Монастырь Мар Элиас (Святого Илии) расположен между Иерусалимом и Хевроном и хорошо заметен с дерех Хеврон. Несмотря на то, что попасть туда не составляет никакого труда ни для кого, место все равно интересное, хотя и немного слишком многолюдное.
Как это водится для греческих ортодоксальных монастырей, Мар Элиас был основан в 6 веке, затем разрушен, затем восстановлен крестоносцами, а уж совсем потом у него все стало хорошо.
Теологи и историки говорят о трех версиях, каждая из которых по своему привязывает монастырь к трем разным Илиям.
Официальная версия говорит нам о том, что именно здесь ночевал Илия-Пророк, скрываясь от охотившейся за ним царицы Иезавели. По дороге к горе Хорив, бежа из Самарии, Илия остановился здесь передохнуть, на так, что продавил своим телом вмятину в скале (но об этом ниже).
Вот что написано об этой истории в Книге Царств: "…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива" (3-я Царств, 19:3-8).
Известно, что Вирсавия - это Беер-Шева. Какая же связь между этим отрывком и монастырем Мар Элиас около Иерусалима, на место которого из Беер-Шевы уж никак нельзя "отойти", да и потом Илия направлялся на Юг, а Иерусалим от Беер-Шевы - прилично на Север. Ну, тут все может быть: отошел в другой день и при других обстоятельствах, неправильное место или неправильный Илия. Однако традиция связывает это место именно с Илией-Пророком и теми событиями.
В 1976 г. церковь была заново расписана отцом Венедиктом, хотя в некоторых ее частях монахи сохранили участи со старыми фресками. Очень красивыми, хотя и практически полностью выцветшими и разрушенными.
Есть и другие версии, почему монастырь называется именно Мар Элиас. Некоторые предполагают, что здесь был похоронен греческий епископ Элиаса (что никак не противоречит основной канве событий). По еще одной версии - здесь похоронен Илия I, египетский монах, который стал патриархом Иерусалима в 494 году. Возможно, именно к нему восходит разговорное название монастыря. Но, согласитесь, это все менее интересно, чем Илия-Пророк, за столь краткое время продавливающий своим делом вмятины в камнях.
Вот что пишет об этом месте Даниил Эфесский: "На середине этой трудной дороги стоит прекрасный храм пророка Илии, также с куполом, имеющий келии, в которых некогда жили иноки; теперь же и эта обитель вовсе лишена иноков, однако ж она и до сих пор во владении благочестивых". (Рассказ и путешествия по Святым местам" (между 1493 и 1499).
Примерно в этом месте и в это время на меня набросилась уборщица и попыталась отогнать от святых мощей тряпкой, сказав что-то, кажется, оскорбительное. Я на всякий случай извинилась и посочувствовала группе африканских паломников, которые были следующими в очереди на изгнание. Паломники выглядели и пахли примерно как беженцы из тех же стран, но проявляли завидное усердие в молитве.
Один из них даже подошел со мной познакомиться. Сказал, что "Израэл - гуд!".
Я предупреждала.
Это представительница еще одной группы. Всего в какой-то момент в монастырь набилось около 100 представителей стран Африки. За воротами их поджидали два больших автобуса.
На этой старой фреске как раз изображен Илия, продавливающий своим телом скалу. Говорят, что камень этот был утерян, да и изначально находился немного поодаль от самого места основания монастыря. Однако, увы и ах, его уже давно никто не видел, хотя свидетельства очевидцев говорят, что раньше к нему водили паломников.
Это тоже монастырь Мар Элиас. Соседняя дверь со входом в монастырь ведет в шашлычную, в которой жарят на огне любые виды мяса, стругают салаты и перетирают хумус. Запахи около монастыря стоят - можете себе представить, какие. По-моему, многочисленные паломники не знают, в какую дверь им бросаться в первую очередь. Туристы выбирают однозначно вторую, плюс ко всему, там же находится туалет, что для людей немаловажно и крайне значимо.