Руководству страны надоело ждать, когда региональная элита родит способного лидера, и после бессистемного Горбенко и ведомого Егорова администрация Президента направила в кресло губернатора Калининградской области Георгия Бооса. Об этом речь пойдёт в следующей заметке.

Заглавное фото отсюда

Продолжение:
О попытке исправить положение Калининградской области

Ю.С. Маточкин, эксклав, С.И. Гинзбург, СЭЗ "Янтарь", Калининградская область, Л.П. Горбенко, льготы, Леонид Горбенко, либералы, стратегия Калининградской области, вредители

Previous post Next post
Up