“The City of the Dead / Horror Hotel” (Город мертвых / Отель ужаса) (1960). Нэн Барлоу - любимая студентка профессора Алана Дрисколла, который специализируется на истории колдовства в Новой Англии 17-го века. На одной из лекций он рассказывает о смерти Элизабет Сэлвин - женщину, обвиненную в ведьмовстве, сожгли заживо на костре в 1692 году жители города Вайтвуд. Заинтригованная этой историей, Нэн решает отправиться туда, познакомиться с местными, от них же услышать версии того, что произошло 250 лет назад, покопаться в архивах, а возможно и разжиться оккультными фолиантами - естественно, сугубо из научного интереса. Мисс Барлоу не верит ни в ведьм, ни в прочую дьявольщину, но живо интересуется и тем, и другим, собираясь в будущем стать историком и фольклористом. По мере приближения к Вайтвуду, местность становится все более и более мрачной, однако это не мешает девушке подбросить попутчика, ведь, по его словам, им по пути. Городок скрыт туманом, настолько густым, что в нем едва угадываются силуэты местных жителей. Гостиница, рекомендованная профессором, оказывается старым домом - хотя здесь абсолютно все можно назвать старым; складывается впечатление, что это место застыло во времени. Попутчик, странным образом исчезнувший из машины Нэн, вновь появляется уже в отеле, владелицей которого является некая миссис Ньюлисс. И первое, что он говорит ей, глядя вслед мисс Барлоу: «ОН будет доволен». Эта странная Ньюлисс… Почему она так похожа на якобы покойную ведьму? Почему единственная во всем Вайтвуде церковь давно стоит пустой, а священник, давно уже не видевший ни одного прихожанина, не просит, не молит, а буквально требует от Нэн, чтобы та немедля убралась из города прочь?
.
Крайне эффектный фильм, который по нынешним меркам никак не назвать оригинальным - но для 1960-го он был во многом новаторским, фактически первым среди первых, положив начало отдельному поджанру хоррора, повествующему о ведьмах, что никак не желают упокоиться на тот свете. Сюжет цикличен, но в этом его особенная прелесть. Мы наблюдаем за тем, как в небольшое поселение, чьи жители связали свои жизни с Дьяволом, отправляется героиня - и ничего хорошего ее не ждет. За ней следует случайная подруга и любимый брат. Тот же туман, та же дорога, тот же попутчик. Куплет - припев, куплет - припев. Это очень простое решение для любого сценариста, но в данном случае оно оказалось действенным, сгущая атмосферу мрака и жуткой предопределенности до предела. Тумана авторы нагоняют безбожно, в самом прямом смысле - улицы Вайтвуда буквально тонут в нем. Но и это тоже хорошо. Эдакая сюрреалистичность на грани с «Карнавалом душ». Словом, у «Города мертвых» плюсов явно больше чем минусов, тем более, если помнить, что фильм черно-белый, и был снят более полувека назад. Единственное, что несколько сбивает с толку - это довольно комичный, почти детский «сатанизм». Чего стоит хотя бы герой Кристофера Ли (да, без него не обошлось), который, надев ДЬЯВОЛЬСКИЙ КОСТЮМ, убивает канарейку со словами: «О, Князь Тьмы, прими эту жертву!». Вы серьезно? Слава богу, таких моментов немного. Не знаю, какой была реакция на «Город мертвых» в момент его выхода на экраны кинотеатров, но то, что он стал культом, подтверждает многое. Хотя бы то, что много-много лет спустя куски из этой ленты использовали в своих клипах Iron Maiden и King Diamond, Роб Зомби тоже не смог пройти мимо, а Misfits так и вовсе посвятили творению Джона Мокси целую песню. Обычно такое происходит либо с очень хорошими хоррорами, либо с очень плохими. К последним «Город» явно не относится. Многие называют его чуть ли не одной из копий «Психо», забывая о том, что упор здесь сделан на готику, а одной только безумной владелицы отеля слишком мало, чтобы проводить какие-то параллели с хичкоковской классикой. И напоследок любопытный факт. Этот фильм стал первой совместной продюсерской работой Милтона Суботского и Макса Розенберга. Кто это? Основатели компании Amicus.
.
7/10