“И ветер поет, рычит, летит, и море улыбается, и пила визжит, но хоть такой перевод на человеческий язык физических явлений и рисует живых существ, ни ветру, ни морю, ни пиле жизни от этого не прибавится”.
С.Снегов, "Экспедиция в Иномир".
-----------------------------------
Мы стремимся "одушевить", придать жизнь и движение неподвижным предметам, даже вплоть до тех, которые изготовили своими руками и про которые точно знаем, что они неподвижны и неживы. Задумавшись, можно понять, что этим одушевлением мы активно занимаемся с самого детства: ведь чего только не "оживало" в темноте спальни перед детскими глазами.
А если "оно" было полностью неподвижно, то "оно" наделялось еще и сознанием и определенными намереньями: "Затаилось и готовится прыгнуть!".
Неподвижность рассматриваемого мира никогда не являлась для нас достаточным основанием считать его "неподвижным и неживым". В конце концов, даже в неподвижном лесу в траве копошатся букашки, растут грибы, прыгают по веткам белки: то, что существа не видны нам в данную секунду, а ветки замерли и не шелохнутся - не делает лес безжизненным.
За редкими исключениями вроде "мертвой пустыни", которая и на рисунке, и в реальности - выглядит неменяющейся. Хотя даже легкий ветерок в пустыне переносит песчинки и за сутки может переместить огромный бархан в совершенно другое место.
Значит, наличие или отсутствие движения на видимой нам картинке очень слабо определяется неподвижностью самой этой картинки. Очевидно, опять, как и в случае с объемом - работают совершенно другие факторы.
Раздумывая, какими словами выразить то, о чем хочется сказать, я придумал любопытный эксперимент. Допустим, мы находимся на улице с движущимися людьми, обычными пешеходами. Суть эксперимента в том, чтобы закрыв глаза, на мгновенье открывать их и снова закрывать. А потом рассматривать "схваченную" взглядом картинку, хотя бы тех людей, которые попали в поле зрения и фокус взгляда.
Любопытность этого простого эксперимента состоит в том, что "выхваченные из жизни" случайные мгновенья будут очень различаться "жизненностью". В какие-то мгновенья, в каких-то позах - люди будут полны движения, а в следующий миг окажутся "застывшими".
Я для себя называю это "пластика движения". Причем она есть у любого живого существа.
Известна история, как в начале двадцатого века были приложены значительные усилия, чтобы с помощью недавно изобретенных фотоаппаратов сфотографировать скачущую лошадь в разных стадиях движения. И разгорелся жаркий спор между фотографами и художниками: одних обвиняли в том, что они рисуют скачущих лошадей в позах, которые никогда не бывают в реальности, а других - в отсутствии понимания смысла искусства и прочих высоких материй.
Кстати, создается впечатление, что с тех пор художники втихую подкорректировали каноны, по которым рисуют лошадей, но до сих пор не могут простить фотографии такое явное доказательство "неправдивости".
Но в тот момент фотографы с помощью "фотофактов" доказывали, что при любом аллюре положение задних ног лошади прямо зависит от передних и иным быть не может, а художники оперировали понятиями "при переводе взгляда от передних к задним ногам зритель попадает в разные моменты бега лошади и поэтому воспринимает ее в движении".
А может быть, надо было фотографировать лошадь не в "законченных" стадиях движения, но в случайных, промежуточных, а силы потратить на разбирательство, почему в одних стадиях она выглядит застывшей, "нарисованной", а в других - бегущей и полной жизни...
Но так получилось, что споры художников и фотографов прошли мимо этой темы.
В одном из самых динамичных жанров фотографии, фотосъемке спорта, известно два подхода. При одном - фотограф "ждет момента" и делает снимок, который может получиться либо крайне удачным, либо "никаким" - скучным и неинтересным.
При другом подходе фотограф снимает сериями, "пулеметит", а потом выбирает нужный кадр. Этот подход известен тем, что таким способом "шедевра" не получить никогда, но приемлемый, хороший кадр - получится практически всегда.
Ну, еще бы: время средней "осознанной" реакции человека порядка 1/5 секунды, плюс время на работу автоматики фотокамеры... А современные репортажные камеры снимают со скоростью порядка 10 кадров в секунду.
То есть, при серийной съемке на 1/10 секунды раньше или позже - но кадр будет сделан. И по идее, серийная съемка должна гарантированно давать именно шедевры.
Но пообщавшись с людьми, близкими к фотографии, выслушав их рассуждения, неопределенные разговоры и хождение вокруг да около, можно твердо убедиться: серийная съемка шедевров не дает - никогда.
И не дает кадров, "наполненных движением".
Технически - должна, а практически - не дает...
В принципе, существует много приемов и эффектов, позволяющих создать иллюзию движения: от давно известной, но крайне сложной "съемки с проводкой", до многочисленных эффектов "размытия в движении" и тому подобных, предоставляемых графическими редакторами.
Но все эти эффекты, уловки, "трюки" - позволяют восхищаться либо мастерством фотографа, сделавшего данный снимок, либо мастерством редактора, так удачно обработавшего фотографию. Неизменно в них одно: главным объектом является именно сама фотография с эффектом, именно она привлекает внимание, а не изображенный на ней мир.
---
Представим себе картину: старт забега на стометровку.
Судья размеренно командует: - На старт!
Бегуны выходят к стартовой черте и принимают позы для старта.
Судья: - Внимание!!
Бегуны принимают стартовые положения, и замирают, готовясь рвануться вперед.
Судья: - ...
Вот тут и остановимся, пока не будем стартовать, а рассмотрим миг, предшествующий команде "Марш" или выстрелу из стартового пистолета.
Так сказать, остановим это мгновенье. Как при фотосъемке.
В этот миг бегуны уже мысленно по другую сторону стартовой черты, сами они уже сорвались вперед, а тела должны только догнать их.
Чем их позы отличаются от той, которая была в момент сразу после команды "Внимание!!" - сказать трудно, но она уже вся полна движения. Это не состояние внимания и сосредоточенности, это уже начала рывка. Описать сложно, но визуально это видно и понятно любому человеку: вот он, момент рывка! Мигом раньше - рывка еще не было, мигом позже - уже будет движение, бег. А движение в принципе противопоказано фотографии и дает множество мелких "неправильностей" даже при очень короткой выдержке.
Но главное - это уже будет зафиксированный момент бега, а не остановившееся мгновенье, полное движенья.
Представим другую картину: "играющая" в охоту, самая обыкновенная кошка.
Вот она прячется от "добычи", глаза горят, топорщатся усы, вот она сосредоточенно топчется, занимая прочную позу, вот она готовится прыгнуть... И вот она уже почти прыгнула: в этот момент можно перестать с ней играть, и посмотреть, как по мере понимания, что прыгать ей не нужно - "напряжение действия" неуловимо уходит из ее позы. Вроде ничего не изменилось - но ясно, что она уже не прыгнет через считанные мгновенья, а просто "сидит".
Люди, внимательно наблюдающие за посторонними живыми объектами для совершения какого либо действия: снайперы, фотоохотники, спортсмены в единоборствах - говорят, что надо "чувствовать" того, за кем ты наблюдаешь. В фильме "Леон" снайпер советовал ученице, наблюдающей через прицел винтовки с красящими патронами за "жертвой", бегуном в окружении охранников: "Беги вместе с ним, дыши вместе с ним, почувствуй его, предчувствуй то, что он будет делать в следующий момент".
При фотосъемке спорта считается, что нужно заниматься этим спортом, или хотя бы попробовать, прочувствовать его: тогда будешь понимать, что к чему и сможешь не только заранее выбрать удачную позицию для съемки, но и попасть с нажатием на спуск в самый интересный момент.
И конечно, кроме "чувствования и слияния", фотографу нужно рассчитать массу параметров, взаиморасположение объектов в кадре, освещенность и так далее: выбрать и установить все параметры, наилучшим образом подходящие именно к тому кадру, который еще только будет сделан.
Но в обычной жизни такие моменты "застывшего движения" тоже бывают очень часто: поведение птиц состоят из резких движений, перемежающимися моментами полной неподвижности, животные реагируют на что-то, привлекшее их внимание мгновенным замиранием с оценкой ситуации. Даже человек, которого окликнули, обернувшись - продолжает "двигаться". Он еще не знает, кто его окликнул и зачем, предупредить об опасности или поздороваться, что предстоит сделать: нахмурится, улыбнуться, бежать, нападать, помочь... В этот первый миг, обернувшись, человек оценивает обстановку, и до момента осознания цели оклика как-бы реагирует на все эти возможные ситуации сразу, одновременно.
Именно в такие моменты и возникает активное движение одновременно с неподвижностью: когда герои одновременно и "естественно" замерли, не движутся - но одновременно и полны действия, так как не закончили его, а продолжают, или начинают новое.
Для фотографирующего остается немногое: выбрать тот миг, когда их "приостановленная" поза не просто полна действием и движением, но и наполнена смыслом, понятным зрителю, дать зрителю движения цель и пространство для совершения этого действия...
И тогда "неподвижная" картинка - оживет.