Часть 1. Эскадра "Черные Паруса" Часть 2. Пламя над облаками Часть 3. Скрытое Оружие Часть 4. Ловушка для Силы
Глава 1. Четвертое Правило Богов Алекс Грин
Истребители Богов. Часть 4
Глава 2. Город Тысячи Храмов
1
На следующий день, по совету Ксавье, Сандиэль поднялся до рассвета. Кок сообщил, что Эстамбель будет уже в пределах видимости.
Ксавье и сам стоял у бортика, кутаясь в длинный плащ. Утренний ветер был резким и прохладным. Сандиэль встал рядом с Ксавье.
Несмотря на большой опыт странствий, его прежние маршруты, в основном, пролегали по суше, хотя море всегда привлекало Сандиэля. И сейчас он наверстывал упущенное, не отрываясь глядя на серые пенящиеся волны над которыми висела легкая полупрозрачная дымка.
Тут и там взгляд натыкался на легкие островки, снующие между ними корабли, и стаи птиц, которые становились все более многочисленными. Вот-вот на горизонте должна была появиться большая земля…
Эстамбель возник вместе с краем солнечного диска. Дымка над волнами тут же стала почти невидимой. Четко обозначилась полоска берега вдали.
И в центре ее засверкали золотые купола храмов и жемчужно-розовые стены дворцов. Из объяснений Ксавье Сандиэль знал, что город выстроен из белого камня, а розовым его делают лучи восходящего Солнца…
Спустя немного времени видны стали и портовые причалы и городские здания размерами поменьше. Купола храмов возвышались над прочими строениями.
Ксавье рассказывал, что в Эстамбель разрешалось возводить храмы любым богам, и его называли также Городом Тысячи Храмов.
Прежде Сандиэль истолковал бы такой обычай как признак большой свободы. Теперь же ему вспомнились слова Инесс «множество путей ведет не к Знанию - к Завесе»…
2
Сандиэль мысленно вернулся ко вчерашнему разговору с Инесс. Он так и не решил - нужно ли вносить ее в список потенциальных шпионов?
Впрочем, неясен был и более глобальный вопрос: за что воюют чернопарусники, и за что - их таинственные враги?
Но главной тайной Сандиэля оставался он сам. Точнее - Другой Сандиэль, спящий где-то в глубинах его души.
Придет время, и он непременно проснется. В этом Сандиэль Первый не сомневался.
Но неизвестно было - на чьей стороне окажется проснувшийся Другой Сандиэль?
Город Тысячи Храмов приближался. У Сандиэля вдруг возникла отчетливая, хотя и ничем не обоснованная уверенность, что ответы на многие вопросы откроются ему именно там…
3
Вскоре после полудня эскадра вошла в одну из бухт, примыкающих к Эстамбель. Часть кораблей пришвартовалась к причалам, часть бросила якоря немного дальше о берега.
Не осталось и следа от утренней прохлады. Было тепло, временами даже жарко. Щедро светило Солнце и одеяния местных жителей отличались яркостью и пестротой.
Сандиэль облачился в комплект одежды, полученной накануне от Ксавье: синие штаны, синий халат, и круглая шапка без полей и козырька.
«Так одеваются местные из тех, что не слишком богаты, и не слишком бедны», - пояснил кок.
Сандиэль спустился на пристань, и чуть не свалился на деревянный помост: после качающейся палубы крайне непривычно было ходить по неподвижной поверхности. Ему предстоял визит в город, причем, по довольно существенному вопросу.
В иных мирах и деньги иные. И, прежде, чем начинать закупки для эскадры, требовалось обзавестись местной валютой.
Для этой цели у старшего интенданта Инесс имелись векселя, полученные от жрецов Быкоголового Юпа. Их предстояло обменять на местные деньги у одного из эстамбельских менял.
Вскоре на пристани появился Горан. Он был одет еще проще: штаны и куртка из грубой серо-зеленой ткани. Насколько успел разобраться Сандиэль, так здесь одевались слуги.
Последней пришла Инесс. К облегчению Сандиэля она не стала облачаться в вечернее платье днем. На ней было почти тоже, что и на нем, только в местном женском варианте: длинная клетчатая юбка, темно-серая рубаха, отделанная серебром и красный платок, завязывающийся сзади.
Инесс и Сандиэль должны были получить деньги, а Горан - подстраховать их на случай непредвиденных обстоятельств.
У выхода с пристани они наняли карету с извозчиком, и отправились в путь. Расплатиться договорились по возвращении на корабль…
4
Карета покатилась по широкому проспекту на набережной. Затем свернула и углубилась в город. Почти сразу же начались кривые и узкие улочки, и старые, давно не обновлявшиеся дома.
На одном из таких домов висела вывеска с изображением двух чашечек весов и стопки монет. Здесь и находилась контора менялы, рекомендованного жрецами Быкоголового.
- «Меняла Криптий», - прочитал надпись на вывеске Горан, единственный из них владевший местным - атаркийским - языком.
Имя Криптий казалось чужеродным для звуков атаркийской речи. Зато в мире Сандиэля, среди крифян - народа, населявшего Восток Латонской Империи - такое имя было распространено.
Попало ли оно сюда само по себе или вместе с крифянами?
Возможно было и то, и другое.
Для большинства жителей большинства миров Врата между ними оставались полной тайной. Но люди, идеи, учения и религиозные культы, а также материальные ценности периодически перемещались через них, переходя из одного мира в другой.
Так рассказывал Сандиэлю Ксавье.
Порою по этим маршрутам передвигались даже целые народы, оказываясь вдруг в иных пространствах и временах. Иногда так разрывались связи между родственными племенами, и пути их расходись на многие века. Менялись их жизнь, обычаи, даже сами имена некогда единых народов.
Скитальцы скиты становились скифами, кельты - сельтами, дасы - даками…
Криптий явно был не простым менялой. У входа в его контору стояли два здоровенных стражника с мечами, тогда как большинство менял обходились и без охраны и без конторы, довольствуясь небольшим столиком.
Горан объяснился со стражниками, и чернопарусники вошли в здание.
В небольшом зале находилось пять конторок со служащими, и возле каждой - своя очередь.
К чернопарусникам подошел распорядитель. Инесс протянула ему записку. Он прочел, и произнес что-то на атаркийском.
Горан тут же перевел:
- Господин Криптий примет вас лично. Будьте любезны - следуйте за мной.
Через дверь в другом конце зала они вышли на винтовую лестницу, и поднялись этажом выше. Здесь находился просторный кабинет.
Тут все было обставлено в атаркийском духе, насколько смог его ухватить Сандиэль: ковры на стенах и на полу, цветастые подушки вместо стульев, низкий столик, рассчитанный на сидящих на подушках.
И господин Криптий был одет в полном соответствии с окружающим убранством: яркий халат, тюбетейка, длинные шаровары. Но Сандиэлю, тем не менее, оказалось достаточно нескольких взглядов, чтобы понять - перед ним находится крифянин.
Крифяне - один из народов мира Сандиэля - Тамахеи. Весьма своеобразный народ…
Глава 3. Квартал в Вечном Городе
1
Крифяне населяли Восток Латонской Империи, но они отнюдь не были просто одним из покоренных народов!
Латоника - язык латонцев - вытеснил в Империи все прочие языки, но только не крифийский. Даже среди самих латонцев знание крифийского считалось престижным!
Считалось также, что крифяне - народ древней и высокоразвитой культуры. И сами завоеватели-латонцы были под сильным ее влиянием.
Свитки с крифийскими поэмами, древние скульптуры, вывезенные из Крифии, продавались богатым латонцам за весьма солидные суммы. Разумеется, при таком спросе подлинные древности были вывезены и проданы уже очень давно.
Но разве такая мелочь могла остановить столь бойкую торговлю?
День и ночь трудились рабы в крифийских мастерских, фабрикуя фальшивые древности вместо настоящих…
Впрочем, хозяева мастерских «древнейшего народа» были лишь низшим слоем его элиты. Высшие ступени занимали торговцы, менялы, и, разумеется, чиновники.
Латонцы, как правило, предпочитали назначать на командные посты в завоеванных провинциях своих. Но для крифян и тут было сделано исключение.
Практически, вся восточная половина Империи находилась в руках чиновников-крифян. А столицей этой половины считался крифийский город Константинополь. Он же носил титул второго города Империи. Само название «Константинополь» в переводе с крифийского означало «Вечный Город».
Квартал Константинополя, где жили самые богатые крифяне, находился возле большого маяка. На их языке он назывался «фанар». Со временем это стало и названием квартала.
Для тех, кто хотел попасть на высокий пост в восточных провинциях Латонской Империи существовал только один по-настоящему сильный ход: родиться в константинопольском квартале Фанар. Рожденные в прочих кварталах и городах заведомо оказывались в менее благоприятном положении.
Этих наместников и высокопоставленных чиновников, прибывющих из квартала Фанар, жители восточных провинций называли «фанариоты». Управление завоеванной Дасией также постепенно перешло в руки фанариотов. По отношению к местному населению они проявляли еще большие жестокость и жадность, чем сами латонцы.
И в Дасии, и в соседних провинциях Сандиэлю не раз доводиось слышать - «лжив, как крифянин», или - «бессердечен, как фанариот»…
2
Но все это было в далеком теперь мире, который Боги называли Тамахея. Отчего же и здесь - в мире Тувия - перед Сандиэлем непринужденно восседал крифянин в роскошных одеждах?
Удивляло не само его перемещение - ведь и сам Сандиэль был здесь пришельцем - удивляло, что и в совершенно другом мире крифянин также оказался на теплом и доходном месте!
Впрочем, по поводу крифян у него уже давно возникали вопросы без ответов. Каким же образом сумел побежденный и завоеванный народ устроиться в мощной и процветающей Империи на роли вторых хозяев? Почему богатства будто прилипали к ним и за пределами Латонии - в городах Ганзеи, к примеру?
Сандиэль говорил об этом со сведущими в истории людьми. Они рассказали, что крифяне были особым народом еще и до появления Латонской Империи.
Иные империи восходили и рушились, но крифяне благополучно перебирались от тех, чья звезда закатилась к тем, чья звезда только взошла, сохраняя богатства, привилегии и свой легендарный Вечный Город. Перебирались, и быстро опутывали сетями империю очередных Повелителей Мира…
Многие из тех - сведущих - считали, что с крифянами связана какая-то великая и зловещая тайна. В попытке ее разгадать они выдвигали самые безумные предположения.
Одни сравнивали крифян с некими паразитами, подобными глистам. Они, якобы, также переходят от одних «хозяев» к другим, чтобы до конца высосать соки из очередной жертвы.
Некоторые мудрецы шли еще дальше, и утверждали, что крифяне сами и создают империи, а затем рушат их, согласно своим, неведомым для прочих - «варварских» - народов планам. Саму идею делить народы на «цивилизованные» (куда они определили себя и латонцев) и «варварские» (какими «оказались» все остальные) тоже придумали крифяне.
И они также большие мастера подсовывать людям нужные мысли так, что те принимают их за свои. Даже могущественные императоры Латониии частенько оказывались лишь марионетками, выполняющими волю крифян…
Так говорили некоторые мудрецы. Поверить в это было трудно. Но, глядя на то, что происходит вокруг, тяжело было и не верить в это…
А мысли мудрецов не останавливались и на этом. Ползли также смутные слухи о связях фанариотов с демонами и нечистой силой. В подобных версиях уже сами фанариоты представали орудиями неких могущественных и сверхъестественных сил.
У Сандиэля от подобных гипотез кружилась голова. Многое в них казалось ему слишком натянутым и неправдоподобным.
Но теперь Сандиэлю подумалось, что они, скорее, были недостаточно смелы. Никто из знатоков крифийской истории даже и не намекнул, что и на жизнь в далеких, неведомых мирах тоже можно влиять из квартала Фанар…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
(с) Алекс Грин, 2009