Слэшеры восьмидесятых #1

Jan 05, 2014 03:35

Небольшой новогодний подарок. А именно - подборка обзоров редких (и не очень) слэшеров из золотой эпохи этого поджанра. "Silent Madness", "Blood Rage", слышали о них? А стоило бы!


"Blood Rage / Nightmare at Shadow Woods" (Кровавая ярость) (1983). 1974 год, Джексонвиль, Флорида. Мэдди, мать двоих мальчишек-близнецов, Тодда и Терри, приезжает вместе с новым приятелем в кинотеатр под открытым небом и, полагая, что дети счастливо спят на постели, раскинутой для них в огромном багажнике ее универсала, падает в объятия любовника - ведь именно для этого существуют ночные сеансы, не правда ли? Но мальчишки не спали. Они тихонечко выскользнули из автомобиля и отправились в поисках приключений. Долго их искать не пришлось. Терри застыл над еще одной машиной, водитель которой только что полностью раздел свою подружку. И вместо того, чтобы уйти прочь, когда его заметили, взял топор и раскроил череп несостоявшемуся плэйбою. Затем измазал кровью лицо Тодда, впавшего в ступор при виде содеянного его братом, и вручил ему топор. И только потом позвал на помощь. Прошло десять лет. Несправедливо обвиненный в убийстве до сих пор прозябает в психиатрической клинике, а Терри живет с матерью в роскошном жилом комплексе «Шэдоувудз» и ни в чем себе не отказывает. То убийство оказалось первым и последним, других за ним не последовало, будто «инцидент с топором» был минутным помешательством. Но Тодд начинает вспоминать. Пытается уверить своего психиатра в том, что на самом деле убийца - его брат. Это не может не тревожить как Мэдди, так и самого Терри. И все окончательно летит к черту, когда мать близнецов сообщает теперь уже единственному своему сыну, что вскоре выходит замуж. После этого признания проходит буквально несколько минут, и раздается телефонный звонок. Звонят из клиники. Тодд сбежал. Теперь один из близнецов может разойтись на полную катушку! Ведь где-то рядом бродит тот, на которого повесят любые убийства, совершенные Терри.

Немного необычный сюжет. Немного необычно и то, что авторы «Кровавой ярости» не размениваются на прологи, знакомство с главными героями и прочую ненужную белиберду. БЕЗ ВСЯКОЙ причины Терри убивает парня в драйв-ине. Жестоко, разрубив его лицо топором на несколько частей. После чего мы видим, как абсолютно голая подружка убитого, сверкая белоснежной задницей, УБЕГАЕТ ВО ТЬМУ. Это происходит в первые же пять минут. Потом случается побег Тодда и предательство матери (именно в таком свете Терри видится ее будущее замужество). В «Шэдоувудз» приезжает лечащий врач беглеца, доктор Берман с помощником. И после того, как безумец расправляется с Брэдом, женихом Мэдди и по совместительству управляющим этого жилого комплекса, отрубая ему кисть, настает черед женщины-психиатра. Ее Терри отправляет к праотцам при помощи мачете, разрубая тело пополам, что не мешает бедняжке Берман еще какое-то время дергаться в конвульсиях, пытаясь собрать себя по частям. При помощи того же оружия маньяк укокошивает и парня, который был с докторшей. Это только начало, буквально первые полчаса! Потом будет много всего. Обезглавливание (оторванная голова приветливо помахивает вытаращенными глазами, свисая на проволоке над входной дверью - лучший подарок ко Дню благодарения!), вскрытие глотки при помощи обыкновенной вилки, деление черепной коробки надвое, и так далее. Терри не жалеет никого, а потенциальных жертв много - ровно столько, сколько жильцов в «Шэдоувудз». Специально не считал, но общее количество трупов - порядка пятнадцати. Настоящий пир для фаната барбекю из человечинки! Собственно, ничего другого здесь нет. Другого - это атмосферы, саспенса, сюжетных твистов. Зато есть хорошая музыка, где нужно - тревожная, где нужно - заставляющая ностальгировать по электронике и року восьмидесятых. И, конечно, множественная обнаженка. Начиная с того самого комичного эпизода (голый зад и ТЬМА) и заканчивая более привычной сценой в душе. Фактически это тотальная мясорубка, но с хорошей, логичной и, как уже было сказано выше, слегка неординарной затравкой - в отличие от тех слэшеров, где упор делается на количество и качество убийств, и где - по этой самой причине - о сценарии забывают. Трэш? Ни в коем случае. Микробюджетка? Тоже нет. Сильно лучше «Сожжения» (The Burning) и ничуть не хуже «Незнакомца» (The Prowler), хотя многих может смутить 100-процентно человеческая природа убийцы: у него нормальное лицо, да и убить его можно выстрелом из ружья, ножом или просто хорошим ударом кирпича по голове. Словом, не очередной балбес угрожающих пропорций, рожденный уродом в результате инцеста. Безумно жаль, что о «Кровавой ярости» все забыли. Я узнал о ней совершенно случайно, а коллекционеры вряд ли смогут раздобыть свою копию на DVD… за неимением такового. Единственный вариант на сегодняшний день - удовольствоваться просмотром этого фильма в отвратительном качестве на одном известном сайте с кучей видеороликов ;-). Но оно того стоит.

8/10


“Blood Song / Dream Slayer” (Кровавая песня) (1982). Портленд, Орегон, 1955 год. Джек Фоули возвращается домой и застает свою жену в постели с любовником, после чего ночную тишину разрывают крики, а затем - несколько выстрелов. Третья пуля в обойме револьвера предназначалась самому Джеку. Единственным свидетелем двойного убийства и суицида стал маленький Пол, который, находясь в шоке от увиденного, взял в руки флейту, подаренную отцом, и начал наигрывать единственную знакомую ему мелодию. Той же ночью мальчик оказался в психиатрической клинике, где и остался на долгие годы. До тех пор, пока один из санитаров не решил отобрать у него любимую флейту, за что жестоко поплатился: Пол убил его, а потом незамеченным покинул больницу, ставшую для него вторым домом почти на 30 лет. Судьба будто сама подсказывала новоявленному бродяге, куда идти: на заправке Фоули подсел пассажиром в черный фургон, водителя которого он вскоре зарубил топором. Тот подписал себе смертный приговор, предложив своему попутчику выкинуть «чертову деревяшку» в окно - один и тот же мотив, наигрываемый на плохом инструменте бездарным музыкантом в течение битого часа, может свести с ума кого угодно. Следующей стала девушка, путешествовавшая автостопом, и направлявшаяся домой, в маленький городок Стэнфорд Бэй. Именно там живет Мэрион, милая хромоножка, которой с недавних пор снятся страшные сны, - в них она видит одного и того же психопата, убивающего людей топором. А также черный фургон. Ни родители, ни единственная подруга, ни бойфренд-рыбак ей не верят, считая немножко сумасшедшей. Не верят и тогда, когда она рассказывает, что собственными глазами видела, как человек из снов хоронит очередную жертву в лесу. Но Пол - а это был именно он - запоминает лицо случайной свидетельницы и открывает за ней охоту… Теперь уже не в ночных кошмарах, а наяву.

О, сколько открытий чудных нам приготовил золотой век слэшеров! Похоже, «забытых» фильмов из той поры, из восьмидесятых, хватит еще на много лет ежевечерних бдений у телеэкрана - и это прекрасно. Все, даже младенцы, знают, что такое «Хэллоуин» и «Пятница 13-е», многие знают, что такое «Мой кровавый Валентин» и «Адская ночь», мало кто, за исключением верных поклонников жанра, знает, что такое «Ведьма-стерва» и «Лагерь болельщиц», но «Кровавую песню» (и этот тоскливый вой они песней называют?) - удел суперколлекционеров. Зачастую никому не известные слэшеры оказываются отнюдь не жемчужинами, а самым натуральным навозом, как, например, «Кровавое озеро» и ему подобные, но есть и исключения. Почему этот фильм оказался всеми позабыт - мне совершенно непонятно, потому что он уж точно не хуже «Адской ночи» и уж точно лучше «Пропуска занятий». Главный козырь - полное отсутствие мистики при наличии хорошей атмосферы. Кто такой убийца, и как он выглядит, мы знаем с самого начала, более того, Фоули - обыкновенный человек, лишенный каких бы то ни было сверхъестественных способностей, а его лицо не изуродовано шрамами или ожогами. Связка Пол-Мэрион в меру логична: после аварии, в которую попала девушка по вине своего пьяного отца, ей потребовалось переливание крови, и донором, за неимением лучших кандидатов, выступил один из пациентов психиатрической больницы штата. Несложно догадаться, как его звали. Забавен подход к показу видений и кошмаров, посещающих бедняжку Мэрион: сначала камера показывает ее глаза суперкрупным планом, затем вокруг рисуется желтый или зеленый круг, и через него мы переносимся в другое место и время, где главный герой - уже Фоули, а не студентка-хромоножка. Убийства в меру гуманны и не слишком разнообразны, используется топор (крупным планом показывается разрубленный им череп), реже - что-либо другое, например, ожерелье и… автопогрузчик. Одна из третьестепенных героинь обнажается, но куда краше выглядит Великолепный Черный Фургон. Идеальная машина для убийцы! Далее. Ладно скроен сюжет, да и персонажи - не мебельного типа, в этом плане «Кровавая песня» ближе к «Хэллоуину», чем к «Пятнице 13-ой». Не обошлось без юмора и запоминающихся one-liner’ов. И финальная беготня в порту, в полутьме - то, что доктор прописал. Хороший, по всем параметрам качественный слэшер; но фанатов «Техасской резни бензопилой» и прочих «Извергов» на пару с «Выродками» он может разочаровать полным отсутствием кэмповости.

7/10


"Girls School Screamers" (Кричащие школьницы) (1986). Вы знаете этих мальчишек. Обязательно сунут свой любопытный нос туда, куда не надо! Вот и Тайлера его друзья подговорили забраться в старый дом с привидениями, проверить себя на храбрость. Дух не заставил себя долго ждать, объявившись на лестничном пролете, ведущем на второй этаж. Бестелесный призрак женщины в свадебной фате, с лицом изъеденного червями трупа. Тайлер кубарем скатился вниз, вылетел из дверей, и… прямо с лужайки, задыхаясь, бормоча всякий вздор, отправился под белы ручки врачей в психиатрическую больницу. Прошло много лет, и особняк перешел в собственность католической школы для девочек. Так решил сам владелец, которого по странному совпадению тоже звали Тайлером. Дальнейшая судьба дома - полностью в руках сестер. Рассудив, что лишняя недвижимость им без нужды, а вот деньги бы не помешали, они собирают своих лучших школьниц: Джеки, Элизабет, Кейт, Карен, Сюзан, Адель и Розмари. Они должны отправиться в поместье Уэллсов и составить там опись всех ценных предметов. На все про все отведено четыре дня. А через месяц дом пойдет с молотка. Девушки приезжают туда в компании одной из монахинь, сестры Урбан. И сразу же решают устроить игру в прятки, в ходе которой одна из них обнаруживает дневник своей ровесницы, некоей Дженнифер, которая, согласно легенде, умерла здесь и до сих пор скитается по дому уже в качестве призрака. Школьницы тут же садятся за стол и устраивают спиритический сеанс, пытаясь вызвать дух погибшей. В один прекрасный момент колдовская доска взмывает в воздух, а потом Джеки обнаруживает портрет той, с которой они пытались наладить контакт. На полотне - ее, Джеки, стопроцентная копия. А потом в доме объявляется убийца…

Что за чудесное название! Ну «Трома» же, нет? Она самая. На счету этой студии не так много слэшеров, и они четко делятся на «черное» и «белое». К «белому» относятся комедийные трэш-поделки вроде «Дня матери», а к «черному» - беззубые попытки сыграть на том же поле, что и бесконечные «Пятницы 13-е», только с юмором и совершенно без претензий, вроде «Кровавого университета». «Кричащие школьницы» - тоже без претензий, но юмора здесь нет, это совершенно простецкий слэшер на пару с "ghost story". Дано: старый особняк, призрак, семь девушек, монашка и несколько парней. И не важно, что легенда невнятная, а парни появляются в кадре только для «кучности», или для того, чтобы пополнить список потенциальных мертвецов. Начало - прямо-таки Италия в своем худшем проявлении. Мальчишка и страшный труп невесты! Зато эффектно. Потом делается все что угодно, чтобы «съесть» хронометраж. Разговоры, болезнь сестры Урбан, визуализированные воспоминания Дженнифер, обязательный спиритический сеанс. И так проходят 50 минут, по истечении которых, наконец, начинаются убийства и просыпается чертовщина. Тесак в рот, разделяющий череп на две равных части (в кромешной темноте, так что без подробностей), лампочка в подвале, при включении бьющая девушку током, да так, что ее ноги (!) немедля обугливаются. Это, кстати, не самое худшее. Потому что есть еще автомобиль, сбивающий одного из парней, другой автомобиль, открыв дверь которого девушка почему-то истошно кричит, и неподвижная кукла в саду, всаживающая вилы в грудь второго по счету «самца»… без единой капли крови. Какое отношение ко всему этому имеет мальчишка Тайлер? Никакого. Просто корчится на больничной койке, когда убивают очередного гостя уэллсовского особняка. Более того, сначала кажется, что эпизод с ним (Тайлером) - из прошлого, а вот нет, он из настоящего! Зачем вообще нужна в кадре сестра Урбан, то лежащая в постели, то бродящая по дому? И кто такой Роберт Фишер? Это доктор, появляющийся в самом начале, осматривающий дом, и исчезающий… в никуда. С сюжетом - полная беда, куча ниточек - они просто ниточки, причем настолько явные, наглядные свидетельства плохой работы сценаристов, что игнорировать их невозможно. Самодеятельная чушь, которая то пытается быть серьезной, то заставляет зрителей выпучивать глаза в лучших традициях героев латиноамериканского «мыла» - потому что иначе реагировать на происходящее нельзя. Восьмидесятничества - много, но остальных бонусов, которых обычно хватает в слэшерах тех времен, - не дождетесь. Словом, еще один «Кровавый университет».

1/10


“Moon in Scorpio” (Луна в созвездии Скорпиона) (1987). Из психиатрической клиники совершает побег один из опасных пациентов, как позже выясняется - с «вьетнамским синдромом», убивая одного из врачей, а следом за ним еще и случайного человека на парковке. Главврач, сомневаясь в том, что полицейские смогут выти на след беглеца, нанимает частного детектива, Ричарда Варгаса, который и сам бы мог составить прекрасную компанию умалишенным. И тот спустя две недели находит в открытом море дрейфующий катер; на его борту - только один человек, обезумевшая от страха девушка, которая немедля вонзает в живот Варгасу меч. Позже выясняется, что ее зовут Линда, в девичестве - Карлайл, а теперь - Трамонт. Она вышла замуж совсем недавно, но уже стала вдовой. Линду привозят в ту же клинику, к тому же врачу, и там девушка рассказывает свою историю. Все началось с решения Аллена, ее мужа, провести медовый месяц на катере; а конечный пункт - Акапулько. Романтика! Но только на первый взгляд. Все из-за одного маленького нюанса - компанию молодоженам составят двое боевых товарищей Аллена по Вьетнаму, Марк и Берт, а также их подруги: помешанная на астрологии Изабель и не расстающаяся с бутылкой Клэр. Линда с самого начала не в восторге от этой идеи, девушку мучают дурные предчувствия, к тому же достаточно взглянуть на то, как остальные общаются друг с другом, чтобы без всяких знаков свыше понять: путешествие окажется далеким от идиллии. Старые друзья - совсем не друзья, Берт ненавидит Клэр, Клэр ненавидит Берта, Изабель себе на уме и преследует какие-то свои, странные цели, а Марк, кажется, безумен. Первым же утром выясняется, что одна из девушек чудесным образом исчезла с лодки, связь с «большой землей» отсутствует, парус уничтожен. И кто-то из этих шестерых - как минимум, дважды убийца. Но кто?

К сожалению, этот вопрос если и будет кого-либо волновать в ходе просмотра, то явно не в первую очередь. Именитый порнорежиссер Гари Грэйвер, возможно, и пытался снять что-то вразумительное, ведь согласно его интервью, «Луна в созвездии Скорпиона» должна была стать мистическим хоррором с участием вампира. Но фильм в результате оказался в монтажной, и не раз, и не два. В конечном итоге не осталось ни мистики, ни кровососов. Получился очень странный слэшер, и по нему видно, даже если не знать предысторию, что ножницы кое-кто употребил по делу и без дела. Вопросы есть и к актерам, и к сценаристу, и к автору диалогов. Каким образом Варгас, смертельно раненый на яхте, потом вновь оказывается в кабинете главврача? Ах, говорите, это было до того, как случилось то, что было после того? ОК, хотя временная путаница никогда ни одному фильму не шла на пользу. Но попробуйте ответить на другой вопрос! Если все происходящее - воспоминания Линды, один большой флэшбэк, и она не убийца, то каким же образом получается так, что мы становимся свидетелями всех смертей? Главную роль играет Бритт Экланд, достаточно известная в мире кино шведка, но играет из рук вон плохо. Сцена истерики на яхте в прологе и сцена истерики в клинике - это актерский уровень безвестных типов из безвестного слэшера с бюджетом 50 тысяч долларов. А еще есть «Варгас», переигрывающий настолько, что его роль кажется комедийной. А еще - Изабель. Говорящая намеками и загадками. В разговоре с каждым из мужчин она считает необходимым упомянуть название фильма. «Луна сейчас в Скорпионе. - О чем ты? - О многом. О мести, о возмездии. Сейчас время великой тьмы». Это Аллену. «Луна сейчас в Скорпионе. Это время проблем, злости и страха. Но луна прекрасна!». А это Берту. Облизывая окровавленный палец Марка: «Я тебе говорила, что скоро Луна будет в созвездии Скорпиона?». Фразочки, которые выдает «Линда», столь же чудесны. Например: «Мой медовый месяц стал кошмаром на яхте смерти!». Вьетнамские сцены - из той же оперы. Лужайка близ режиссерского дома, по ней бегут азиаты, одетые с иголочки, в яркие, красивые наряды, и их преследуют американские солдаты, палящие из автоматов себе под ноги. Да, продюсер - Фред Олен Рэй. Да, «Клэр» и «Изабель» обнажаются в ходе первых 40 минут. Да, убийство много, но почти все - при помощи ножа. Да, в кадре есть дурацкий скелет, и постоянно мелькает гарпун, которым перерезают (!) горло. Дичь породы «несусветная». С невменяемым финалом, без всяких объяснений, логики, здравого смысла. И, честно говоря, я сильно сомневаюсь, что в изначальном своем виде фильм был сильно лучше…

0/10


“Phantom of the Mall: Eric’s Revenge” (Месть призрака) (1989). В небольшом калифорнийском городке Мидвуд, с подачи местной градоначальницы Карен Уилтон и беспринципного девелопера Харва Поснера, наконец-то открывается огромный торговый центр. Теперь горожанам нет необходимости ездить за несколько десятков миль, чтобы закупить продуктов на неделю вперед, они знают, куда отпустить детей, и что те из молла никуда не денутся, да и рабочих мест изрядно прибавилось! Среди новых сотрудников торгового центра - Мелоди Остин и ее лучшая подруга Сюзи, обе подрабатывают то в ресторане, то в одном из магазинчиков с модной одеждой. Все довольны, а скоро, 4 июля, грядет банкет в честь открытия молла. «Пометьте эту дату у себя в календарях», - говорит Поснер в ходе торжественного открытия царства стекла, бутиков и фаст-фуда. Совету Харва в первую очередь следует человек, построивший в одном из подсобных помещений свой новый дом.

Он убивает одного охранника за другим, и вот уже жертв целых три. Причем, последняя - с кровавыми провалами на месте глаз - падает из вентиляционного люка прямиком на стол в кабинете Поснера. Что если сообщить об этом в полицию? Ничего хорошего - центр закроют «до выяснения», а сколько будет длиться вынужденный карантин, не подскажут даже лучшие в мире экстрасенсы. И Харв избавляется от тела. Мелоди же, тем временем, то находит в своем рабочем ящичке шикарный букет орхидей, то платье, о котором мечтала, на сиденье собственного автомобиля. То вдруг в ресторане, где она готовит столы к званому ужину, заиграет их любимая с Эриком песня… Эрик. Ее любимый. Погибший в огне буквально через секунду после того, как выпихнул девушку из окна горящего дома. Своего дома. Стоявшего на том самом месте, где сейчас сверкает блеском витрин Мидвуд-молл. Похоже, он вернулся.

Мокбастеры появились отнюдь не в 2000-х и отнюдь не с подачи кинокомпании Asylum. Взгляните хотя бы на это. В 1989 году на экраны вышел «Призрак оперы» с Робертом Инглундом, достаточно серьезная постановка, не имеющая, впрочем, особого отношения к классическому роману Гастона Леру. И тут как тут - «Призрак супермаркета», фильм, несмотря на несколько комичное название, совершенно не смешной. Убийца со страшными ожогами на лице, его возлюбленная, которую он пытается оградить от опасностей, при этом убивая всех встречных-поперечных - ничего не напоминает? Уж не знаю, почему на IMDB в графе жанр помимо «хоррора» значится «мелодрама»; это чистой воды слэшер. Новизны в нем - ноль целых ноль десятых. Тему моллов как идеальной локации для серии кровавых убийств обыграли до «Мести призрака» неоднократно, достаточно вспомнить «Резню в супермаркете». Что касается романтической линии и образа психопата - см.выше. Однако фильм очень неплох! Черт с ней, с вторичностью.

Куда важнее то, что здесь заняты очень неплохие актеры (включая Кена Фори из «Рассвета мертвецов», где действие тоже развивалось в… ну вы помнмте), которые хорошо справились со своей работой; не чета большинству слэшеров, где есть лишь дьявольской мощи маньяк и его пушечное (скотобойное) мясо. Важнее то, что здесь немалую часть времени играет приятно ностальгическая музыка, от наивного рока восьмидесятых (со словами «Is he the phantom of the mall / Or just a retard in a broken hockey mask»!!!) до атмосферных бульканий-цоканий. Важнее то, что фильм под завязку наполнен достаточно креативными убийствами. Например? Пожалуйста: смерть от удавки (не удушения!) на эскалаторе, вентилятор, разрубающий на части лицо, погрузчик, пригвождающий жертву к электрощитку, который дает такой разряд, что у жертвы вылетают глаза (!). И самое крутое (невероятное, бредовое - нужное подчеркнуть) - когда пианист садится на унитаз, и оттуда вылезает кобра, кусающая его… именно туда, куда вы подумали.

Злодеи - лучше не придумаешь (от самого «фантома» до подручного Харва, Кристофера, который запоминается даже больше, чем сам Эрик). Все эти канализационные люки, лазы, ходы, подвалы, да в темноте - уммм! Но не обошлось и без откровенного идиотизма. Про кобру сказано выше, но эта сцена - из разряда WTF?! - не единственная. Как вам урод из подземелий супермаркета, который выстроил в своих владениях целый спортивный зал, где он успешно практикует карате?! Или единственная секс-сцена с настолько дуболомно использованной дублершей, что хочется плакать? И к чему вообще был этот эпизод с нападением насильника на Мелоди на автостоянке? Чтобы включить пианиста-извращенца в список жертв? Ну и ладно, ничего страшного. Главное, что на излете эпохи слэшеров был снят весьма эффектный, динамичный, в меру жестокий и атмосферный фильм. И - кем бы вы думали? Ричардом Фридманом, который до этого отметился трэш-слэшером «Резня в психушке» и симпатичным, но совершенно невменяемым хоррором «Страшная находка». Надо бы повнимательнее ознакомиться с его более поздними лентами. А «Месть призрака» - рекомендую. Все, что вы хотите получить от слэшера восьмидесятых, вы получите в полной мере.

7/10

редкие фильмы, восьмидесятые, супермаркет, худшие из худших, яхта, трома, слэшер

Previous post Next post
Up