«Вий» (2013)

Mar 25, 2014 00:20



«Вий» (2013). Ночь в канун Ивана Купалы для двух девушек из небольшой украинской деревеньки закончилась трагедией. Одна от пережитого ужаса навсегда осталась немой, а другую рогатый монстр утащил в пучины озера, после чего она выплыла на поверхность, но прожила буквально несколько часов. Безутешный отец, местный сотник, отправил молодого дьяка читать заупокойную в единственную на всю округу церковь, стоящую на холме, но тот умер, не пробыв там и дня. После чего отец Паисий, которому явилось ужасное видение, объявил церковь проклятым местом и повелел установить частокол вокруг деревни, в виде магического круга. Никто не войдет, никто не выйдет. Но одному человеку войти все же удалось. Это молодой учитель географии из просвещенной Англии, которого разъяренный отец его любовницы, аристократ, застал в постели со своей дочерью. Джонатану Грину не оставалось ничего, кроме как бежать. И не только из знатного дома, но и из родного Гринвича, вообще из страны. На собственноручно изобретенной карете, в которой установлено специальное колесо для отсчета пройденных миль - именно при ее помощи Грин надеется написать главную в своей жизни книгу, с точными картами современной Европы. Это не только его прославит, но и позволит вернуться на родину в статусе великого ученого, а не какого-то там затрапезного учителя, что позволит ему сочетаться законным браком с дорогой мисс Дадли. Подобрав по дороге нескольких бурсаков, Джонатан выслушивает от них забавную историю о том, как их товарищ, Хома, оказавшись на хуторе, повстречал старую ведьму, обернувшуюся молодой, но мертвой панночкой, что потом летала на нем всю ночь. А после этого неудачливого семинариста определили в ТУ САМУЮ церковь, где видел он совершенно невообразимые вещи и на утро третьего дня был найден мертвым и абсолютно седым. Через какое-то время бурсаков и след пропал, а Грин обнаружил, что его карету окружают Огромные Волки-Кабаны, от которых он понесся куда глаза глядят - и оказался в проклятой деревеньке, прорвав огненный круг. Меж тем, скоро будет год как погибла панночка - и сотник считает, что лучше кандидатуры чем пришлый пан, на роль отпевающего придумать невозможно…
.
Самый ожидаемый проект российского хоррор-кинематографа, самая ожидаемая премьера года - кто такое сказал? Сомневаюсь, что хоть одна заблудшая душа пребывала в плену иллюзий, полагая, что новый «Вий» окажется лучше старого. Скорее, любопытно было посмотреть, что же получилось из этого долгостроя, о началах съемок которого стало известно аж в 2007 году. За прошедшие шесть лет много что изменилось. В список стран-производителей затесалась не только Украина, но и Великобритания на пару с Германией и Чехией, от Гоголя остались только рожки, да ножки, умер исполнитель одной из второстепенных ролей Валерий Золотухин, разросся до непомерных 26 миллионов долларов бюджет, и… На выходе получилась какая-то дикая смесь «Братьев Гримм» Гиллиама, «нового русского fantasy» а-ля «Темный мир», комедийных приключений а-ля «Сердца трех» и разгильдяйского кинопьянства а-ля «Особенности национальной охоты». В главной роли - Джейсон Флеминг из «Карт, денег, двух стволов», сносно говорящий по-русски, в массовке - сплошь чехи. Деревня построена на голом месте, а вот церковь на 200 процентов компьютерная. Да и все, что происходит на экране вплоть до появления начальных титров, - CGI, CGI и только CGI. И выглядит графика, надо сказать, КРАЙНЕ посредственно. Не SyFy, но и не «Ван Хельсинг». Что забавно, настоящий карнавал монстров после пьянки у кузнеца и сцены с «ветвистыми» тварями в церкви - совсем другой уровень! Как будто разные части фильма снимались не только в разное время, но и с совершенно разным бюджетом. «Гуляет» и звук. Иногда все кристально чисто и четко, иногда - половину того, что говорят, не разобрать. Хватает, конечно, отборного бреда. Казаки с чубами чуть ли не до колен (они слушают heavy metal?), церковь, выглядящая так, что сам Черт побоялся бы туда зайти, не то, что сотник с гробом любимой дочери. Упомянутые выше Волки-Кабаны (смотрятся они ничуть не лучше компьютерных чудищ из какого-нибудь канадского телетрэша), указатель на Лондон в украинской глуши, деревенские, неплохо читающие по-английски, и учитель из Англии, свободно болтающий на русском. К этому прибавляются диалоги вроде: «Что это было, хлопцы? - Апокалипсис…» (парочка казаков, глядя на то, как через «круг» пролетает горящая чудо-карета), или «Может, у вас в Европах ведьм и нет. А у нас, в Киеве, все женщины - ведьмы». (Хотя, если вспомнить Дракулу из «Ван Хельсинга», несущего яйца… то «Вию» простительно абсолютно все). Последний и главный промах Олега Степченко - сценарий. С дикими рывками из черт знает откуда в черт знает куда, кучей ненужных персонажей, непременным пьянством, совершенно непонятной мотивацией части главных и второстепенных героев, балансирующий на грани приключений, fantasy, мистики и хоррора, а в конце скатывающийся чуть ли не в детектив, где Вий и остальные демоны - так, мебель, свадебные генералы, а объяснений многому нет и не предвидится. Теперь представьте, что эта невнятица растянута на два с лишним часа. ДВА. С ЛИШНИМ. ЧАСА. Теперь о хорошем. Это ряд сцен с монстрами, да и вообще, компьютерная графика, но лишь в той части, что касается образов слуг ада (потому как по части пейзажей - полный провал). Хорошо играющий Флеминг, оказавшийся не на своем месте (помилуйте, «молодой учитель географии» 50 лет от роду?). Смоляков в роли безумного попа, что дважды хорошо, благо в отечественном кино православных священников редко выставляют безумцами и преступниками, а стоило бы. Колоритная панночка - колоритная, правда, ровно настолько, насколько колоритны 99% призраков в американских хоррорах. И шикарный эпизод с кучей разномастных чудовищ, тот самый, в доме кузнеца. Маловато для 130 минут, 26 миллионов и 6 лет работы. А в конце, по старой доброй советско-российской традиции выясняется, что опять в нашем кино нет места хоррору… Ну вашу ж мать.
.
4/10

монстры, мистика, экранизация, российский хоррор, fantasy, отечественный кинематограф, приключения, демоны

Previous post Next post
Up