С Новым Годом: Фотомиры: другая реальность. Часть 5, промежуточная. "Итоги года."

Dec 29, 2010 02:39

Мимоходом подняв вопрос о существовании динамики в фотографии, РадиоСова спровоцировала меня на достаточно длинную писанину.
Плотину прорвало : ))

На самом деле - конец года как-то органично совпал с окончанием у меня определенного этапа в фотоделе.
Я определился с тем, что могу, с тем, что еще нужно изучить, и с тем, что не интересно и изучать не буду.
И даже разгреб и распечатал те фотоснимки, которые имели право быть напечатанными.
Но главное, печатая, то есть доводя работу до конца, и глядя на оттиски - я получил уверенность в достигнутом.
Вот меня и прорвало : )))

Надо как-то вербализировать этот этап - раз уж я его закончил и перехожу к следующим, более глубоким и интересным шагам.
---

Два с хвостиком года назад я озеркалился. К той весне покончил разбиратся с фотоаппаратом - и перешел к фотографии в смысле "композиции" и всего прочего.
К настоящему моменту оброс фототехникой и аксессуарами и в основном выбросил все варианты технических параметров из головы: теперь работаю с тем, что у меня есть.

Кстати, часто спрашивают: собираюсь ли переходить на более дорогую технику.
Нет, не собираюсь.
В определенных жанрах, в отдельных моментах она, безусловно, поднимет качество и облегчит работу даже мне.
Но не настолько, чтобы начинать все с начала, и не настолько, сколько она стоит: все-равно требуемого мне повышения качества - приходится добиваться совсем другими методами.
Незначительное его повышение и некоторые удобства - ничего принципиально не изменят. А с любимым инструментом, по моему мнению, нужно "срастаться". Тогда можно будет делать то, на что не способны и самые совершенные технические приспособления.

Но - к итогам.
По дороге я как-то добивался каких-то определенных успехов в жанрах - и временно оставлял их покое, переходя к не освоенным направлениям.
Например, в макро - я получил отчетливые, качественные снимки. Но получить еще и красивые снимки - долгое дело, и придется работать над каждым индивидуально: и год назад я отложил макрообъектив в сторону. До срока.
---

Этой весной я сдал себе очень серьезный зачет : ))
Условия ставилась просто: я езжу куда-то, в отпуск, фотографирую там - но в результате не получается повесить на стену ни одного большого и красивого снимока из оного отпуска.
Была задача: привезти один снимок на память об отпуске и повесить на стену. Большой. Качественный. Красивый.
Лучше - если два. Идеально - если целых три.

Честно говоря, если бы я знал заранее, насколько не пропало даром то время, пока я изучал-экспериментировал-отрабатывал фотогрфирование - я бы делал снимки смелее и разнообразнее.
А будучи не уверен в своих силах - я снимал одни и те же места.
Зато снимков этих мест у меня... Не могу выберать, какой на стену вешать : ))))))
Зачет.

Сдав этот зачет, пережив Жаркое Лето 2010, я принялся подгонять хвосты.
Например, я не отснял толком людей, с которыми общался в отпуске.
Ступор, возникающий в тот момент, когда ты с камерой в руках смотришь на человека, а он с ожиданием смотрит у тебя - проявляется у всех по разным причинам.
Осенью мне удалось выработать систему, справляющуюся с моими личными проблемами, и превращающую такую съемку в интересное времяпрепровождение, за что, кстати, спасибо моим знакомым девушкам.
Им это отдалось фотосниками, мне - "нащупанной волной" съемки и настроенными для моего способа режимами фотоаппарата.
И отдельное спасибо Ирине, которая не только позволяла себя мучить разными экспериментами, но и вытаскивала меня на решение всяких посторонних сложных фотозадач.
Кстати, снимков у нее меньше всего - все ушло на эксперименты. Но зато получившиеся - самые необычные : )))

В целом, с лета по осень, я проторил узенькую тропинку "к результату". Начиная от момента "я смотрю на что-то и держу в руках фотоаппарат" и до "твердая копия".
То есть, я имею в виду, что "я смотрю и хочу получить не просто фотофакт, а именно вот такой-то снимок, и уверен, что он скорее всего получится".
Но конечно, это касалось только самых простых, "обычных" съемок.
Впереди лежит необъятное поле, в котором я, так сказать, хочу делать не просто фотографию в привычном понимании этого слова, а что-то посложнее.
Да и протоптанная тропинка была очень и очень узкой: такой-то размер, формат, яркость, тип печати. Шаг в сторону - неизвестность.
Фотографии - получаются, а фотоснимки, как некая готовая, скажем так - законченная вещь - нет.
Сейчас, к концу года, я эту тропинку достаточно хорошо протоптал, и расширяю в разные стороны.
Я имею в виду, что научился видеть, какие снимки должны быть глянцевыми, а какие - матовыми, что играет роль не только - темный снимок или светлый, а насколько он   светлый, насколько темный...
Тем более, что все-таки связь между монитором и твердым оттиском во многом чисто умозрительная. Светящиеся пикселы мониторов не могут показать, как будет выглядеть оттиск, когда его краски будут поглощать и отражать свет.

Но к концу года, распечатав все, что было достойным печати (нетронутыми остались только залежи с Корфу), я почувствовал, что уверено преодолен какой-то этап.
И возникло желание излить все это на клавиатуру - чтобы освободить мозг для дальнейшей работы.
Тем более, что после того, как в первых частях я озвучил то, что недавно стало для меня очевидным - стало возможным перейти к рассуждениям "на тему".
Попробовать сформулировать то, что касается уже не техники фотосъемки. Ох, сколько пришлось посвятить ей времени... Но оно того стоило. Без техники исполнения - врят ли стоит вообще на что-то замахиваться.
Но теперь уже пробую вербализировать то, что касается не способов передачи, а самого изображения.

Технические способы как-то покорились мне. В конце концов, это голое изучение, понимание и натаскивание. Того, чего я не умею, бесспорно, очень много. Но зато это касается только "применимой к случаю техники".
То есть, я могу сформулировать вопросы, могу найти на них ответы, изучить какое-то количество информации по неизвестной теме, и достаточно легко смогу делать что-то подобное.
Не хай-класс, конечно же, но вполне приемлемое, что и было несколько раз проверено мною и другими "оценщиками" этой осенью.
---

Немного о людях "с этой" стороны камеры.

Пленочная фотография требует фанатиков - настолько много в ней механических действий, которые нужно аккуратно выполнять.
Причем нужны именно фанатики процесса, а не собственно фотографии. Те, кто находят удовольствие всамом "мокром процессе".
Меня же всегда интересовал конечный результат: печатный фотоснимок.

Многое, практически все, от момента "я стою здесь и вижу это" до момента "оно отпечатано и висит на стене" - это чисто "механический процесс".
И глупо искать "творчество" в выполнении чисто механический действий: измерении величин и выставлении их на фотоаппарате, использовании "ручного труда" вместо технических приспособлений и т.д.
Все это - сражения с несовершенной техникой, а не "творчество".
И лично мне выполение этих "механических действий" не кажется чем-то достойным обычной профессии.
Даже если он тесно связан с химией и его приходится делать "вслепую".

А вот когда я наконец озеркалился...
Когда приобрел цифровую камеру, с которой наконец-то можно печатать и А4, и больше...
Тут я занялся фотографией всерьез.
Для начала - изучил инструкцию. Внимательно.
Ни один пункт меню, ни одна кнопка - не должны быть для меня загадкой в духе "делает чего-то там, что я не помню".
Менять камеру я не собираюсь еще долго - она отвечает всем моим требованиям, а новые модели не слишком расширят горизонты.

Ееееее....
Сколько же тама, в фотоаппарате - всего...
И сколько все это необходимо - но только если собрать все жанры и профессии вместе.
А для каждой отдельной профессии - требуется очень простенький фотоаппарат с простыми функциями.
Почему многие и продолжают успешно пользоватся "стартовыми зеркалками": качество - то же, а удобные технические примочки заменяются умелыми руками.

Позже я понял, почему в наше время - как-то не нашлось рядом со мной человека, который бы уверенной рукой помог мне прорватся через лабиринт функций цифровой фототехники.
Такие люди - пока еще редкость.
Даже фотографы хорошие - редкость, а уж освоившие цифровую технику и умеющие раскрыть ее потенциал и новые возможности - таких вообще единицы.

Впрочем, общаясь в альбоме "фотокритика", я вижу, как их становится все больше и больше.
И в интернете их мало заметно - они предпочитают твердые копии своих снимков, а не малюсенький размер интернет - фотографий, с чем справится практически любой фотоаппарат, даже встроенный в мобилу.

В отличие от пленочной тенологии, цЫфра позволила сильно упростить все необходимые "технические" задачи. Они теперь идут как-бы "отдельно".
Фотография теперь работает "по другому процессу". Например, от печатающей фотолаборатории требуется точное соблюдение технологических процессов и параметров, повторение один-в-один - тогда становится возможным производить тонкие-тонкие вмешательства в снимок на компьютере, и добиваться совершенно того, что ты хочешь.

А вот людей, фотографов, работающих по этим процессам - прискорбно мало.
Мне в свое время нужен был бы кто-то, кто провел бы меня "за руку" по всему лабиринту цифровых тропинок и указал основные вехи. Что основное, определяющее, а что - нет, на что обращать пристальное внимание, а что оставить на потом, а что и вовсе проигнорировать. Так как цифровая эра предоставляет лабиринт возможностей для самых равных направлений, и не все возможноси нужны "разом".

Сколько же времени было потрачено впустую...
И это вовсе не "полезный опыт", это именно "зря".
Например, формат РАВ не только покрывает жипег полностью, но и делает бесполезным освоение многих функций над жипегом.
В раве это делается проще, лучше, быстрее, а главное - по иному принципу.

Как ни странно, по художественной части как раз нашлось достаточно много хороших специалистов. Например, вся сложившаяся мировая школа фотографов, среди которых многие пишут хорошие книги по "художественной составляющей" фотографии.
И конечно, Катерина, которая промучалась вместе со мной все эти два года, активно стараясь разобраться вместе со мной в каждом этапе.

Но вот способных ответить на вопросы из области "что делать со всеми этими кнопочками и параметрами цЫфры" - по моему, таких специалистов сейчас сейчас единицы.
Что-то там теплится такое в области ретуши портретов, но настолько слабо и не полно... И это такая малая часть всей фотографии... (и главное, настолько не интересная лично мне : )))

И сколько еще пройдет лет, прежде чем появятся те, кто сумеет хорошо и полноценно написать о всей цифровой фототехнике и ее новых возможностях...

Те, кто меня читает - часто предлагают заняться написанием этих книг мне самому.
Нееееееее...
Я пишу - для вас вот, тех, кто читает : ))
И для себя: как часть процесса обучения.
Мне гораздо-гораздо интереснее сама фотография, те возможности, которые распахнула ее цифронизация.
Да и разве можно сравнить скучное описывание берега океана, на который так или иначе когда придет толпа писателей, с тем, что можно нырнуть в самые-самые неисследованные глубины - и посмотреть, а ЧТО там...
По моему, при наступлении цифровой эры, развитие которой и не думает замедляться - мы все снова оказались в положении пионеров, делающих первые шаги и нащупывающих первые тропинки.

Так что, сдвинем кюветы с проявителем, и закусим хрустящими пикселями матриц: с Новым Годом!

фототекстовочки, Текста, Цикл статей Фотомиры_другая_реальность.

Previous post Next post
Up