“Giorgino” (Джорджино) (1994). В октябре 1918 года молодой армейский доктор, лейтенант Джорджио Волли, который провел четыре года на войне, возвращается туда же, откуда и отправился на бойню. Весь его отряд мертв, парень - единственный, кто выжил после атаки с применением боевых ядовитых веществ, после чего и был комиссован, ведь легкие у Жоржа хрипят как дырявый барабан. Он планировал вернуться в детский приют для «особых» детей, где работал до войны, однако здание кажется заброшенным: выясняется, что детей эвакуировали четыре года назад аккурат перед бомбардировками. Далеко отсюда - теперь здесь бойня - в горы. Волли отдает 600 франков за лошадь, которую вели на убой, и отправляется в многодневный путь. На север, навстречу холоду и снегу. Деревня встречает его неприветливо, что до приюта доктора де Граса, то он находится в трех километрах отсюда, рядом с болотом. Сразу по прибытии Жорж пытается спасти дочь де Граса, но тщетно. Первоначальный диагноз, по словам служанки: «дифтерия». Однако шрам на шее от повешения с этим не очень-то вяжется…
.
А дети? «Они все давно умерли, месье». Комнаты пусты, нет детского смеха, не слышно голосов, давит мертвым грузом непроницаемая тишина, нарушаемая лишь скрипом рассохшихся дверей. Кажется, что кроме служанки и странной рыжеволосой девушки, мадемуазель Катрин, в этом мрачном сером здании, принадлежащим обнищавшей аристократической семье, никого больше и нет. Единственный звук снаружи - продирающий до костей волчий вой, доносящийся из темной чащобы, бок о бок с которой стоит приют. И ветер. Конечно, ветер. Злой, колючий. Дети, говорят деревенские, утонули в болоте, все двенадцать, все до единого, а в убийстве обвиняют внучку доктора, ту самую Катрин, что якобы молотила палкой по погибающим в трясине малышам. Однако никто толком ничего не знает, никто не был свидетелем трагедии. На лицах умерших застыли гримасы ужаса, «как будто они увидели демона» - так говорит священник, но можно ли доверять старому безумцу? А безумие в этих местах, похоже, заразно, и всё, буквально всё пронизано тленом. Миссия Жоржа кажется завершенной, но… Так много вопросов. И так мало ответов. Лейтенант останется в деревне. На свою и чужую погибель.
.
Снималось в Чехии. Не один месяц. Бюджет составил колоссальные по тем временам 12 миллионов евро. И в прокате фильм, настоящий трехчасовой эпик, благополучно провалился. Став, тем не менее, культом. И самой главной ролью в кино Милен Фармер («Катрин»). Режиссер - Лоран Бутонна, тот же человек, что работал над всеми клипами легендарной французской певицы. Поэтому неудивительно, что сугубо визуально «Джорджино» - настоящий шедевр. Без оговорок. Идея пришла Лорану еще в 1982-м, но к ее воплощению в целлулоиде он шел целых 12 лет… Фильм получился очень похожим на видеоряд к песням Милен, столь же мрачным, атмосферным, полным символизма, впрочем, без привычного для некоторых из них эпатажа. Настоящая готика, как она есть. Без привидений, не такая, как у итальянских мастеров жанра. Но все равно готика. Почему-то хочется провести параллели с другими французскими хоррорами, куда более поздними, такими как «Багровые реки» и «Братство волка». Не спрашивайте, что между ними общего. Что есть точно: многослойность, яркие актерские работы, внимание к деталям, давящая атмосфера, жесткий выпад в сторону религиозного мракобесия, психологии толпы, потрясающий видеоряд.
.
Только посмотрите на деревню! На подвалы в психиатрической клинике, где ныне содержится де Грас-старший. На семейный замок, он же - приют. Понимаешь, почему фильм оказался столь дорогим в производстве. «Джорджино» переносит в свой, особенный, страшный, ненормальный мир, где буквально каждая секунда хорошо продумана, каждая из 180 минут, что лишь на первый взгляд кажутся длительностью совершенно хтонической. Ряд эпизодов потрясающе красивы. Другие - кошмарны. От слова «кошмар», а не «плохо». Кадры из лечебницы Сен-Люси запомнятся любому надолго (если не навечно). Везде смерть, всюду смерть. Прекрасная в своем величии, отвратительная в своих подробностях. И снег. Холод, лютая пурга. Актеры все как один великолепны. От священника (Джосс Экланд) до психиатра, от служанки до владелицы постоялого двора (Луиза Флетчер), от Катрин до Жоржа, которого сыграл легендарный музыкант Джефф Дальгрен из Wasted Youth. Провал в прокате? Думаю, это случилось из-за того банального факта, что «Джорджино» - совсем не блокбастер, не кино под попкорн. Но при этом, слава богам, и не артхаус ради артхауса. Готический хоррор. Военная драма. И драма сугубо человеческая. Без хэппи-энда. Мне не к чему придраться. Невероятная работа, единственная в своем роде.
.
10/10