Слэшеры восьмидесятых #2

Jan 05, 2014 03:40


“Schizoid” (Шизоид) (1980). По странной иронии судьбы, тот, кто раздает советы, часто в них больше всего нуждается. Так случилось с Джули, молодой журналисткой, ведущей в газете колонку с рекомендациями парам, переживающим трудные времена. А сама она находится на грани развода, к решению о необходимости которого девушка приходит после посещения терапевтических курсов доктора Питера Фейлса. Вместе с ней своими проблемами делились еще четверо, одной из которых, Салли, не стало сразу после того, как Джули закончила с сеансами психотерапии. По пути домой она заметила, что ее преследует автомобиль, за рулем которого находится человек в черной шляпе и черных же перчатках. Силы, вернее, скорости неравны, ведь Салли ехала на велосипеде. Когда произошло столкновение, отбросившее бедняжку на обочину, та, сжимая зубы от боли, бросилась бежать и нашла временное убежище в чьем-то старом доме неподалеку. Но убийца свою жертву все же настиг и вонзил в ее тело огромные ножницы. Для них у него предусмотрено специальное место в бардачке автомобиля. Следующей становится стриптизерша, с которой Фейлс тоже проводил… «сеансы». Спустя буквально несколько часов после того, как она в очередной раз отдалась Питеру, ее настиг уже знакомый нам психопат и вновь пустил в ход ножницы. Между тем, Джули продолжает получать письма с угрозами: послания состоят из слов, аккуратно вырезанных из газет, и смысл писем сводится к тому, что очень скоро журналистка попадет на крючок к этому любителю эпистолярного жанра. На первый взгляд, подозреваемых всего трое: явно ненормальный садовник Гилберт, сам Фейлс и его дочь, которая так и не смогла смириться со смертью матери. Но это только на первый взгляд…

«Маньячный хоррор», усердно маскирующийся под слэшер. Или даже giallo, о чем говорит, как минимум, образ убийцы, чьего лица «за работой» мы ни разу не увидим. Плюс персонажи, каждый из которых по-своему ненормален, многократная обнаженка… Но если «Шизоида» и можно назвать представителем «желтого жанра», то явно не самым лучшим. Хорошие италохорроры того же толка могли похвастать, как минимум, хорошими операторскими решениями, атмосферой, в меру запутанным сюжетом и разнообразными убийствами. А тут… вся «психопатия» держится сугубо на одном из центральных персонажей, докторе, которого сыграл вполне реальный, а не кинематографический безумец Клаус Кински, саспенс если и сгущается, то редко, а все смерти (их четыре) выполнены при помощи одного и того же орудия, вышеупомянутых ножниц. О многом говорит уже пролог. В нем главная героиня сидит и набирает текст на печатной машинке. Потом встает из-за нее, чтобы надеть носки, идет к холодильнику, достает оттуда морковку… кажется, ну вот-вот, что-то да произойдет, ладно, пусть не убийство, на хотя бы нечто… не знаю. Нечто СТРАШНОЕ. Но самым страшным становится морковка. Всё! Не самая лучшая сцена для сопровождения начальных титров, согласитесь. Потом, начиная примерно минуты с пятой, следует самый яркий и единственный по-настоящему впечатляющий эпизод во всем фильме - речь, как вы, наверное, догадались, о расправе неизвестного с Салли. Далее с некоторой периодичностью (какой именно - несложно подсчитать, учитывая общее количество трупов) случаются убийства, полиция ведет расследование, Джули получает все новые и новые письма, Элисон (дочь Питера) регулярно закатывает истерики, вплоть до попытки самоубийства (и убийства дорогого папочки). А сценарист усердно бросает тень практически на всех персонажей, настолько старательно, что никто из них быть маньяком просто не имеет права ;-). Неплох актерский состав, хорош - как и всегда - Кински, местами фильм кажется достаточно напряженным, копирование некоторых клише итальянских giallo выглядит уместным и удачным, но в целом «Шизоид» - ничем особо не выдающийся середнячок, который, к тому же, откровенно плохо снят; сразу видно, что у руля стоял «сериальный» режиссер, на тот момент еще и начинающий (позже он работал над таким «мылом» как «Даллас» и «Династия»). Посмотреть стоит, но гоняться за этой лентой на просторах Сети совершенно необязательно.

6/10


"Silent Madness" (Тихое безумие) (1984). Психиатрическая лечебница Крестхэйвен в Нью-Йорке переполнена, мест не хватает, и руководство клиники во главе с доктором Крюгером принимает решение, поражающее своей новизной: выпустить на свободу несколько безобидных психов, чтобы в их палаты поместить опасных для общества пациентов. Под «безобидными» понимаются типы вроде добряка Марино, который мечтает о том, чтобы сесть в метро и уехать на нем домой, к маме. Мужчина с интеллектом ребенка, милый увалень, социально совершенно не адаптированный, но в своей жизни и мухи не обидевший. Список уже составлен, в него вошли пять человек, включая Говарда Джонса. Сказано - сделано, психи отправляются на свободу. Но одна из докторов, Джоан Гилмор, решает на всякий случай еще раз удостовериться в том, что выпущенные из лечебницы люди никому никогда не причиняли вреда. Она открывает файл с именами и фамилиями, после чего ей какое-то время остается только ловить ртом воздух, вцепившись в стул. Выясняется, что освободить должны были Джона Говарда, парня вроде Марино, а что же касается его почти-тезки и почти-однофамильца, то он, согласно записям врачей, - параноик, из той породы психопатов, что должны всю свою жизнь сидеть под замком. Однако Крюгер уверяет свою подчиненную, что хоть и случилась ошибка, никаких негативных последствий она иметь не может: якобы на самом деле Джонс умер, а его тело было кремировано. Но мы-то знаем, что это не так! Потому что какой-то безумец, вооруженный кувалдой, сначала нападает на парочку, решившую заняться любовными утехами в своем фургоне, и убивает обоих, а потом… А потом количество трупов растет в геометрической прогрессии. Говард направляется в дом студенческого сестринства «Дельта Омега», где он уже когда-то устроил резню, а следом за ним двигается Джоан, чтобы предупредить обитателей этого небольшого городка о грозящей им опасности.

Все-таки иногда полезно читать рецензии коллег по жанру. Иначе откуда бы еще я, давний фанат слэшеров восьмидесятых, узнал о существовании «Тихого безумия»? А тут - нате, обзор «Страшной находки» 1987 года, и под текстом - несколько ссылок на рецензии, в которых автор рассказывает о мало кому известных фильмах, никогда не издававшихся на DVD и вряд ли стоящих в очереди на выпуск в формате Blu-Ray. «Тихое безумие» снято дешево, но крепко. Явно инспирировано первым и вторым «Хэллоуином» (маньяк, сбежавший из психиатрической клиники, маленький городок, группа молодых девушек в качестве потенциальных жертв, психиатр, отправившийся по следу ненормального убийцы - не плагиат, но общего много). С участием не хватающих звезд с неба актеров, которые до и после того успели отметиться в более именитых слэшерах (Сидни Лэссик из «Незримого», Кэтрин Ками из «Спящего лагеря», Элизабет Кайтан из «Тихой ночи, смертельной ночи 2» и «Пятницы 13-й» за номером 7, Пол ДеАнджело из того же «Лагеря…»). Особой атмосферы нет, зато с ходу начинается мясорубка, причем орудия труда используются самые разнообразные. Буквально на десятой минуте псих бьет в лицо парню кувалдой, а затем бросает топор в спину убегающей и истошно визжащей девушке, которая, замечу, успела до этого сменить одну майку на другую, слегка обнажившись. Далее Джонс похищает посреди белого дня скейтбордистку, тащит в мастерскую и определяет голову бедняжки в тиски, до характерного хруста. А когда он пробирается в общежитие студенток, первой жертвой становится девушка, спустившаяся в подвал и умершая от того, что маньяк обварил ей лицо паром из трубы. Заметьте: это только самое начало! Все вышеописанные убийства происходят до получасовой отметки. Потом небольшая передышка, и - по новой. Глупостей, разумеется, хватает, актерская игра оставляет желать лучшего, характеры прописаны черным и белым, или не прописаны вообще, то и дело возникают совершенно ненужные, лишние персонажи вроде придурковатого шерифа (тот самый Лэссик), но черт возьми, это же простенький восьмидесятнический слэшер! Какой с него может быть спрос, если претензий у его авторов не было совершенно никаких: они просто хотели развлечь фанатов жанра, и у них это отлично получилось. «Тихое безумие» - не «Хэллоуин», но оно определенно стоит просмотра. В нем мало болтовни, много убийств (увы, без подробностей), наличествует несколько забавных сюжетных ответвлений и даже смехотворное 3D. И этот фильм уж точно не хуже «Кровавого посвящения», «Лагеря болельщиц», «Дома ужасов» или «Резни на девичнике». Во многом даже лучше. Я жесток к плохим слэшерам, поэтому оценку можно назвать какой угодно, но только не предвзятой…

7/10


"A Stranger is Watching" (Незнакомец наблюдает) (1982). Когда Джули было восемь лет, на глазах девочки незнакомец изнасиловал и убил ее мать. Джули видела его лицо, дала достаточно точное описание полицейским, и убийцу вскоре нашли. Знакомьтесь: Рональд Томпсон, первый человек за 28 лет, которого в штате Нью-Йорк приговорили к смертной казни. Его вот-вот ждет электрический стул, и за тем, как он умирает, будут наблюдать, как минимум, двое: это отец Джули - Стивен Питерсон, успешный издатель, и его новая подруга, тележурналистка Шэрон Мартин. Что касается дочки медиамагната, то она по прошествии трех лет после того страшного инцидента более-менее оправилась от увиденного, да и ее безопасность теперь под полным контролем. Утром девочку отвозит в школу личный водитель, днем он же ее оттуда забирает, кроме того, в доме постоянно находится либо няня, либо мисс Мартин. Но то, что Джули теперь никогда не бывает в одиночестве, не спасает ее от лап еще одного ненормального. Однажды вечером в дом Питерсонов проникает мужчина, чье лицо кажется девочке смутно знакомым, и забирает с собой не только саму Джули, но и Шэрон. Сначала их ждет старый грязный фургон, а потом - каморка под одной из станций нью-йоркского метрополитена. Похититель требует от Стивена 182 тысячи долларов, ровно ту сумму, которую девочка получила в наследство от покойной матери. Но действительно ли деньги - единственное, чего он хочет? И что насчет Томпсона? Осужденный на смерть утверждает, что невиновен, что Джули приняла его за насильника, хотя настоящий маньяк вышел из дома буквально за несколько минут до прихода Рональда, который работал обыкновенным рассыльным. Совпадений не бывает. И мы очень скоро в этом убедимся.

После нашумевшей «Пятницы 13-ой» Шон Каннингем снял фильм, который имеет достаточно слабое отношение к жанру «хоррор». Маньяк здесь - совсем не Джейсон Вурхис. Обыкновенный человек, преследующий свои, (поначалу) не слишком понятные цели. Нет обнаженки, нет визуального пира жестокости, ни мистики, ни атмосферы - словом, это не «Хрустальное озеро», а простенький триллер. На примере этой ленты любопытно проследить эволюцию одного из самых многообещающих, вернее, многообещавших режиссеров восьмидесятых. «Пятница 13-е» не была дебютом Шона, но была настоящим прорывом, не только обрела культовый статус, не только стала иконой жанра, но и собрала приличную кассу. А что потом? Немногие помнят об «Инопланетном вторжении» с Брюсом Кэмпбеллом, дешевом, но хорошем телехорроре. Еще была «Глубоководная звезда шесть», парафраз «Левиафана», не самый лучший. И потом все закончилось, почему - вопрос без ответа. Такой яркий старт, и всего тринадцать фильмов за 30 лет, последние из которых - телевизионные ноунеймы. Но вернемся к «Незнакомцу». Тут Каннингема хвалить не за что. Но и для ругани причин нет. Он подобрал хороший актерский состав, выстроил грамотный сценарий, наполнил фильм саспенсом, а уж насколько бережно обошелся с первоисточником - книгой Мэри Хиггинс Кларк - одному богу известно, поскольку роман я не читал. Хотя, если верить Википедии, то отличие лишь в том, что там вместо девочки Джули фигурировал мальчик Нил. Козырей - много. Вроде загадки (кто это делает, и почему он делает то, что делает), скорострельного развития событий, приятных локаций. Ничего нового, но если настроиться на нужную волну - глаз не оторвать. Однако и возносить «Незнакомца» на «триллерный» пьедестал нет ни желания, ни поводов, ни смысла. Это качественная, но стандартная даже для ТВ работа, которых было много и в восьмидесятых, и в девяностых. И уж точно не этого ждешь от человека, который стартовал известную франшизу, посвященную похождениям монстра в хоккейной маске. Впрочем, и Ромеро до сих пор остается «режиссером одного фильма»…

6,5/10


“To All a Good Night” (Всем спокойной ночи) (1980). Два года назад, на рождественских каникулах, в школе Кэлвина для девочек произошел несчастный случай: в ходе испытания, которое старожилы устроили для новенькой, та свалилась через перила второго этажа и рухнула вниз, разбившись насмерть. Об этом уже мало кто помнит, может быть, только управляющая общежитием, миссис Дженсен. А ее подопечные планируют на праздники - ведь на дворе снова Рождество! - хорошенько оторваться. К одной из девушек, Лейе, должен приехать ее парень, ТиДжей, который обещал привезти с собой ватагу приятелей, а значит, кое-что достанется и другим красавицам. Кроме тихони Нэнси и еще одной, Линдси. Первая, пожалуй, умрет от переизбытка чувств, если только на нее взглянет представитель противоположного пола, а вторую… жестоко убивает человек в костюме Санта-Клауса. Ножом по горлу. Это происходит буквально через пять минут после того, как он разделывается с Полом, приятелем Линдси, которого она и вышла искать во двор. Тем временем, Нэнси с подачи Лейи напаивает миссис Дженсен горячим молоком с мощным снотворным, нейтрализуя ее как минимум до утра. А рядом с общежитием приземляется самолет, позаимствованный ТиДжеем у богатого отца, и стартует вечеринка. Немного алкоголя, немного песен, и молодежь парочками разбредается по комнатам. До рассвета умирают еще двое, правда, труп обнаруживается всего один. На следующий день в кампус прибывает детектив Поланский, но вряд ли он в состоянии найти и обезвредить убийцу. А кто же убивает? Не сама ли миссис Дженсен? Или, может быть, безумный садовник Ральф? Под подозрением также все парни и их девчонки. Но еще немного, и круг подозреваемых сузится до минимума - остальные просто умрут.

Еще один рождественский слэшер, опередивший и «Тихую ночь, смертельную ночь», и британский хоррор про подарки, которые не следует «Открывать до рождества». Самое интересное: имя режиссера. Дэвид Хесс! Неужели вы его не знаете? А как же злодей из «Последнего дома слева» Уэса Крейвена и «Дома на краю парка» Руджеро Деодато? Вот, теперь вспомнили. А теперь самое печальное: единственная режиссерская работа Хесса получилась из рук вон плохой. «До скрежета зубовного стандартный слэшер», как везде пишут об этом фильме, - еще не приговор. То, что клише на клише сидит и штампами погоняет, - совершенно нормально и многим слэшерам только к лицу. Так почему же «Всем спокойной ночи» может усыпить даже стойкого фаната жанра и годится только для коллекции? Во-первых, никакого вдохновения. “Uninspired”, как говорят в США. Такое ощущение, что фильм снимали левой пяткой, по принципу «дали денег (зевок), так и быть (зевок), пусть будет (зевок), что-нибудь придумаем (зевок)». Нет даже намека на атмосферу. Главные герои обходятся без всякого подобия «самопрезентации»: вот это Лейя, вот это Нэнси, а эта… да черт ее знает, ну и ладно. Особенно комичным в этом плане выглядит убийство Пола и Линдси, которые до момента своей смерти даже не появляются в кадре. И, конечно, пролог. Принцип мышления ясен: надо дать мотив. Придумали! Упала девушка с лестницы, теперь кто-то мстит. Уф, готово. Кстати! «Кто-то?». Если вы будете внимательно смотреть фильм, то поймете, кто убивает, еще до получасовой отметки. Из-за банальной операторской ошибки и режиссерской безалаберности. Маньяк-мститель предпочитает не носить с собой целый арсенал орудий, а обходиться ножом, в крайнем случае - тяжелым камнем или топором. Все ночные сцены - в ночи. Буквально. Не видно ни зги. Это касается и убийств (максимум: отрубленная голова + изорванное леской горло), и секса без обнаженки (но в наличии душевая сцена, слава богу, при нормальном освещении). Самая же главная проблема первого и последнего «шедевра» мистера Хесса - СКУКА. Вот так, с большой буквы и большими буквами. Уже минут через пять становится глубоко фиолетово, что вообще происходит на экране, и чем закончится. Почти рекорд. Это, конечно, восьмидесятые, но год выпуска - совсем не повод тратить свое время на хессовское пожелание «Спокойной ночи».

2/10

редкие фильмы, восьмидесятые, клаус кински, 3d, пятница 13-ое, сестринство, слэшер, рождество

Previous post Next post
Up