С монастырем св.Феодосия Киновиарха меня связывает личная, отчасти даже мучительная история. А все дело в том, что часы работы монастыря, хоть и вывешены у его ворот, но исключительно для проформы. Более пяти раз я приезжала сюда и каждый раз в лучшем случае натыкалась на просто закрытые ворота и гробовую тишину, а в худшем - на захлопывающую перед моим носом дверь монашку с просьбой приходить как-нибудь потом.
Каждый следующий "потом" был неудачным - монастырь был еще закрыт, монастырь был уже закрыт, праздник, пост, неприемный день, плохая погода и т.д. Гонки за ним продолжались, в основном, по пути следования либо в Вифлеем, либо в Мар Сабу, так что этот постоянно закрытый промежуточный пункт назначения не приносил мне большой печали, однако всегда был своеобразной красной тряпкой.
Некоторое время назад (все не было времени написать о нем раньше) мне таки удалось пробить эту неприступную стену и то, каким-то чудом - это был канун Рождества, естественно, монастырь был закрыт, все разъехались и приходите "потом". Но мой жалостливый вид смягчил сердце привратника, и меня пустили вовнутрь. К счастью, я была там единственным посетителем и других не предвиделось. Перед входом в главную церковь висела большая табличка "фотосъемка запрещена", но день явно задался и нам удалось договориться.
Как и многие отшельнические монастыри Иудейской пустыни, монастырь Феодосия Киновиарха подвергался неоднократному разрушению вначале во время мусульманского завоевания, а затем, в XVI веке был разрушен турками. Только в 1898 году Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией обители, которая затянулась аж до середины XX века. Сегодня это греко-ортодоксальный женский монастырь, находящийся в подчинении Иерусалимской патриархии.
Феодосий Великий, известный также как Феодосий Киновиарх, был первым монахом-отшельником Палестины, основавшим здесь монастырь общежительного типа - киновию. Феодосий родился в начале V века в Каппадокии и в середине того же века приехал на Святую Землю, где сотворил немало чудес и совершил огромный вклад в развитие монашества. Феодосий, приехав в современный Израиль, путешествовал по нему то там, то здесь, пока не решил остановиться в пещере около Вифлеема, в которой ночевали те самые волхвы, пришедшие к новорожденному Иисусу Христу. Вскоре вокруг Феодосия собралось столько монахов, что они уже не умещались все в пещере, и тогда святой решил расширить жилплощадь.
В
"Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого" Дмитрий Ростовский так описывает момент основания киновии: "…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошел далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись". Именно на этом месте Феодосием и был основан одноименный монастырь, который сегодня, после восстановления, по моему мнению, является одним из самых красивых во всем Израиле.
Христианский фишай.
Декор интерьеров монастыря подобран изысканно и со вкусом.
Умер Феодосий в солидном даже по нынешним меркам возрасте - на 106 году жизни, в 529-532 гг. К тому времени в его монастыре проживало более 400 монахов. Ко смертного одра святого святого собрались самые почтенные деятели христианства того времени. Среди них и Савва Освященный, который еще при жизни Феодосия был его лучшим товарищем и подельником. Дружили они до такой степени, что мать Саввы похоронена именно здесь, в монастыре Феодосия Киновиарха (у себя в Мар Сабе Савва похоронить Софию никак не мог, так как на территорию монастыря не пускали даже собак-сук, не то, что чьих-то матерей).
Ну вы поняли.
Святой Феодосий, помимо своей чудотворной деятельности, также занимал значимые посты. В конце V века он был назначен патриархом Иерусалимским Салюстием архимандритом всех палестинских киновий (общежительных монастырей) за что и был прозван Киновиархом.
Я люблю места малого скопления туристов за их некую еле уловимую "одомашненность". Такое ощущение, что каждый его постоялец одолжил у бабушки какую-то ценную вещь и принес сюда в напоминание о доме. Вот например эта люстра вызывает у меня исключительно домашние ассоциации. У моей бабушки в Киеве висит как раз похожая.
Эта милая бабушка долго рассказывала мне свою историю приезда в монастырь. По английски она еле-еле говорит, я по-румынски и гречески не говорю совсем, так что мы изъяснялись на смеси жестов, мимики и английского. Она не только позволила мне фотографировать, провела по всему монастырю, не поленилась сходить за ключом, чтобы открыть пещеру, включить рубильником свет и попытаться даже что-то пояснить, но и угостила карамельками.
Потом, когда я уже собиралась уходить, невольно стала свидетельницей крайне неприятной сцены: монастырская монашка накричала на бабушку (очевидно,у нее статус ниже) за ее праздношатание, ткнула ей в руки таз с выстиранным бельем для развешивания и отправила куда-то в подсобку. Неприятно было еще и то, что, очевидно, я стала одной из причин монастырской разборки и старушке попало ни за что.
Похоронен Феодосий Киновиарх был в своей родной пещере трех волхвов. Там же покоится мать Саввы Освященного София, мать святых Космы и Дамиана Феодотия, святая Евфросиния, святой Иоанн Мосх и другие знаменитые сподвижники того времени.
Игумен Даниил в своем труде
"Житие и хождение игумена Даниила из русской земли", в котором он описал основные околоиерусалимские православные достопримечательности, в том числе Сент-Джордж и другие, пишет: "А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосии, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит".
Вот что здесь написано по-гречески: "Гробница отца нашего Феодосия Киновиарха".
Эта надпись на синей табличке гласит о месте упокоения Феодотии, матери святых Космы и Демиана.
Общий вид на одну из самых знаменитых пещер Палестины. Она довольно большая и состоит из нескольких залов. Отремонтированы только часть из них. Некоторые забиты решетками, некоторые - в разрушенном состоянии.
Вот что пишет архимандрит Леонид (Кавелин) о лавре преподобного Феодосия в своем небезызвестном труде
"Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника": "В конце XI столетия, за пятнадцать лет до завоевания Иерусалима Саладином, в последние годы рыцарского королевства, посетила Иерусалим русская княжна, смиренная игуменья Полоцкого девичьего монастрыря Св. Евфросиния. Чувствуя приближение своей кончины, она послала в лавру Пр. Саввы просить архимандрита и братию, чтобы дал ей место на погребение в их обители; но они отказали, говоря: «заповедь имеем от святого отца нашего Саввы, чтоб никогда не погребать жен в его обители; но есть близ нас Феодосиев общежительный монастырь Пресвятыя Богородицы, в коем многие жены покоятся: там и мать святого Саввы (София) и мать святого Феодосия (Евлогия) и мать святого бессребреника Феодотия, и иные; посему и богоугодной Евфросинии прилично быть там положенной». С честью была погребена княжна русская в обители Пр. Феодосия в паперти церкви Пресвятыя Богородицы 23 мая 1173 года, но впоследствии святые мощи ее были перенесены в Киев, где и почивают поныне в пещерах. Дальнейшие судьбы обители Феодосиевой неизвестны: вероятно, она запустела одновременно с Саввинской лаврой в конце XIV или в начале XV столетия и уже более не восставала из развалин.
Я пробовал проникнуть в святую пещеру, но обвалившиеся своды невдалеке от входа не позволили проникнуть в ее глубину, и никаких следов святыни уже не видно в уцелевшей ее части; самая пещера на половину своей высоты засыпана землею,- это можно заключить из сказанного в «Духовном Луге» в житии старца Христофора, который, спускаясь ежедневно в эту пещеру для молитвы, творил коленопреклонения на каждой из восемнадцати ступеней ее лестницы, тогда как теперь ее спуск едва составляет две-три ступени. Вокруг пещеры сохранились только основания бывших зданий и ограды, а в наиболее уцелевших местах бедуины устроили свои закрома, для сбережения хлебных запасов."
Под шиферным навесом во дворе хранятся археологические артефакты, что большая редкость для местных монастырей.
N.B.: к сожалению, в связи с нынешней политической ситуацией в стране легальный проезд к монастырю для израильтян невозможен. Находится он в деревне Абадийя, около Вифлеема - гадкое место во всех смыслах этого слова.
Бонус: он же чуть больше года назад.